Материалы к аттестации
план-конспект занятия по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)
Конспекты НОД
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 7 «Дюймовочка»
Конспект НОД по художественно эстетическому развитию
в подготовительной к школе группе
Разработала С.Ю. Трофимова, воспитатель
г. Нефтеюганск 2017
Тема: «Матрешка и её подружки»
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с деревянной куклой - матрешкой;
- Расширить знания детей о способах изготовления и росписи «Семёновской» матрёшки;
- Формировать технические навыки и умения использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования;
- Стимулировать речевую активность детей, употреблять в речи слов определений Семеновской Матрешки - веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая;
- Развивать творчество, фантазию, воображение;
- Воспитывать доброту и любовь друг к другу, уважение к народным мастерам, окружающему миру.
Материал для деятельности:
- деревянные куклы – Матрешки;
- схема - алгоритм последовательность изготовления матрешки, мольберт;
- бумажные трафареты матрешек разного размера;
- краски гуашь, салфетки влажные, ватные палочки;
- штампы, печати;
- пластилин, дощечки;
- художественное слово – загадки и стихи;
Оборудование: ширма с аппликацией матрешек.
Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиозапись русской народной музыки.
Словарная работа: Семеновская Матрешка - веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая.
Индивидуальная работа: помощь затрудняющимся детям.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.
Ход деятельности:
Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…
Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
Схожи личиком сестрички,
Как две капельки водички.
Но сидят они друг в дружке.
Что за милые игрушки? (Ответы детей)
Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей в этом году исполняется 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото), а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Есть разные Матрешки.
Из чего делают матрешку? (Ответы детей)
Матрешек делают из дерева
Воспитатель: Из какого дерева? (Ответы детей)
Матрешек делают из елки.
Изготовляют матрешек из липы.
Воспитатель: Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.
(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)
Воспитатель: Что сначала делает мастер? (Ответы детей)
Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной. А что дальше? (Ответы детей)
Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская)
Какие цвета в росписи используют художники? (Ответы детей)
Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки? (Ответы детей)
Воспитатель: Как расписан платочек? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка? (Ответы детей)
Воспитатель: Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Вам нравится семеновская матрешка? Хотели бы вы ее расписать? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи семеновских матрешек. Чем можно расписать Матрешку? (Ответы детей)
Физминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
(Дети расписывают Матрешек. Звучит русская народная мелодия «А я по лугу».)
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.
Поспешишь – людей насмешишь.
Хорошая работа два века живет.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Каков мастер, такова и работа.
Всякое дело мастера красит.
Настоящие мастера-художники! Красиво расписали матрёшек.
Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.
Нынче праздник в нашем доме,
Гости бьют в ладошки.
Продолжается знакомство
Где же вы, матрешки?
(Под музыку выбегают Матрешки)
Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)
Мы – матрёшки, мы – кругляшки,
Мы все лаковые, одинаковые.
Как плясать пойдём –
Только пыль столбом.
Мы – матрёшки, мы – сестрички
Мы – толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть.
Подходите, подходите
На товары поглядите.
Привезли из далека,
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А весёлые матрёшки.
Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД: «Осенняя ярмарка»
Автор: С. Ю. Трофимова, воспитатель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Интегрированная деятельность, старший дошкольный возраст
Программное содержание:
- Продолжать развивать у детей желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, игры, обряды, народное декоративное творчество). Побуждать интересоваться предметами русского быта. Совершенствовать умение детей соотносить знания о предметах, представленных в музее, со знанием сказок, в которых они упоминаются.
- Расширять представление детей о традициях и обычаях русского народа, учить использовать полученные знания и навыки в жизни.
- Продолжать работу по обогащению словаря детей новыми словами, новыми терминами, загадками. Учить слушать собеседника, не перебивая его, выполнять установленные нормы поведения в коллективе
- Познакомить с русским женским костюмом Рязанской области. Дать представление о деталях костюма, сравнить их с одеждой детей.
- Воспитывать уважительное отношение к взрослым и друг к другу. Воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.
- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных песен, игр, плясок.
- Закреплять умение петь дружно, слушать друг друга, передавать при исполнении песни её шутливый характер. Уметь инсценировать народные песни, петь с солистами, чисто интонировать. Развивать у детей ловкость, быстроту речи акции, музыкальную память и слух, умение петь, выполняя игровые действия. Продолжать учить петь без музыкального сопровождения.
- Закреплять умение создавать композиции хохломского узора на деревянных ложках. Рисовать уже известные элементы узора (травку, завитки листья, ягоды).
Предварительная работа: с родителями, воспитателями групп и сотрудниками детского сада.
На нескольких встречах-консультациях со взрослыми проводятся беседы о значении народной педагогики в воспитании ребёнка. Родители знакомятся с русскими народными играми, песнями, плясками, загадками, посещают минимузей детского сада, где узнают о представленных в нём экспонатах.
На практических семинарах со взрослыми разучивают стихи, загадки, пословицы, музыкальный репертуар. Можно дать родителям задание - повторить выученный материал дома (заранее печатаем тексты и записываем музыку на аудио кассеты).
Подготовка родителей к участию в ярмарке держится в строжайшем секрете от детей, чтобы во время самого действия произвести яркое, незабываемое впечатление и доставить радость детям
Ход деятельности:
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель и родители воспитанников собираются в группе. Взрослые (кроме родителей и музыкального руководителя) и дети одеты в яркие русские на родные костюмы.
Родители, которые по секрету от детей готовились к выступлению, ждут своего выхода в другом помещении, чтобы их появление было для детей сюрпризом. Они одеты в народные костюмы.
Музыкальный руководитель.
Я вам предлагаю сейчас отправиться в наш музей русского быта. Вы любите его посещать? (Ответы детей)
Помните предметы, которые там находятся? Что вам понравилось и запомнилось? (Ответы детей.)
Как называются вещи, которые находятся в музее? (Экспонаты.)
Вы уже не раз бывали в помещении нашего музея, многое узнали о предметах, которые там представлены. Попробуйте вспомнить, в каких сказках упоминаются некоторые вещи, которые есть в нашем музее.
- Кувшин - сказки: «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль»;
- Горшок - «Крылатый, мохнатый да масленый», «Волшебный горшочек»;
- Кадка - «Лисичка-сестричка и серый волк»;
- Прялка - «Крошечка - хаврошечка»;
- Печка — «По щучьему велению», «Гуси-лебеди»;
- Сундук — «Морозко»;
- Скалка - «Лисичка со скалочкой»;
- Короб - «Маша и медведь», «Волк и лиса»;
- Корыто - «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- Ступа - сказки о Бабе Яге;
- Лапти - «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- Коромысло - «Бабка, внучка да курочка».
Воспитатель. А теперь отправимся в наш музей, и вы покажете те вещи, о которых мы говорили.
Дети и взрослые переходят в мини-музей русского быта, где собраны экспонаты - предметы старины, кухонная утварь, фотографии. Дети свободно располагаются в помещении русской горницы, оглядываются, указывают на экспонаты, о которых говорится в сказках.
Воспитатель.
А знаете ли вы загадки о предметах, которые здесь находятся?
Дети загадывают, взрослым знакомые им загадки.
- Весь день болтается, всяк за него хватается. (Полотенце.)
- Сами не едим, а людей кормим. (Ложки)
- Новая посудина вся в дырках. (Решето.)
Воспитатель.
А теперь попробуйте отгадать новые загадки (взрослые загадывают детям).
- Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга?)
- Летом спит, зимой горит,
- Пасть открывает, что дают, глотает. (Печка?)
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар?)
- Идёт пароход, то взад, то вперёд,
- А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг.)
- Рогат, да не бык, пищу берёт, а не сыт. (Ухват.)
Музыкальный руководитель.
Посмотрите, какой новый экспонат появился в нашем музее. (Показывает русский костюм)
Это старинный русский женский костюм из Рязанской области. Из чего он состоит? (Дети рассматривают костюм, делятся впечатлениями)
В таких костюмах, много лет назад ходили жительницы Рязани.
А вам знакомо это слово - Рязань?
Где вы его слышали? (Ответы детей.)
Правильно, мы с вами знаем русскую народную песню про метёлки, которые вязали в Рязани.
На вас сегодня тоже надеты красивые русские костюмы, они не старинные, но в них есть некоторые элементы, похожие на те, которые мы с вами рассматривали на рисунках и которые вы видите на этом рязанском старинном костюме.
Что это за детали? (Яркая ткань сарафанов, оборки на подоле сарафанов, вышивка на рубашках у мальчиков и т. д)
Многие предметы, которые собраны в нашем музее, раньше люди использовали не только в хозяйстве. Они с ними играли. Я сейчас предлагаю вам поиграть в весёлую ярмарку.
Хотите?
Вам я предлагаю захватить из музея некоторые предметы, которые пригодятся нам, чтобы повеселиться. Выбирайте их, раскладывайте в зале, а я переоденусь в этот старинный рязанский костюм.
Дети выбирают предметы, необходимые для игр и для дополнения интерьера ярмарки, несут их в зал, вместе со взрослыми раскладывают на соответствующие места, рассматривают убранство зала. Затем дети и педагоги свободно рассаживаются в центре зала па ковре, а родители занимают места зрителей.
Входит музыкальный руководитель в старинном рязанском костюме. Дети ещё раз любуются костюмом, рассматривают его. Музыкальный руководитель рассказывает, что такая юбка называется штшё фартук - зтвеска. Бахрома на подоле завески сплетена из - золотой витой нити. Яркий платок на голове. При крашении таких платков использовали специальное вещество - ализарин. Сейчас, к сожалению, технология изготовления таких платков утеряна.
Музыкальный руководитель: Ну, что ж, начинаем нашу ярмарку. Традиционно на Руси ярмарку открывали весёлые скоморохи.
Двое детей под весёлую музыку надевают на себя ростовые куклы скоморохов, приплясывая, выбегают вперёд и встают перед детьми.
1-й скоморох.
Мы сегодня всех на ярмарку зовём,
Игры, песни, пляски, сказки заведём.
И с гостями за столами посидим,
Пирогами, сладким чаем угостим!
2-й скоморох.
Подходите ближе, подходите,
И глаза свои протрите.
Мы развесёлые потешники,
Известные скоморохи и насмешники!
Дети-скоморохи снимают с себя кукол, сажают их па стульчики и возвращаются к детям на ковёр.
Музыкальный руководитель. А вот и коробейники со своим товаром, зазывают народ, приглашают покупателей.
Под звучание весёлой русской народной мелодии выходят двое детей, берут короба с товарами, проходят через весь зал между детьми.
1-й коробейник.
У меня для вас игрушки,
Ленты, бусы, погремушки!
2-й коробейник.
Сладкие петушки
И с капустой пирожки!
Неожиданно для детей под весёлую музыку в зал входит группа родителей в ярких русских костюмах. В руках у них короба с товарами, «карусель», музыкальные инструменты. Они весело и непринуждённо ходят между сидящими детьми, предлагая свои товары.
1-й взрослый.
Есть у меня булочки,
Крендельки и бублички!
2-й взрослый.
Иголки не ломки, нитки, тесёмки,
Румяна, помада, кому чего надо!
3-й взрослый.
Вот орешки, вкусные орешки!
Сладкие, на меду!
Давай в шляпу накладу!
Все (вместе).
Тары, бары, растабары,
Расторгуем все товары!
Музыкальный руководитель:
К нам со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!
Вы узнали своих родителей?
Они услышали, что сегодня у нас весёлая ярмарка и пришли в гости. Теперь веселиться будем вместе! Отправляемся за покупками. (Дети и взрослые берут большую корзину и подходят к лавке с овощами)
А кто же хозяйка этой палатки?
(одна из мам, одетая в русский костюм).
Я хозяйка!
Продаётся лук, капуста,
Кабачки, всё очень вкусно!
Подходите, поглядите
И в корзинку положите!
Дети выбирают овощи для щей, складывают в корзину.
Музыкальный руководитель:
Как же нам расплатиться с хозяйкой?
Ведь денег у нас нет?
Хозяйка овощной лавки: А вы со мной поиграйте, тогда я вам отдам ваши покупки бесплатно.
Все играют в русскую народную игру «Хрен» (приложение 1).
Музыкальный руководитель:
Давайте посмотрим, что продаётся здесь. (Подходят к месту, где продаются веники.)
Кто здесь продавец?
Продавец, (взрослый).
Я продавец.
Метёлки везли из Рязани.
Метёлки в Рязани вязали.
Деньги получили,
Конфет накупили.
Вас на ярмарке встречаем,
Сладостями угощаем!
Хозяйка «угощает» сладостями детей и взрослых: музыкальный руководитель предлагает «поиграть» языком во рту, как будто там конфетка.
Проводится артикуляционная гимнастика для подвижного языка, губ, щёк, нёба. Упражнение - попевка «Скок-скок-поскок» в разных регистрах.
Музыкальный руководитель:
А нам пригодятся метёлки в хозяйстве, давайте купим. (Берёт метёлку) Да вот беда, денег у нас нет. (Дети предлагают спеть для хозяйки песни)
Дети и взрослые исполняют русские народные песни «В деревне Рязани», «Веники-помелики» (приложение 2).
Музыкальный руководитель:
Давайте поиграем. Посмотрим, кто кого переговорит.
Сначала дети по три раза произносят знакомые им скороговорки:
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»,
- «Бык тупогуб, тупогубенъкий бычок», затем - родители.
Новые, незнакомые детям скороговорки предлагают родители:
- «Течёт речка, печёт печка»,
- «У ёлки иголки колки».
Музыкальный руководитель:
Чтобы сварить еду, нужно купить горшок
Кто здесь продаёт горшки? (Подходит к лавке с глиняными горилками?)
(взрослый).
Я продаю!
Подходи, налетай, выбирай, покупай!
Горшки для мёда, горшки для каши,
Продам дешевле, все будут ваши!
Дети покупают горшок, кладут его в корзину и вместе с родителями играют в русскую народную игру «Горшки» (приложение 3)-
Музыкальный руководитель:
А здесь продаются замечательные деревянные изделия, все они красиво расписаны.
Какая это роспись? (Хохломская.)
Кто хозяйка этой посуды?
Воспитатель :
Это мой товар.
Хохломская роспись - алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, шёлковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Музыкальный руководитель:
Ребята, если мы купим деревянные ложки, то сможем весело спеть песню про Иванушку и подыграть себе на ложках.
Педагог по изобразительной деятельности:
Но, к сожалению, у меня осталась лишь одна расписанная ложка, а на остальных я ещё не успела закончить узоры.
Музыкальный руководитель:
Это не беда. Ведь наши ребята умеют расписывать ложки хохломским узором.
Правда, ребята?
Давайте споём песню для хозяйки, купим ложки, а потом и распишем их.
Педагог по изобразительной деятельности:
А вы знаете, из чего состоит узор на ложках? (Из листьев, завитков, травки, веток с ягодами.)
Как вы думаете, почему хохломские художники украшают ложки закруглённой веточкой? (Закруглённая ветка соответствует круглой форме ложки.)
А чем украшен край ложки? (Каймой.)
Как раскрашена ручка? (Её нижний и верхний края, в отличие от середины, другого цвета.)
Дети и родители берут по две ложки и исполняют русскую народную песню «Где был, Иванушка?». Затем садятся за столы и вместе расписывают ложки.
Музыкальный руководитель:
Пока сохнут наши работы, давайте веселиться.
Шутки, прибаутки, веселье,
Приглашаю кататься на карусели!
Дети и взрослые берут ленточки «карусели» и под весёлую русскую народную музыку «катаются». С окончанием звучания музыки садятся на ковре.
Звонко музыка играй,
Всех на танец приглашай!
Взрослые и дети танцуют русские народные танцы (приложение 4). (Можно исполнить любые другие знакомые детям танцы.)
Воспитатель :
Наверное, высохли ваши расписные ложки. (Дети рассматривают свои работы.) Может быть, мы подарим их нашим гостям? (Дети дарят ложки.)
Родители: А мы тоже хотим вам оставить подарки.
Мы принесли для вашего музея вот такую вещь, знаете, что это? (Показывает ухват.)
А вы знаете, для чего он? (Ответы детей.)
А ещё мы дарим вам старинную русскую игру бирюльки. (Дети рассматривают игру, взрослые рассказывают, как нужно играть.)
Ну, а сейчас всем предлагаем отведать наших пирожков с капустой да чайку вместе попить. (Все идут пить чай с пирогами).
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельностью
с воспитанниками среднего дошкольного возраста
Составила С. Ю. Трофимова,
воспитатель
г. Нефтеюганск 2017
Экскурсия в музей детского сада
Русская народная игрушка. Матрёшка.
Программное содержание:
- Обобщить знания детей о глиняных игрушках — дымковских и филимоновских;
- Рассказать об истории богородского промысла, о сергие-во-посадских деревянных игрушках;
- Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке— матрешке;
- Учить детей различать разные техники росписи матрешек;
- Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов;
- Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве;
- Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потеш-ками, прибаутками), русскими легендами и сказками;
- Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи.
Материалы для деятельности:
- Выставка игрушек — дымковских, филимоновских, богородских; матрешек — Сергиево - посадских, полхов - майданских, семеновских;
- Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги;
- Кисти, баночки с водой, салфетки, краски (гуашь или акварель), карандаши;
- Образцы элементов росписей.
Ход деятельности:
Целесообразно использовать в качестве экскурсовода по выставке игрушек Сказительницу русских сказок. Именно она приглашает детей полюбоваться народными игрушками, порадоваться встрече с уже знакомыми дымковскими и филимоновскими игрушками, узнать много нового о богородских игрушках и о всеми любимых матрешках.
Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете, кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество и могу вам рассказать.'
Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят, на столах и подставочках. Удивлены? Да посмотрите сами.
Вот здесь живут сказки из Дымково. Вы с ними уже знакомы. Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и храбрый солдат, олень - золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть.
А рядышком поселились филимоновские игрушки — тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют!
А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?
А еще русский народ богат любовью своей—к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.
Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение: им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре—символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.
Не менее популярен образ чудо -птицы — от древнеславянской Сирии до сказочной Жар-птицы.
А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине — мохнатый живот, внизу — толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапович — людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет—вот мишка медом лакомится, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.
Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки—и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.
А вот и еще один стол. Он платком цветастым накрыт. Что на нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская... (матрешка).
Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка про матрешек есть, послушайте:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка. –
Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10—12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки, а также полхов майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой — будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притертую —
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней куколка шестая.
А в шестой — седьмая, а в седьмой — восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.
— Сколько вас? — у них мы спросим.
И ответят куклы — восемь!
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка—присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.
Рисование сарафана для матрешки и составление рассказа об игрушке
Сказительница: Ну что, понравились вам игрушки? Тогда садитесь за столы и попробуйте сами нарисовать костюм для матрешки.
Детям предлагаются вырезанные из бумаги силуэты матрешек, и ставится задача: придумать и нарисовать узор для сарафана. Воспитатель предлагает детям подумать, каков будет основной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор будет его украшать. Возможно, дети захотят использовать полученные ранее навыки хохломской, гжельской, городецкой росписи. Воспитатель напоминает, что на Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. Он предлагает детям пофантазировать, каким будет костюм матрешки, если она жила в Городце, или Хохломе, или недалеко от Жостово.
После окончания работы воспитатель предлагает детям рассказать, откуда пришли их матрешки, в чем особенности их костюма, почему костюм именно такой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы по аттестации
документы по аттестации педработников, рекомендуемые в Московской обл...
Материалы для аттестации
Документы, положения, приказы, аналитические справки и др....
Материалы для аттестации работников дошкольного образования
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию один из возможных вариантов оформления портфолио педагога для аттестации на высшую квалификационную категрию. ...
Материалы к аттестации
Информационно-аналитический отчет о прфессиональной деятельности в межаттестационный период...
Методические рекомендации по подготовке педагогическим работником материалов к аттестации
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников органи...
Дополнительные материалы к АТТЕСТАЦИИ
Дополнительные материалы к аттестации...
Дополнительные материалы к АТТЕСТАЦИИ
Дополнительные материалы к АТТЕСТАЦИИ...