Проект "Татарстан - истоки доброты"
проект (старшая группа)
Проект знакомит детей с кульурой и традициями татарского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tatarstan_istoki_dobroty.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект “Татарстан: истоки доброты”
Тип проекта: информационно- творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: 1. 04. 2016 – 31. 05. 2016 (краткосрочный)
Возраст воспитанников: 5 лет
Участники: педагог, дети.
Актуальность: Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку – труженику, а также к природе и животным. Чувства детей надо воспитывать. Невоспитанность, неразвитость чувств ребёнка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Взрослых должно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма – черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.
Цель: формировать представления о доброте; продолжать воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим; учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи:
- формировать представления о доброте;
- совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым и сверстникам
- формировать представления о справедливости, дружбе, смелости
- формировать интерес к художественной литературе;
- воспитывать интерес к аппликации;
- учить осознанно относиться к выполнению правил игры
- Продолжать совершенствовать диалогическую речь
Формы работы
- Образовательная деятельность
- Беседы
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций
- Участие в игровой деятельности
- Продуктивная деятельность
- Организация выставки детских работ “Книжки малышам”
Методы и приёмы
- Беседы
- Работа с литературой
- Творческая работа
Выполнение проекта ОД (речевое развитие)
Цель: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения.
Дети входят в группу, рассаживаются на свои места. Раздаётся стук в дверь.
- Ребята, нам прислали письмо. Здесь целая игра. Для Никиты и Алёны, Для Роберта и Марселя. Давайте поиграем. Игра называется «Оцени поступок».
Алёна, что изображено на твоём рисунке?
- Дети помогают бабушке нести сумки из магазина. Они совершили хороший поступок.
- А у меня на картине дети разорвали книжки и сделали беспорядок в комнате. Это плохой поступок.
- Ребята, как выдумаете, если человек совершает плохие поступки, можно сказать, что это хороший человек?
- Нет. Это плохой человек. Хороший человек совершает только хорошие поступки.
- Верно ребята. Значит, когда мы оцениваем человека, мы имеем в виду его дела и поступки. Получается, человек ценен не красивыми нарядами, не интересными игрушками, а прежде всего своими добрыми делами. Каждый человек должен любить другого человека, должен спасать другого, должен трудиться. И тогда другие люди ответят ему тем же добром, благородством и трудолюбием. Мы недавно прочитали сказку Сельмы Лагерлёф «Подмёныш». О чём в ней рассказывается?
- В ней говорится, как одна женщина не давала в обиду подкинутого ей ребёнка тролля. Её родной сын находился в это время у троллей. Когда троллёнка били и не давали есть, человеческого детёныша тоже били и морили голодом. Только доброта женщины по отношению к детёнышу тролля спасла и её сына.
-Значит, как мы относимся к другим людям, точно так же и они будут относится к нам. Ты с добром , и к тебе с добром. Но мы ещё читали произведение Л.Н.Толстого «Лоханка». О чём оно?
- Это произведение о том, как старенькому немощному дедушке его дети подавали есть в лоханке, чтобы он не пачкал скатерть, а потом и вообще перестали сажать за стол. А внук слелал лоханку и сказал своим родителям: «Вот состаритесь и я буду кормить вас из лоханки». Родителям стало стыдно и они посадили старика за стол.
-Какой же можно сделать вывод из рассказа, ребята?
- Если хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, то и сам относись к людям хорошо. Не обижай их.
-Правильно ребята. А ведь на Руси есть ещё множество пословиц об отношениях людей друг к другу. Давайте вспомним их.
-_Каков привет – таков ответ.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Как аукнется, так и откликнется.
-Доброму Савве – добрая слава.
- Правильно ответили. Я очень хочу, чтобы после нашего занятия в вашей жизни были добрые дела и поступки. Чтобы до нас доходила только добрая слава о вас.
Вид: коммуникация (развитие речи)
Тема: «Хочу быть добрым»
Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения; учить пользоваться прямой и косвенной речью; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения; учить поддерживать непринуждённую беседу, правильно отвечать на вопросы педагога.
Методические приёмы: наглядные
словесные (беседы, вопросы)
словарные (активизация словаря)
игровые (дидактическая игра)
Демонстрационный материал: портреты Л. Толстого и С. Лагерлёф
Предшествующая работа: беседы о добре, о хороших и плохих поступках,
разбор и заучивание пословиц и поговорок.
Предварительная работа: чтение произведений Л.Толстого С. Лагерлёф,
обсуждение характеров персонажей.
Структура занятия: вводная часть – дидактическая игра
основная часть – пересказ произведений,
беседа по содержанию
заключительная часть – беседа по содержанию
пословиц
Организация занятия: дети сидят за столами.
Организация дидиктической игры «Оцени поступок»
(социально – личностное развитие)
Цель: учить справедливо оценивать свои поступки и поступки героев; формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими.
Организация дидактической игры «Ребята с нашего двора»
(социально - личностное развитие)
Цель: воспитывать культуру общения; продолжать воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим; воспитывать стремление вести себя сдержанно;
Чтение художественной литературы.
Цель: формировать умение пониматьсодержание произведений; учить сравнивать произведения, находить в них общую тему; продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый, справедливый).
Художественные произведения:
С . Лагерлёф «Подмёныш».
Л. Толстой «Лоханка»
Аппликация «Книжки малышам» ОД
(художественно-эстетическое развитие)
Цель: воспитывать у детей интерес к аппликации; учить правильно держать ножницы; учить составлять композицию из нескольких частей; учить детей выражать чувство радости; формировать желание порадовать подарком младших товарищей.
Мат-лы: лист альбомный, цветная бумага, клей, кисти.
Методические приёмы: Предложить детям порадовать малышей подарками. Показ приёмов сгибания бумаги в виде книги. Обсудить варианты композиции. Анализ, выставка работ.
Консультация для педагогов
«Воспитание основ нравственности в семье»
Воспитание и образование-процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребёнка. Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.
Основную роль в воспитании и развитии ребёнка играет семья. Именно в семье создаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.
Успешность семейного воспитания ребёнка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.
Уместно выделить факторы, влияющие на развитие ребёнка в семье: 1.микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей социальным ценностям.
2.внутрисемейная деятельность-основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.
3.воспитательная деятельность родителей.
Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья-это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности ребёнка.
Отсюда вытекают функции семьи:
- создание условий для интеллектуального и физического развития ребёнка.
- обеспечивает первичную социализацию личности.
- создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений.
В каждом дошкольном учреждении желательно знать те семьи, в которых заложен передовой опыт семейного воспитания. Очень ценно, когда описывается родителем или педагогом не только состояние семейного воспитания, но и раскрываются пути и способы получения положительных результатов, рассказывается об ошибках и способах их исправления, о нерешённых проблемах.
В России наиболее распространённой является семья однопоколенная, в которой вместе живут отец, мать и их дети. Хорошо это или плохо? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. В этом явлении есть и положительные стороны: молодые семьи привыкают к большей самостоятельности, а значит и ответственности. Но, вместе с тем при раздельной жизни нередко теряются семейные связи-традиции, объединяющие взрослых и детей.
В многопоколенной семье вместе живут и молодое, и старшее поколение. Если это дружная семья, то создаётся возможность разностороннего общения и взаимовлияния, облегчён быт. Однако, даже при хороших взаимоотношениях в многопоколенной семье есть свои трудности. В вопросах воспитания молодым родителям важно быть тактичными, но в определённых случаях твёрдо отстаивать позиции современного воспитания.
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери и отцу помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества.
Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах. Если родители обладают определённой педагогической культурой, им удастся успешно воспитывать дошкольников.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственной сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
В беседах с родителями педагоги замечают, что взрослых волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, но интересуют их прежде вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счёту, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность родители не придают значения.
Проведённые педагогические исследования позволили выделить основные показатели готовности ребёнка к школе, из которых наиболее важными являются общая нравственная воспитанность, т.е. достижение определённого уровня сформированности нравственных качеств, необходимых в учебной деятельности.
Поэтому необходимо разъяснить родителям детей дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственных качеств.
Известно стремление всех дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребёнок проявляет своё отношение к окружающим. Овладение детьми навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственных качеств, как самостоятельность и настойчивость.
С появлением новых видов труда у дошкольников расширяются возможности их использования в нравственном воспитании. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Ребёнок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям, желание позаботиться о них, доставить им радость, чувство долга перед семьёй. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственные качества.
Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.
Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Уровень развития заботливого отношения ребёнка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребёнка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике, отношение родителей к участию ребёнка в домашнем труде.
Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими всё делать.
Формирование основ нравственных качеств ребёнка начинается ещё в раннем возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее моральное развитие ребёнка. Важно с самого начала воспитывать ребёнка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребёнком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказаться на формировании его нравственных качеств.
Используемая литература:
- Ядэшко В.И., Сохина Ф.А «Дошкольная педагогика»
- Минкевич Л.В «Тематические педсоветы в ДОУ»
- Виноградова Н.Ф «Воспитателю о работе с семьёй»
Муниципальное учреждение
«Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского
Муниципального района Республики Татарстан
ПРОЕКТ
«Татарстан: истоки доброты»
Составила: воспитатель гр.№5
выс. кв. категории
Колесникова Ю.Н.
Республика Татарстан
Г. Нижнекамск
2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Истоки доброты".
Приобщать родителей к добру, чтобы они служили примером доброты....
Комплексное занятие на тему: «Истоки Доброты»
Проводили воспитатели высшей категории:Медникова Н.В.Клинкова Л.С.п.г.т. Монино, ДОУ №46, 09.02.2010...
Комплексное занятие на тему: «Истоки Доброты»
Комплексное занятие...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» тема:"Дом доброты"
Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжела...
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Дом Доброты»
Цель: Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлят...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик» Проект по программе «Социокультурные истоки» тема: «Уроки доброты»
Проект по программе «Социокультурные истоки»тема: «Уроки доброты» Составили:Биннатова Г.А.Пояснительная запискаДобрым ...