Статья. «Детская игрушка» как средство возрождения и приобщения детей к истокам народной культуры.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Корабельникова Любовь Михайловна

Мини музей «Детская игрушка» как средство возрождения и приобщения детей к истокам народной  культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_mini_muzey_detskoy_igrushki.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мини музей «Детская игрушка» как средство возрождения и приобщения детей к истокам народной  культуры.

         

Музейная педагогика – важное звено  дошкольного образования и воспитания детей. Музей приобщает ребёнка к миру ценностей, к истории, к культурному наследию своего народа, формирует духовно-нравственные отношения. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с традициями, бытом, приобщают их к русской культуре и творчеству, воспитывают любовь к родному краю, своему народу. Знакомясь с музейными ценностями, ребенок может расширить и обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и суждения, а потом ещё и поразмыслить об увиденном, поделиться своими впечатлениями с родителями.

     Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А. У. Зеленко, он считал, что музей должен «подойти к детям», чтобы они смогли увидеть, услышать, попробовать, а также совершать собственные открытия и сделать что-нибудь своими руками.

Создание мини-музея обогатит впечатления детей, обеспечит социальное партнерство в процессе сбора материалов и экспонатов музея, позволит обеспечить познавательное развитие детей, ощутить духовную связь со своими предками, а взрослые смогут вспомнить свое детство, представить образы детства своих родителей и даже прабабушек, тем самым обеспечивая социальное партнерство.

Музейная педагогика – чрезвычайно увлекательная деятельность, которая буквально «захватывает» тех, кто с ней соприкоснулся. Воспитатели, родители с детьми начинают собирать и приносить в детский сад различные экспонаты для мини – музея, занимаются поиском информации, больше читают, ходят в музей, в библиотеку и т. д. Главная идея - коллекционирование и исследование, которые пробуждают любознательность, творчество, стимулирует общение детей и взрослых. Ведь и музеи бывают разные: краеведческие, художественные, военно – патриотические, исторические и т. д.

Один  из важных видов в музейной педагогике – это музей игрушки.

У каждого в детстве было много разных игрушек, во время игры они чудесным образом расползались по всей комнате, а иногда и по всему дому, а потом не хотели собираться обратно. К сожалению, родители мало рассказывают детям об историях возникновения, изготовления и назначения игрушек…  А что нам даёт игрушка? Нужна ли она?

    Детская игрушка, это искусство, имеющее живой, непрекращающийся процесс, со своими специфическими законами развития.

Игрушки известны человечеству с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Игрушки, найденные при раскопках Индийской цивилизации (3000—1500 до н. э.) включают маленькие повозки, свистки в виде птиц и игрушечных обезьянок, которые могут сползать по верёвке. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева.  В Древней Греции и Древнем Риме дети играли с куклами, сделанными из воска и терракоты, глины, луком и стрелами. В Греции, когда дети, особенно девочки, достигали совершеннолетия, было принято приносить игрушки детства в жертву богам. Накануне свадьбы девушки возраста около четырнадцати лет в качестве обряда посвящения во взрослую жизнь приносили свои игрушки в храм.

Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки — деревянные и глиняные фигурки: животных и птиц, куклы; деревянная и глиняная посуда, игрушечные домики, колодцы, избы и т. д.. Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри.

В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки.

Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду и т.д.

Музей игрушки — уникальное хранилище музейных ценностей: памятников древних эпох и современности. Музей был основан в Москве в 1918г. Он является самым первым музеем этого профиля в Европе. Его миссия — собрать, сохранить и передать будущим поколениям хрупкие предметы, дорогие детским сердцам прошлого и настоящего.

Основатель музея — художник, коллекционер, музейный деятель Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931). Именно его тщанием было создано это уникальное собрание, ставшее в Москве 1920-х гг. одним из самых популярных музейных центров.
Н.Д. Бартрам начал собирать свою коллекцию в начале 1910-х. Первоначально Музей игрушки начал формироваться ещё в квартире самого художника и коллекционера.

Музей игрушки был открыт для публики 17 октября 1918 г. на Смоленском бульваре, а для посетителей только в 1921 году. В 1925 году переехал в новое помещение на Кропоткинской улице. Сегодня это здание занимает Литературный музей А. С. Пушкина. Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов, занятых под экспозиции.

В течение нескольких лет в коллекцию музея вошли собрания памятников детской культуры из Александровского дворца в Царском селе, Ливадийского дворца, Строгановского училища, национализированных частных коллекций и специализированных магазинов. Широкий охват детского быта позволил Музею игрушки участвовать на многих выставках. В марте-апреле 1922 года он открыл свою выставочную деятельность, приняв участие на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, устроенной Академией художественных наук. Осенью 1925 года и зимой 1926 года в стенах музея были организованы просмотры всех кукольных театров Москвы, а в марте-апреле следующего 1927 года работала выставка кукольных театров, во время которой проходили кукольные спектакли. В мастерской при музее продолжили свою деятельность курсы художественной игрушки, ежегодно готовившие 300 мастеров-специалистов этого вида художественного творчества. Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея. Во главе Музея игрушки Н. Д. Бартрам оставался до самой своей смерти в 1931 году.

     В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск. С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища.

Располагается музей в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив — Троице-Сергиева лавра. Этот краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, и сегодня, без преувеличения, является важной городской достопримечательностью.

Ну, вот и мы, воспитатели, также присоединились к тем, у кого  есть самый настоящий музей с экспонатами. У нас в группе организован мини – музей  детской игрушки, собирают эту коллекцию не только педагоги, но и родители вместе с детьми. Экспонаты нашего музея можно и нужно трогать, играть, изучать. Идея "Музея игрушки", конечно, не нова, тем более игрушки в детском саду окружают нас в огромном количестве, но мы постарались взглянуть на игрушки в новом для детей ракурсе.

Сегодня мини-музеи – это часть развивающей среды в группе. При создании мини-музея мы исходили из того,  что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.

Работа по созданию музея началась с сентября 2015 года.

При организации воспитательно - образовательной работы музейные предметы используются на экскурсиях, тематических занятиях,  на консультациях, поисково-экспериментальной, театральной, музыкальной и игровой деятельности.

Мы разделили наши музейные экспонаты по тематике:

- народные игрушки из разных материалов (матрешки, глиняные и тряпичные куклы и т. п),

- игрушки наших родителей (игрушки советского времени),

- игрушки, сделанные детьми.

Планируется ООД в течение всего учебного года.

Благодаря, нашему мини – музею, благодаря огромному количеству игрушек, экспонатов у детей развивается связная речь. При помощи музейной педагогике у детей расширяются познания об окружающем мире. Интересная деятельность для детей, которая проходит каждый день, помогает социализироваться, а также без вреда для детской психики подготовить их к школьному обучению, развить трудовые навыки и творческие способности детей.

Я вам сейчас расскажу, как мы это практикуем.

Во второй половине дня мы с детьми слушаем музыку из «Детского альбома» П. И. Чайковского пьесы посвящённые  игрушкам.  Мальчики очень любят «Марш деревянных солдатиков» и вместе с музыкой превращаются в этих солдатиков, а девочки с удовольствием придумывают свой танец под пьесу «Новая кукла», а также умеют милосердно по -  матерински обращаться с больной куклой, когда слушают пьесу «Болезнь куклы». Также любят слушать «Нянину сказку»  и при этом рассматривать иллюстрации  про любимых героев сказки. А когда звучит «Полька», дети берут свои любимые игрушки и весело танцуют с ними. Также слушаем детскую музыку и других композиторов, например, Роберта Шумана, Франца Шуберта.

Кроме музыки мы широко используем художественную литературу.  С малых лет дети соприкасаются с произведениями А. Л. Барто, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака. Дети любят слушать А. Н. Толстого «Золотой ключик,  или Приключения Буратино», Н. Н.  Носова «Приключение Незнайки и его друзей», сказки и другие произведения об игрушках.

В своей работе мы используем глиняных кукол. Дети знакомятся с историей и технологией изготовления глиняных игрушек, а также сами лепят и раскрашивают свои игрушки.

Помимо глиняных игрушек  дети конструируют тряпичных кукол из ткани, а также одежду делают бабушкиным способом.

Для изготовления игрушек мы используем природный и бросовый материал,  бумагу (оригами и бумажные куклы). Методика  проведения ООД мне знакома, могу поделиться с коллегами, у кого будет желание.

А взаимодействие детей и родителей в нашем мини – музее ведёт к большим результатам: у детей складываются более доброжелательные отношения, я бы назвала партнёрские, у детей меньше возможностей тяги к телевизору и компьютеру. Он отгораживает их от просмотров не нужных передач и компьютерных игр, также, я бы сказала, сплачивает семью.

 Родители воспитанников также принимали активное участие в создании экспонатов мини – музея: делали тряпичных кукол, дарили нам игрушки, делились своими детскими фотографиями, на которых они изображены с игрушками, которыми они играли в детстве, а также предоставили фотоотчёт игровой деятельности своих детей дома. Родители принимали участие в садовском конкурсе «Игрушки своими руками», а также в городских конкурсах.

Цель.

Приобщение к музейной культуре и развитие ценностных ориентаций участников образовательного процесса.  Формирование социальной ответственности нынешнего поколения перед грядущим в сфере сохранения культурного наследия и культурных ценностей.

Задачи:

  • Расширение кругозора детей;
  • Обогащение знаний дошкольников об окружающем мире;
  •  Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы;
  • Формирование у детей представлений о музее;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.           Вовлечение детей в художественно - творческую деятельность.
  •  Создание благоприятных условий для познавательного, практического общения воспитателя с детьми в единой, созданной взрослыми атмосфере сотрудничества, игры и поиска.
  • Взаимодействие с родителями.

Музейное пространство дает возможность максимально осуществлять основные дидактические принципы развивающей предметно пространственной среды в соответствии с  требованиями ФГОС ДО:

  • - наглядности;
  • - доступности;
  • - достоверности;
  • - вариативности;
  • - интерактивности;
  • - многофункциональности;
  • - преемственности;
  • - психологической комфортности и безопасной деятельности в музейном пространстве;
  • - координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.

Ожидаемые результаты  проведенной работы:

  • Изучение народных традиций, отражающий воспитательный потенциал «добрых» игрушек.
  • Воспитание духовно – нравственных качеств.
  • Формирование устойчивых знаний и интерес к истории происхождения игрушек.
  • Изготовление игрушек своими руками из различных материалов
  • Пополнение музейных экспонатов.
  • Установление партнёрских отношений между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.
  • Создание альбома « Мир детской игрушки».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Мастер-класс для педагогов " Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры"

Цель:Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального компетенции педагогов в процессе освоения опыта изготовления русской народно...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры»

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры» Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педаг...