ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА
методическая разработка (старшая группа) на тему

Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

РАЗВТИЕ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном  развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственно-художественного отношения к искусству, в частности к литературе. Устойчивый интерес к книгам, тяготение к знакомству с новыми произведениями воспитывается  посредством ознакомления с художественными произведениями писателей Урала.

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Но, к сожалению, очень редко мы можем увидеть их по телевидению, редко встречается  и книга  в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза  при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от  современной лексики.

       Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.

Донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала возможно путем углубления  знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П.П.Бажова.

Цель данного проекта: создать условия для развития  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для работы в данном направлении были определены следующие задачи:

 Приобщить детей к истории родного края, познакомить с жизнью и творчеством писателя  П. П. Бажова, через занимательный материал, использование информационно – коммуникационных и мультимедийных технологий.

Формировать чувство гордости за свой край и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем.

Развивать индивидуальное творчество через создание поделок, посредством художественного творчества, и другие творческие работы.

Приобщать дошкольников к современной жизни края, вызвать интерес к посещению выставок, музеев, экскурсий.

Пополнить методическое и  дидактическое  сопровождение к образовательным областям, дополнить их региональным компонентом.

Вовлекать в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного края.

Методы, используемые в данной работе: словесные, практические, наглядные.

Масштаб проекта: краткосрочный, групповой, творческо – поисковый

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родителя, воспитатели.

Сроки реализации проекта: январь – февраль 2014 года

Содержание деятельности: I этап: Подготовительный (сбор информации).

- Сбор материала о П.П.Бажове;

-Выставка книг П.П.Бажова;

- Чтение произведений П.П.Бажова;

- Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

II этап: Исследовательский.

- Беседа «Что мы знаем о П.Бажове».

- Рисование: «Огневушка-Поскакушка».

- Лепка: «Серебрянное копытце»,

               «Голубая змейка»,

 - Оригами: «Голубая змейка»,

  - Аппликация: «Огневушка-поскакушка»,

    III этап: Заключительный.

- Выставка поделок по сказам П.П.Бажова (дети совместно с родителями).

- Создание альбома «Наш Бажов»

- Праздник «Сказ из малахитовой шкатулки» - комплексная итоговая деятельность с детьми.

 Просматривая  видеофильмы, читая многоцветье Уральских сказов П.П. Бажова,  у детей шестого года жизни значительно совершенствуется процесс восприятия литературного произведения, улучшается как его смысловая, так и эмоциональная составляющие, поэтому при ознакомлении с текстом важно стараться  выразительно читать произведения, помогая детям, как можно глубже воспринять, понять и полюбить его. Только верное авторскому замыслу выразительное прочтение  сказов дает полноценное восприятие, пробуждает у детей активные переживания, сопереживания и нравственный отклик.

Совместное слушание и сопереживание прочитанного активно влияют на возникновение и дальнейшее углубление интереса к произведениям уральских мастеров литературного жанра.

   Рассматривая иллюстрации к прочитанным произведениям, ребята с удовольствием пересказывают их, употребляя старинные фольклорные слова и выражения. Знание детьми текста помогает им правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов и объектов; использовать прилагательные и наречия; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику рассказа, в повествовании отражать типичные особенности жанра сказа, рассказа или сказки.

При посещении краеведческого музея г. Полевского дети с интересом узнавали о том, что у нас на Урале есть: железные, медные, алюминиевые (бокситы), марганцевые, никелевые руды, месторождения золота и платины, драгоценные и цветные камни, строительные материалы, горючие ископаемые.

 Воспитанники, зная произведения  писателя Урала П. П. Бажова, с любопытством рассматривали предметы его быта, старинную мебель, предметы обихода.

Благодаря проекту, воспитанники узнали, что П. П. Бажов один из самых интересных и необычных писателей нашей страны.

          На основании полученного опыта они изображали различные сюжеты по бажовским сказам в различных видах продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, как в детском саду, так и в домашних условиях совместно с родителями.

На заключительном этапе дети с удовольствием приняли участие  в комплексном мероприятии «Сказы из малахитовой шкатулки».      

 Успехом в решении задач стали  следующие результаты проделанной работы: старшие дошкольники проявляют большую заинтересованность и активность в слушании произведений, становясь участниками этого процесса; ярче проявляется индивидуальный творческий потенциал детей в их повседневной жизни.

Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П.П.Бажова.

Родители активные участники образовательного процесса, вместе с детьми читают сказы П.П.Бажова, учат стихи, готовят костюмы, участвуют в выставках.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе. Альбомы рисунков детей по сказам П.П.Бажова. Выставки поделок. Альбом «Наш Бажов».

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.  Эффективным средством для развития творческих способнос...

«Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна»

От природы каждый ребенок талантлив, одарен, но развитие одаренности в дошкольном возрасте имеет скрытый характер, который необходимо раскрыть, развернуть, развить. Художественная одаренность ярч...

"Внесем в свой мир красоту". Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с живописью.

В статье идет речь об использовании в образовательном процессе дополнительной общеразвивающей программы «Внесем в свой мир красоту» художественной направленности,  способствующей разв...

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы....