Психологические аспекты использования ИКТ или страничка для родителей
занимательные факты

Ушакова Мария Владимировна

Психологические аспекты использования ИКТ или страничка для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

В рамках регионального семинара-практикума

«Теория и практика использования ИКТ в разных направлениях деятельности ДОО»

Ушакова Мария Владимировна

город Гусев,

апрель 2018 г.

    (слайд 1)

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение (слайд 2). То, что нам, взрослым, совсем недавно казалось чудом техники, для них вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. (слайд 3)

      Чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. (слайд 4) Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. Эти нормативы касаются здоровых детей. Дети, которые составляют группу риска по зрению или имеют хронические заболевания, особенно заболевания нервной системы, должны работать за компьютером не более 10 минут в день не чаще двух раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.

   В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям, большая нагрузка на зрение (слайд 5). А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психическом.

   Работа за компьютером приводит к гиподинамии, а в детском возрасте и к нарушению осанки.  

   Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.(слайд 6).смотрим видио

   Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка. (слайд 7)

Компьютерная зависимость

Обычно компьютерная зависимость становится явной проблемой у детей в возрасте начиная с 9-10 лет. Но принять необходимые меры по предотвращению ее развития важно именно в дошкольном возрасте, пока еще интерес к компьютеру не стал для ребенка большой проблемой. Хотя даже в дошкольном возрасте может развиться зависимость от компьютера.

Сотовый телефон, компьютер или планшет — такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но мама занята. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… планшет или сотовый телефон: На, поиграй. Таким образом она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

В раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь — захотел развлечься — взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: Дай поиграть!

Детские психиатры уже давно бьют тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками.  В книге Т.Л.Шишовой «Ребенок и компьютер» рассказывается об очень интересном эксперименте, в ходе которого в мозг крыс вживляли электрод, который отвечал за получение удовольствия. Частое нажимание кнопки, приводящее к подаче  электрических разрядов в мозг, привело к быстрому истощению крыс, так как они забыли о том, что нужно еще есть и пить. В итоге крысы просто умирали.  Дети, много играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.

Слайд 8, 9,  

Утомляемость. (слайд 10) Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.

Как показывают многочисленные исследования, даже непродолжительное время, проведенное за компьютером, дает значительную нагрузку как на психику ребенка, так и на его зрительную систему. Подобное явление наблюдается у 78% всех детей, тогда как шестичасовой учебный день такое же утомление вызывает всего у 43% детей. Однако в том случае, если усталость, возникшую в результате школьных занятий, ребенок заметит сразу, то переутомление, вызванное злоупотреблением компьютером, практически всегда остается незамеченным. Почему так происходит? Ребенок, увлекшийся интернетом или компьютерными играми, находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. И именно данное эмоциональное возбуждение и не позволяет им вовремя заметить наступившую усталость, и работа с компьютером продолжается дальше. В результате усталость накапливается, словно снежный ком, постепенно доводя ребенка до полного нервного истощения.

Воплощение игры в реальность. (слайд 11) Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносить в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности. Влияние компьютера на ребенка негативно сказывается на сопоставлении реальных и виртуальных событий.

Детская агрессия и жестокость (слайд 12) Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. Вот к чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. А ведь дети способны это воспринять всерьез. Нежелание общаться с реальными людьми (слайд 13) Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.Трата времени (слайд 14). Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Интернет и компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.

   Вопрос: компьютер- вред или польза? остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, пренебрегая здоровьем будущего поколения, но и нельзя забывать, что компьютеры – это наше будущее. Значит, нужна «золотая середина». (слайд 15)

   Каким бы полезным не был бы компьютер, он не должен отменять прогулок, чтения книг, встреч с друзьями и прочего. Жизнь прекрасна и разнообразна. И было бы глупо и досадно провести её, сидя перед монитором. Никогда не надо забывать, что любая техника, окружающая нас, это всего лишь средство для облегчения и улучшения нашей жизни, а не ее смысл.

 (слайд 16) Берегите детей


 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог Шмелева А.В.

Слайд 2

Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер Сидни Дж. Харрис

Слайд 3

+ - - получение необходимой информации; - получение негативной информации; - общение; - ограничение в общении с реальными сверстниками; - развлечение ; - компьютерная зависимость; - развитие психических процессов; - нервно - психические расстройства ; - обучающие программы; - потеря интереса к учёбе; - развитие творческих способностей. - потеря физического здоровья.

Слайд 4

Продолжительность работы на компьютере ВОЗРАСТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ До 6 лет 15 - 20 мин. 7 - 8лет 30 - 40 мин. 9 - 11лет 60 мин.

Слайд 5

Ухудшение зрения Нарушение осанки

Слайд 6

Компьютер и детская психика

Слайд 8

Кто больше зависим от игр на компьютере? Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома, дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты. Самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст – это 12-15 лет. Мальчики. По статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше

Слайд 9

Страдает развитие мозга Доказано, что у детей - игроманов деградируют лобные доли мозга , отвечающие за контроль над поведением, памятью и воображением А те дети, которые занимаются старой доброй арифметикой и решают традиционные математические задачи, свои лобные доли развивают !

Слайд 10

Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14 минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.

Слайд 11

Дети очень любят переносить в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере

Слайд 12

У детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии. Не оставляйте ребенка один на один с телевизором, компьютером.

Слайд 15

Жизнь прекрасна и разнообразна. И было бы глупо провести ее, сидя перед монитором. Никогда не надо забывать, что любая техника, окружающая нас, это всего лишь средство для облегчения и улучшения нашей жизни, а не ее смысл.

Слайд 16

Берегите детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Рекомендации для родителей "Психологические аспекты изобразительной деятельности детей"

Педагогические рекомендации, способствующие художественному развитию ребенка....

Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»

Консультация для родителей  «Психологические аспекты подготовки детей к школе»...

Консультация для родителей "Психологические аспекты готовности к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению. Основные компоненты. Что важно знать перед поступлением в школу....

Выступление-презентация "Психологические аспекты создания психологически безопасной образовательной среды"

В даной презентации рассматриваются основные угрозы психической безопасности среды, направления и приёмы работы по формированию ПБС в ДОУ....