Парциальная программа кружка «Пластилиновая фантазия».
рабочая программа

Любарец Елена Валериевна

Парциальная программа

кружка «Пластилиновая фантазия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Пластилиновая фантазия"53.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Основная образовательная школа № 3 города Сосновоборска»

 

                               Утверждаю:

                                                         Директор МАОУ ООШ №3

Гайдаева С.К._______________

       «___» ________________2019г.






Парциальная программа

кружка «Пластилиновая фантазия»

(для детей  4 – 7 лет)







г. Сосновоборск, 2019 г.

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка……………………………………………3
  2. Цель и задачи программы………………………………………...6
  3. Основные принципы и подходы…………………………………7
  4. Планируемые результаты………………………………………...9
  1. Организационный раздел
  1. Объем занятий (неделя/месяц)……………………………………9
  2. Объем нагрузки занятия………………………………………....10
  1. Содержательный раздел

3.1Содержание программы…………………………………………..11

3.2 Методы и средства……………………………………………..…11

3.3 Календарно-тематическое планирование……………………….14

Приложение

  1. Работа с родителями……………………………………………...15
  2. Рекомендации по организации работы в

 технике «пластилинография»………………………………………………16

Список литературы

Рабочая программа по пластилинографии

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека).

      Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.

    Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Он позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то  и рисование идёт предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета. А в декорировании очень хорошо применять нетрадиционные техники и материалы. Например, бисер, семена растений, природный материал. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.)

       Одним из несомненных достоинств пластилинографии является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области:  «Познание»,  «Развитие речи», «Художественно-эстетическая», «Художественная  литература»,  тесно переплетаются с жизнью детей, с той  образовательной ,  игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно.

         Такое построение занятий кружка ”Пластилинография” способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

          В интересной игровой форме дети обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

       Знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.  Приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается наблюдательность. Эта работа даѐт простор детской фантазии, способствующей развитию творческих способностей. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.  Они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
           Таким образом, пластилинография способствует не только овладению детьми практическими навыками, но и учит их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогает проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И эти дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: развитие ручной умелости у детей 3-5 лет через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного творчества детей и взрослых.

Задачи:

- учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- учить освоению основных приемов применения  пластилина в картинках (шариковый, жгутиковый, капельный);

-помогать освоению  простейших действий с пластилином раскатывание,  сплющивание, вытягивание, размазывание;

- формировать  умения  детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

-  вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Основные направления.

  1. Лепка объемных предметов.

Основные приемы: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание и т.д.

Материал: пластилин, доска для лепки, стеки, бусинки, тканевые салфетки, зубочистки и т.д.

  1. Пластилинография.

Основные приемы: направления размазывания – сверху вниз и слева направо. 

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

  1. Основные принципы и подходы

В основу работы положены следующие принципы:

  • систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
  • доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
  • наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;
  • сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
  • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
  • уважение к личности каждого ребенка.

Методы работы.

  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
  • Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
  • Метод разнообразной художественной практики.
  • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Метод игровых, творческих ситуаций.

Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных требований.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Занятия лепкой и пластилинографией интегрируют в себе следующие образовательные области.

«Познавательное развитие; речевое развитие». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор. Происходит развитие всех сторон речи.

«Художественно – эстетическое развитие». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Социально – коммуникативное развитие». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.

  1. Планируемые результаты

  1. Умение свободно владеть лепным материалом.
  2. Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
  3. Правильное понятие о пропорции и соразмерности.
  4. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.
  5. Развитие фантазии и творческого мышления.
  6. Укрепление мелкой моторики рук.

  1. Организационный раздел программы
  1. Объем занятий (неделя/месяц)
    Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13.

Возраст

Максимально допустимый объем занятий в неделю/месяц

4-5 года

Средняя группа

20 минут

80 минут

5-6 лет

Старшая группа

 

25 минут

100 минут

6-7 лет

Подготовительная группа

30 минут

120 минут

2.2 Объем нагрузки занятия

Части занятия

Цель

Формы работы

Продолжительность

1.

Мотивация детей

Постановка цели индивидуально или группе детей.

Вовлечение в совместную деятельность.

Использование наглядных информационных средств.

Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности.

Сказочное повествование.

Игровые ситуации.

Элементы пантомимы.

Игры-путешествия.

Дидактические игры.

Погружение ребенка в ситуацию слушателя.

Погружение ребенка в ситуацию актера.

Доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала.

Средняя группа – 4-5 минут.

Старшая и подготовительная группа – 5-6 минут.

2

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики.

Разминка суставов кисти.

Подготовка кисти ребенка к движениям, необходимым в художественном творчестве.

Проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов.

Средняя группа – 2 минуты.

Старшая и подготовительная группа – 2 минуты.

3

Художественно-изобразительная деятельность

Использование разных видов искусств.

Формирование у детей умения различать эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства.

Развивать умение передавать эмоции и чувства в практической деятельности.

Литературные произведения. Музыкальное сопровождение.

Этюды.

Импровизации.

Нетрадиционные техники рисования.

Дизайн-творчество.

Средняя группа – 10 минут.

Старшая группа – 15 минут.

Подготовительная группа – 20 минут.

4

Выставка-презентация детских работ.

Решение творческих задач.

Позитивный анализ результатов.

Соединение коллективных и индивидуальных форм работы.

Выставки детского изобразительного творчества.

Совместное обсуждение работ.

Средняя группа – 2 минуты.

Старшая группа – 3 минуты.

Подготовительная группа – 3 минуты.

  1. Содержательный раздел программы
  1. Содержание программы

Разделы

Этапы

Содержание программы

1

Вводная педагогическая диагностика

Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности.

Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями.

2

Художественно-изобразительная деятельность

1-2 год освоения программы

Репродуктивный этап.

Активная работа с детьми на развитие представлений о художественно-эстетическом образе.

2 год освоения программы

Конструктивный этап.

Активная работа по совместной деятельности детей друг с другом в умении передавать выразительный образ.

3

Выставки-презентации детских работ

Презентационный этап.

Выставки детского творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ.

4

Итоговая диагностика

Итоговый этап

Индивидуальные задания, помощь в самореализации, определение уровня творческого развития и самостоятельности.

5

Вернисаж

Закреплять знания о искусстве, развивать представления о художественной выставке.

3.2 Методы и средства

Этап

Название этапа

Методы

Средства

1

Предварительная работа

Метод сенсорного насыщения.

Метод эстетического выбора.

Беседы, работа с наглядным материалом, наблюдение.

2

Вхождение в тему

Метод пробуждения ярких эстетических чувств.

Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

Метод нетривиальных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.

Игры, экспериментирование с различными материалами, беседы.

3

Художественно-изобразительная деятельность

Метод разнообразной художественной практики.

Метод сотворчества с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками.

Метод эвристических поисковых ситуаций.

Работа с материалами, сотворчество, деятельность.

4

Выставка-презентация детских работ

Метод эстетического убеждения.

Метод эстетического выбора.

Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости.

Выставки, вернисажи, совместное обсуждение работ.

3.3 Календарно-тематическое планирование

Учебный план на 4-5 лет

Месяц

Тематика занятий

Октябрь

Воздушные шары

Созрели яблочки в саду

Морковка для зайчат

Клубочки для котенка

Ноябрь

Солнышко проснулось

Мы делили апельсин

Звездное небо

Филимоновский петушок

Декабрь

Улитка, улитка выпусти рога

Черепаха

Елочка

Зайка

Январь

Уточка с утятами

Овечка

Вышла курочка гулять

Февраль

Самолет летит

Мышка-норушка и золотое яичко

Модница-гусеница

Аквариум

Март

Ромашки для мамы

Радуга-дуга

Паук Пафнутий

Волшебное яичко

Апрель

И расцвел подснежник

Божьи коровки на ромашке

Ягодка земляничка

Одуванчики цветы

Учебный план на 5-6 лет.

Месяц

Тематика занятий

Октябрь

Веточки рябины

Грибы-грибочки

Вот какой у нас арбуз

Корзина с фруктами

Ноябрь

Разноцветные зонтики

Подсолнух

Ежик

Синичка

Декабрь

Пингвины

Зайка

Снегирь

Снежинка

Январь

Еловая веточка

Петушок

Винни-пух

Февраль

Танк

Золотая рыбка

Мой любимый кот

Сова

Март

Колокольчики

Заколдованные бабочки

Дымковская барышня

Улитка

Апрель

Зебра

Пасхальное яичко

Попугай

Крокодил

Учебный план на 6-7 лет.

Месяц

Тематика занятий

Октябрь

Червячок в яблочке

Грибы-грибочки

Змейка

Лебеди

Ноябрь

Кактус в горшочке

Аквариум

Три поросенка

Кашалотик, кашалот

Декабрь

Живые яблочки на веточках

Пингвины на льдине

Елочка

Снеговичок

Январь

Разные коты

Панды

Совушка-сова

Февраль

Кораблик для папы

Космос

Матрешка

Полевые цветы

Март

Анютины глазки

Мишка косолапый

Павлин

Тигр

Апрель

Осьминог

Клевер

Жираф

Слон

Приложение

  1. Работа с родителями

Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитателя, организация выставок и мастер-классов, проведение консультаций, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и пр. Ведется работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации, поручения родителям и пр. Для коллектива родителей организуются общие консультации, выступления на родительских собраниях, мастер-классы, выставки, дни открытых дверей и пр.

Общаясь с родителями индивидуально, есть возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи ребенку, дать родителям конкретные советы. Чтобы привлечь родителей к работе с детьми дома по развитию мелкой моторики, в родительские уголки групп помещаются консультации. Родители заинтересуются на мастер-классе или при посещении выставки работ увидели успехи своих детей, станут приносить различный материал для изготовления поделок и будут заниматься дома. Участие родителей всегда стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к играм и занятиям развитию мелкой моторики.

1.2 Рекомендации по организации работы в технике «пластилинография»

Если пластилин долго лежал на прилавке магазина – он, скорее всего, будет твёрдым, его трудно подготовить к работе, размять, особенно ребенку. Эту проблему легко исправить: пластилин нужно разогреть перед занятием в миске с горячей водой (но не кипятком). Так он размякнет и станет податливым.

Жировые компоненты, входящие  в состав пластилина входят, со временем переходят на бумагу - и на ней проступают жирные пятна. Но этого можно избежать! Картинка со временем не потеряет своей привлекательности, если перед началом занятия бумажную основу с предварительно нарисованным контуром - покрыть скотчем или самоклеющейся пленкой. Такая пленка защитит бумагу от контакта с пластилином – и пятен не будет! К тому же, работать на скользкой поверхности гораздо легче, а при помощи стеки проще снимается и лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов.

Ребенок может ошибиться при нанесении контура под пластилинографию - дайте ему право на исправление ошибки. На картоне можно делать контур простым карандашом, тогда подправить  можно стирательной резинкой, а на картоне "ламинированом" скотчем - можно рисовать фломастером, его можно легко подтереть влажной салфеткой.

Если созданный руками ребенка шедевр Вы хотите сохранить на долгие годы или подарить близким людям: поверхность его лепнины желательно покрыть бесцветным лаком. Под лаковой плёнкой пластилин  затвердеет, готовое изделие или панно - становится прочным и хорошо сохраняет яркость (но лучше не подвергать воздействию прямых лучей солнца).  К тому же, если картина используется для оформления комнаты - преимущество лакированного рисунка в том, что с него легче убирать пыль.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, получения нужного оттенка можно добиться соединением различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной.

 Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. Хорошо, если в работе Вы будете использовать и природный материал: веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии, но и помогут им научится  любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, сушеному и неказистому листику. Так же Вы можете использовать технику  трафаретной пластилинографии. Такая техника позволяет без рисования контура сделать очень четкие края пластилинового рисунка, и в целом очень нравится детям - своей простотой, такая работа даже у самых маленьких малышей должна получиться отлично.

Список литературы

  1. Давыдова Г.Н. « Пластилинография» Издательство: Скрипторий -2003, 2008г.
  2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. – М.,Издательство «Скрипторий» 2003г., 2006г.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик; худож. Р. Гончар, А. Липинский. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 128 с.: ил. – (Основы художественного ремесла).
  5. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
  6. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

     







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ"

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилиновая фантазия». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать ...

Программа кружка "Пластилиновая фантазия" для детей старшей группы

Цель кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результ...

Рабочая программа кружка "Пластилиновая фантазия"

Данная программа представлена совместно с перспективным планированием. Целью программы является раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых ...

Рабочая программа кружка "Пластилиновая фантазия" старшая группа

Рабочая программа дополнительного образования по художественному направлению для детей старшей группы.  Занятия пластилинографией способствуют  речевому развитию, развитию мелкой моторики, ф...

Программа кружка «Пластилиновая фантазия» в средней группе

Техника лепки богата и разнообразна и при этом доступна даже маленьким детям. Образовательное и воспитательное значение лепки  огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребен...