Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой природой»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой -природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там - лес погубили, там - лугов лишились, там - земля очерствела и не хочет рожать хлеб....
Наша группа работает по комплексной программе «Радуга». В данной программе не выделен самостоятельный раздел по экологическому образованию детей. Но в разделе «Как ребёнок познаёт мир» этой проблеме уделяется внимание. Я работаю с детьми старшего возраста. Внимательно изучив раздел «Как ребёнок познаёт мир» на данном возрастном этапе, я выделила следующие важные моменты:
- У детей пяти-шести лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»
- Большое значение для познавательного развития ребенка пяти лет имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.д.).
-Готовность упорядочить получаемую информацию, классифицировать ее на крупные блоки (дикие и домашние животные; зимующие и перелетные птицы).
Итак, у детей пяти-шести лет наблюдается стремление расширить понимаемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_sigaleva.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой природой»
Воспитатель: Сигалева С.В.
Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя...
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой -природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там - лес погубили, там - лугов лишились, там - земля очерствела и не хочет рожать хлеб....
И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками - мол, само как-то так вышло.... Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами - часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас - не думавших - миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь - это где-то, где-то....
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше .... Дальше эта дорога обрывается пропастью. В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширяться и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними.
Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.
Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.
Наша группа работает по комплексной программе «Радуга». В данной программе не выделен самостоятельный раздел по экологическому образованию детей. Но в разделе «Как ребёнок познаёт мир» этой проблеме уделяется внимание. Я работаю с детьми старшего возраста. Внимательно изучив раздел «Как ребёнок познаёт мир» на данном возрастном этапе, я выделила следующие важные моменты:
- У детей пяти-шести лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»
- Большое значение для познавательного развития ребенка пяти лет имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.д.).
-Готовность упорядочить получаемую информацию, классифицировать ее на крупные блоки (дикие и домашние животные; зимующие и перелетные птицы).
Итак, у детей пяти-шести лет наблюдается стремление расширить понимаемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить, по крайней мере три задачи:
1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
2) . Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).
Можно представить себе три уровня изучения природы:
I. Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимание на их связи;
II. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. внимание
концентрируется на том, например, чем питаются те или иные, строятся
соответствующие цепи питания.
III. Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы. Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было бы преступить к исследованию процессов; надо же сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят». Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, прежде всего?
Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.
Для решения таких задач, как:
- Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона.
- Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.
- Воспитание любви к природе своего города; полезно создание экологической тропы.
Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха, на территории детского сада.
Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты - схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть:
- Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.
- лекарственные растения, специально высаженные на участке.
- Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.
- Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых растений, цветов.
- Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок.
Большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька - мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев. Узнавали из новых бесед, какие животные живут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ - с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное), нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки.
При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.
Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье.
С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривали расписание на участие. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа, окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? - спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые деревья. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий в парк. Наш парк очень красивый. Сейчас я составляю календарь природы своего парка, чтобы знать за ранее, когда какое явление можно показать детям.
Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.
Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д. Параллельно велась работа с народным календарем.
Наблюдение - это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).
Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные вопросы «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем, как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И, слава Богу, они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.
Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные знания, ребята, особенно старались проявить заботу о животных и растениях.
□ Основные же знания о природе нашего района, экологические знания дети получают на занятиях. Очень помогли мне книги «Игровые экологические занятия с детьми» Молодцовой и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Николаевой.
На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможным полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить?, как защищается, чем питается). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон (комары - хорошо, комары - плохо; крапива - хорошо, крапива – плохо). Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.
В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой - живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.
На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?
На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще задолго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается, они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.
На занятиях «Дикие животные» - продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Что бы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы (модели). На фланелеграфе прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.
Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например, узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом - насекомые, зимой - семена хвойных деревьев). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы, если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.
На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!
Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю внимание, какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений; разобрать откуда берутся народные названия (чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).
А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно.
В проекте у нас еще составление вместе с детьми и родителями альбома «Экология в картинках». В ней мы хотели собрать материалы о природе нашего региона, стихи, рисунки, фотографии. Для этой книги мы собираем загадки, придуманные нашими ребятами, рассказы, в основе которых лежат знания о природе края, полученные на занятиях.
Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.
А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом пропагандистскую работу: рисуют плакаты, вместе с родителями сделали кормушки для птиц, заготавливают им корм.
Очень важно, чтобы, воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.
Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими.
Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача - поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления.
Эффективное средство работы с родителями - экологический стенд. В помощь родителям создана рублика «Советы и секреты старичка - Лесовичка». Знакомим родителей с нашей природой ее тайнами и загадками. Здесь и слова знаменитых людей, статьи, призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания.
Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле». Организация проведения собрания (выставка художественной литературы о природе, детских работ, выставка поделок из природного материала) родителей в обсуждении доклада.
Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую, какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.
В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей (готовятся стихи, конкурсы, песни, игры).
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.
Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.
Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.
Тема: Тема: «Птицы- друзья человека»
Цель: Знакомить с разными птицами, в первую очередь с теми, которых дети могут наблюдать; сформировать представление о приспособленности птиц к условиям наземно-воздушной среды обитания к сезонным изменениям этой среды, раскрыть на примере птиц морфофункциональные связи в живом организме; связь строения органов и их функционирование ( небольшое легкое тело, покрытое перьями, широкие складывающиеся крылья для полета и т.д.) Дают знания о роли птиц в природе и жизни человека. Принимать конкретное участие в охране птиц.
Тема: «Птицы-друзья человека»
Вести наблюдения за воробьями, вороной, сорокой, голубем, снегирем, синицей. Поместить изображение (картинку) в уголке природы. Описывать окраску птиц,рассказывать о поведении птиц, составить рассказ (альбом «Птицы» Веретенникова ). Для знакомства с птицами закрепляем знания через д/ и, упражнения, рассказы-загадки, описания, выбрать из большого количества тех которых видели, давать контуры для раскрашивания. Птицы живые. Они двигаются, дышат, питаются, растут , размножаются, видят , слышат, им бывает холодно, страшно, весело. Устанавливать связь между погодой и поведением птиц / в холод,тепло, дождь. Птиц надо подкармливать, особенно зимой. Ввести правило: если хочешь наблюдать за птицами, веди себя спокойно, не делай резких движений, не подходи близко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"
Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...
Творческий отчет по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование"
Творческий отчет представлен на РМО воспитателей, одобрен и предложен к распространению...
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастачерез изобразительную деятельность/Методическая разработка/ Программные задачи:-продолжать формировать интерес детей ...
Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»
Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...
Опыт работы «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Опыт работы «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Опыт работы:"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....