План-конспект проведения итогового занятия "Жизнь и быт кубанских казакаов"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие проволдилось в соответствие с темами недели "День народного единства", и последующей за ней "день города", в соответствие с этими темами выделен региональный компонент тематики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_i_byt_kub_kazakov.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №9 г.Кропоткин
старшая группа «Солнышко»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения итогового мероприятия по теме недели в старшей группе «Солнышко»
«Жизнь и быт кубанских казаков».
Цель:
Воспитывать у детей интерес к жизни кубанских казаков.
Задачи:
Расширить знания детей о жизни и быте казаков.
Закрепить названия предметов народного быта Кубани в краеведческом уголке.
Учить разгадывать кроссворд.
Совершенствовать умение рассказывать знакомые стихи выразительно, эмоционально.
Словарная работа:
Прялка, чугунок, лапти, рушник, кроссворд.
Предшествующая работа:
Экскурсия в музей; заучивали стихи, считалки, песни о родной Кубани; знакомились с краеведческим уголком. Просмотр презентации
«Жизнь и быт Кубанских казаков».
Играли в кубанские игры, разгадывали кроссворды.
Оборудование:
Краеведческий уголок с предметами быта казаков, кроссворд.
Шапочки для игры, самовар, каравай. Экран для просмотра слайдов.
Ход занятия.
Ведущая.
Самые первые казаки пришли жить на Кубань с Дона в 1720 году. Им понравился наш край своей красотой и богатством. Казаки жили на Кубани свободно. Они охотились, ловили рыбу. Верой и правдой служили русскому царю, стерегли границы. Были они люди храбрые, удалые, умели, и воевать и жить ладно. А семьи у казаков были большие, много детей, жили все в любви и дружбе. Учили в казачьих семьях уважать и почитать старших, быть вежливыми, послушными, скромными, честными, приучали к труду. Чтобы хорошо жить, надо трудиться. Дети помогали старшим в огороде, нянчили младших детей, пасли скот. Казаки занимались разными ремёслами:
резали по дереву, чеканили по металлу, плели из соломки, прутьев ивы
(показываю предметы); преуспевали в кузнечном деле.
Казачки ткали, вечерами вышивали при лучине (показ слайда).
В каждом доме была прялка (показываю), чтобы прясть шерсть и вязать из неё одежду. Хлеб пекли тоже сами. У каждого в доме была большая печь с лежанкой (показываю слайды). Дети в холодное время года спали на печи, на её лежанке. А летом, когда было жарко, печь выкладывали во дворе. Растапливали её сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Готовили казачки вот в таких чугунках (показываю). Ели казаки за деревянным столом, у которого стояли лавки. Посуда была из глины,
а ложки деревянные (показываю). Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству. Кто хотел пролезть без очереди, тот
мог получить ложкой по лбу. Любимые блюда у казаков были лапша,
борщ, уха, студень, узвар. Чай любили пить казаки из разных трав, предпочитали мяту. В каждом огороде, росла мята.
А к празднику казачки пекли каравай (показываю). Испокон веков его несли из печи до стола вот на таком рушнике (показываю) и рушником покрывали.
Хлеб – его величество. Хлеб – наш господин. С ним сытно, тепло.
Без него голодно, холодно.
Это особенный хлеб, им и сейчас угощают когда торжество или праздник. Встречают дорогих гостей хлебом и солью. О каравае поэты пишут стихи.
И сейчас нам Катя расскажет стихотворение.
Катя.
Вот он, хлебушка душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он вкусный, золотистый
Словно солнцем налитой.
Ведущая.
А какие вы знаете стихи о кубанском крае?
1 ребенок.
Взмыло солнце над полями,
Свет клубится над рекой,
А вокруг, куда ни глянешь –
Край Кубанский мой родной.
2 ребенок.
Могучие горы, степные просторы,
Приморского берега грань
Леса и поляны, сады и лиманы -
Всё это родная Кубань.
3 ребенок.
Веселые песни летят в поднебесье.
Открытая высь голубая…
И нет красивее края России,
Чем наша родная Кубань.
Дети в казачьих костюмах исполняют песню.
Песня о родной Кубани.
4 ребенок.
Цветет над тихой речкой яблоня
Сады, задумавшись, стоят
Какая Родина нарядная
Она сама, как дивный сад!
5 ребенок.
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра!
Какая Родина богатая
Не сосчитать ее добра!
6 ребенок.
Бежит волна неторопливая
Простор полей ласкает глаз
Какая Родина счастливая
И это все для нас!
7 ребенок.
Слава Кубани – родимому краю
Слава казачьей семье!
Сердце о воли былой вспоминая
Бейся в груди веселей!
8 ребенок.
Вишням цвести, казачатам рождаться
Роду казачьему быть
И казакам за Россию сражаться
Верою ей служить!
Ведущая.
Молодцы, красивые рассказали стихи. Хотите поиграть в кубанскую игру «Подсолнухи»?
Проводится кубанская народная игра «Подсолнухи».
Игроки стоят в несколько рядов – это подсолнухи. Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок построения. По команде ведущего «солнышка», «земледелец» уходит. «Солнышко» меняет местами двух игроков. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. В это время «солнышко» ходит по кругу. Куда переходит « солнышко» туда, и поворачиваются лицом все подсолнухи.
Ведущая.
Сейчас проверим, как вы запомнили то, о чем мы сегодня говорили.
Вам надо будет разгадать вот этот кроссворд.
( Показываю кроссворд)
У каждого вопроса своя цифра. Вам надо правильно ответить на 14
вопросов.
1 как называется край в котором мы живем?
2 как называется главная река нашего края?
3 в каком городе мы живем?
4 кто были наши предки, заселившие Кубань более 200 лет назад?
5 по берегу Кубани было построено много хат и это поселение называлось…?
6 в чем казачка варила борщ?
7 из, сколько посудин ела вся семья?
8 из какого материала делали ложки?
9 что брали казаки, чтобы заварить чай?
10 на чем изготавливали шерстяные нитки?
11 какое блюдо любили есть казаки?
12 как называется казачий дом?
13 на чем любили сидеть казаки во время обеда?
14 загадка.
Кто он? Теплый, золотистый,
С хрусткой корочкой витой,
Словно солнце налитой,
Он пожаловал на стол,
В нем здоровье наша сила
Много рук его растило.
После каждого ответа на вопрос с кроссворда убираю полоску бумаги, которая закрывает данный ответ.
14 | |||||||||||||
К | |||||||||||||
6 | 13 | А | |||||||||||
Ч | Л | Р | |||||||||||
У | 9 | А | А | ||||||||||
3 | 4 | Г | Т | 10 | В | В | |||||||
2 | К | К | 5 | У | 7 | 8 | Р | П | 11 | 12 | К | А | |
1 | К | Р | А | С | Н | О | Д | А | Р | С | К | И | Й |
У | О | З | Т | О | Д | Е | В | Я | Т | У | |||
Б | П | А | А | К | Н | Р | А | Л | У | Р | |||
А | О | К | Н | А | Е | К | Д | Е | |||||
Н | Т | И | И | В | А | Е | Н | ||||||
Ь | К | Ц | О | Н | Ь | ||||||||
И | А | Ь | |||||||||||
Н |
Ведущая.
Молодцы. На все вопросы ответили правильно. Кроссворд разгадали.
По труду и награда. Приглашаю вас к столу. Угощайтесь караваем и
душистым, травяным чаем.
Воспитатель: Рогозина Светлана Валерьевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: «Я люблю и знаю кубанские ремесла!»
План – конспект: «Я люблю и знаю кубанские ремесла!»Автор: Шарипова А.П., воспитатель МДОУ д/с N 7 города Славянска-на-Кубани. Форма проведения – викторина.Дидактические задачи:- Позна...
План-конспект и логика итогового занятия для детей старшей группы. Интеллектуальная игра.
Данный материал содержит материал по всем образовательным областям. Занятие проводится в форме интеллектуальной игры: соревнование двух команд. Задания для детей разнообразные, интересные. Также предл...
План - конспект открытого интегрированного итогового НОД . Провели: воспитатель: Волобуева М.В. Педагог-психолог Кривчикова Ю.А.
План - конспект открытого интегрированного итогового НОД .Дата проведения: 2014 год.Провели: воспитатель: Волобуева М.В.Педагог-психолог: Кривчикова Ю.А. Программное содержание: Интегр...
План-конспект о проведении мастер класса "Гирлянда из фольги"
2.Знакомство с целями и задачами.3.Лесная гостья (фрагмент театрализации).Стук в дверь, вбегает девочка в костюмчике белочки с игрушкой в руках.А меня вы не ждали?Я лесная белочкаЗовут меня ...
План-конспект о проведении мастер класса "Гирлянда из фольги"
2.Знакомство с целями и задачами.3.Лесная гостья (фрагмент театрализации).Стук в дверь, вбегает девочка в костюмчике белочки с игрушкой в руках.А меня вы не ждали?Я лесная белочкаЗовут меня ...
План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии
Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...