Конспект НОД "Северная Двина в разное время года"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Северная Двина в разное время года" в подготовительной группе, мспользуется как итоговое занятие, основываясь на полученные знания детьми в ходе изучения данной темы. Проводится в рамках реализации ООП ДО в части формируемой участниками образовательных отношений. В ходе занятия прменяется метод моделирования. Детям предоставляется право выбора времени года и содержания задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_severnaya_dvina.docx | 669.86 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Северная Двина в разное время года»
подготовительная группа
Цель: формирование представлений у детей о состоянии реки Северной Двины в разное время года.
Задачи:
Образовательные: - Уточнить представления о географическом расположении реки.
- Активизировать в речи детей названия рыб, явлений природы.
- Уточнить и расширить представления детей о ледоходе.
- Способствовать развитию представлений о появлении льда на реке.
- Закрепить правила безопасного поведения во время ледохода.
Развивающие:
- Обогащать словарь детей.
- Развивать связную речь детей – умение строить рассуждение, используя причинно-следственные связи.
- Способствовать развитию умения наблюдать и высказывать своё мнение об увиденном.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к малой Родине, навыки сотрудничества в совместной деятельности, понимание необходимости соблюдать правила безопасности на реке.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о родном городе, крае; рассматривание альбомов о Котласе, чтение стихов котласских поэтов о природе родного края; просмотр видеопрезентаций; рисование «Котлас в разное время года», рассматривание картин котласских художников о городе и природе, чтение рассказа котласской писательницы Г.Сергеевой «Едем в Котлас».
Ход деятельности:
Дети приветствую гостей.
Ребята, к нам пришли воспитатели из других детских садов, и они хотят узнать что-нибудь интересное о нашем городе, а потом рассказать об этом своим ребятам в группе.
Скажите, как называется город, в котором мы живем? Главная река нашего города?
А откуда река берет свое начало? (по опорным схемам)
Северная Двина – важнейшая река на севере России. Свое начало река берет на территории Вологодской области у г. Великий Устюг, образуясь от слияния рек Сухона и Юг, после чего течет по Архангельской области и впадает в Белое море. Участок реки от слияния Сухоны и Юга до впадения Вычегды называется Малой Северной Двиной, а участок от Котласа и до устья - Большая Северная Двина.
Вы очень интересно рассказали о реке. Но оказывается у нашей реки «Северяновны» есть много секретов.
Где мы можем узнать о них? (ответы детей – спросить у родителей, прочитать в книгах, узнать по телевизору, в интернете, экскурсии).
Мне понравились ваши предложения. Предлагаю отправиться на экскурсию, чтобы разгадать все секреты реки в разное время года.
С чего мы начнем?
На магнитной доске модели четырех времен года
- Просмотр видеоряда о реке в зимнее время года.
Какая река зимой? (выставление названных моделей прилагательных, придуманных и нарисованных предварительно детьми)
Тихая, Безмолвная (почему) | замерзшая | заснеженная | Ледяная, холодная |
Новые знания: Я узнала, что толщина льда этой зимой на Северной Двине достигала 70 см. Это вот столько. (показ руками)
Как вы думаете, под таким толстым льдом есть что-то живое? (водоросли, растения, рыбы)
Как они там живут, если кислорода зимой подольдом мало? (рыбы малоподвижны, чтобы сохранить его). Люди делают специальные отверстия – лунки. Кто может помочь рыбам? (рыбаки)
Пройдите к столу и выберите рыб, которые живут в нашей реке, прикрепите на мольберт. (картинки речных и морских рыб)
Присаживайтесь. Чья это рыбка, как она называется? (восемь рыб по количеству детей)
Умнички. Настоящие знатоки рыб. А вы знаете, что ерш очень живучая рыба? (интересные факты)
Вот какие секреты таит река зимой.
Продолжаем экскурсию. Выбирайте, куда отправимся дальше.
2. Весна. Видео ледохода.
Воспитатель: Ребята, что это? (Ледоход) Слово ледоход состоит из двух слов (лед ходит). (модель)
А что еще делает лед? (шуршит, скрепит, шевелится, громоздится, трещит…)
А вы знаете, во время ледохода бывают заторы (модель.). Тогда лед взрывают.
Все мы любим смотреть на ледоход. Это интересно, но и опасно.
Я предлагаю разделиться на пары, подойти и выбрать картинку. Вместе подумайте, что ЗАПРЕЩАЕТСЯ делать во время ледохода:
- переправляться через реку в период ледохода;
- стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;
-отталкивать льдины от берегов;
- ходить по льдинам и кататься на них.
Кто начнет. (рассказывает каждая пара) В итоге получается общая картина-предупреждение «Опасно, тонкий лед»
Ребята, весной резко тает снег и лед .Что происходит с рекой? (разливается)
Наступает наводнение (модель) – затопление территорий, которые находятся на берегу Северной Двины.
ледоход | заторы | наводнения |
Как много опасных секретов таит река весной.
Продолжаем наше путешествие. В какое время года отправляемся.
Видеоряд лето
3.Что можно делать на реке летом? (ответы детей)
А по нашей реке плавают большие корабли и теплоходы? Почему?
(мелководная, обмелевшая)
Самое глубокое место реки – 24 метра. (Это дом в 7 этажей)
Выходите, будем передавать сердечко и рассказывать. «Что мы любим, делать на реке или у реки летом»
Кто начнет? (купаться, бросать камушки, загорать, строить песочные замки, ловить рыбу, кататься на лодке, собирать ракушки, пускать блинчики, смотреть на природу)
Мне очень понравились ваши ответы. А я люблю….смотреть на закат.
Сколько приятных воспоминаний связано летом с рекой.
сердечко |
Наше путешествие подходит к концу.
Видеоряд (река осенью)
- Что происходит с рекой осень? (готовится к зиме, засыпает, становится холодной)
Где сначала река замерзает? Расстановка схем «Что сначала, что потом». (На основе опыта с водой). Почему?
Реки начинают замерзать от берега, т. к. мелко и вода быстрее остывает. А на глубине вода теплее. Когда вода вся охладится, лед покроет всю реку. Называется ледоставом.
края | наполовину | вся |
Мы побывали на реке в разное время года. В какое время года река вам больше нравится? Что нового вы узнали? Какие секреты реки мы раскрыли? Ребята, как вы думаете, мы все узнали о реке?
Я с вами согласна. Конечно, нет?
Вот, например, в Северной Двине было отмечено появление китайских мохнаторуких крабов. Интересно, кто это такие и как они попали в нашу реку. Это нам предстоит выяснить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".
Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...
Конспект занятия в старшей группе по рисованию "Моу любимое дерево в разное время года"
"Мое любимое дерево в разное время года"...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года".
Программное содержание: Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее в...
Конспект занятия кружка “Веселые художники” на тему: “Дерево в разные времена года”. Техника изображения: рисование с помощью соли. Старшая группа
Продолжать учить детей технике рисования с помощью соли. Развивать воображение при придумывании сюжета картины, умение доводить начатое до конца. Развивать пластику и мимику у детей при показе я...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года".
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года"....
Конспект образовательной деятельности по рисованию с дошкольниками с нарушением интеллекта (легкая умственная отсталость) «Береза в разные времена года»
четвертый год обучения (6-7 лет)...
Конспект НОД «Лес в разное время года» для детей старшего дошкольного возраста. (технология интеграции)
Конспект НОД «Лес в разное время года»для детей старшего дошкольного возраста. (технология интеграции)...