Программа кружка «Пластилиновая фантазия» в средней группе
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Сакат Александра Сергеевна

Техника лепки богата и разнообразна и при этом доступна даже маленьким детям. Образовательное и воспитательное значение лепки  огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.

Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются движения пальцев, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Кружковая работа «Пластилиновая фантазия» комплексно воздействует на развитие ребёнка:

- помогает детям реализовать свой творческий потенциал;

- развивать индивидуальные способности;

- повышает сенсорную чувствительность;

- развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_plastilinovaya_fantaziya.docx40.81 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального района "Сыктывдинский" республики Коми

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 7 общеразвивающего вида" с. Выльгорт

"Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн"

Школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение

Программа кружка «Пластилиновая фантазия»

в  средней группе на 2023 – 2024 учебный год

Руководитель Сакат А.С.

с. Выльгорт, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Техника лепки богата и разнообразна и при этом доступна даже маленьким детям. Образовательное и воспитательное значение лепки  огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.

Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются движения пальцев, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Кружковая работа «Пластилиновая фантазия» комплексно воздействует на развитие ребёнка:

- помогает детям реализовать свой творческий потенциал;

- развивать индивидуальные способности;

- повышает сенсорную чувствительность;

- развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилиновая фантазия». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве и в общении. Программа работы кружка  составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством  пластилинографии и лепки из пластилина.

Задачи:

Обучающие:

1. Обучать специальным приемам работы с пластилином (скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание), закреплять приобретенные умения и навыки.

2. Обучать детей передавать простейшие образы предметов окружающего мира и животных посредством пластилинографии и лепки из пластилина.

3. Формировать умение детей принимать задачу, слушать и слышать речь взрослого, действовать по образцу.

        Развивающие:

1. Способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, фантазии.

2. Развивать устойчивый интерес к художественной лепке.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

2. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Методы работы:

- индивидуально-дифференцированный;

- групповой;

- практический;

- наглядный.

Программа «Пластилиновая фантазия» предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Структура занятия:

1. беседа;

2.  самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;

3. изготовление поделки;

4. релаксация;

5. анализ работы.

Предполагаемые  результаты:

По окончании учебного года дети, посещающие кружок:

1. Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

2. Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.

3. Научатся самостоятельно изготавливать поделки из пластилина.  

4. Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.

5. Получат навыки совместной работы.

6. У детей повысятся познавательные, творческие и художественные способности, творческая активность.

Форма подведения итогов:

- выставка детских работ;

- видеофильм о работе кружка.

Календарно – тематический план

Дата

Тема

Программное содержание (задачи)

Сентябрь

Организационные вопросы

Запись детей для посещения кружка

Октябрь

1. Рябина

1. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

2. Закрепить умение расплющивать шарики на поверхности по контуру.

2. Арбуз

1. Учить детей приёму лепки «мазок».

2. Учить аккуратно наносить пластилин на поверхность, не заходя за контур.

3. Учить украшать изделия из пластилина природными материалами (арбузные косточки).

3. Осенний лист

1. Закреплять с детьми приём лепки «мазок».

2. Учить аккуратно наносить пластилин на поверхность, не заходя за контур.

3. Закреплять названия цветов (красный, желтый, оранжевый).

4. Яблоки поспели

1. Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность.

2. Закреплять названия фруктов.

Ноябрь

5. Гусеница на яблоке

1. Учить детей лепить базовую форму «шар».

2. Учить детей соединять детали между собой, составлять композицию.

6. Божья коровка

1. Закреплять умение лепить базовую форму «шар».

2. Закреплять умение соединять детали между собой.

7. Пчелка

1. Учить детей лепить базовую форму «овал».

2. Закреплять умение соединять детали между собой.

8. Мухомор

1. Учить детей лепить базовую форму «лепёшка».

2. Закреплять умение лепить базовую форму «овал».

3. Закреплять умение соединять детали между собой.

4. Учить различать съедобные грибы от несъедобных.

9. Улитка

1. Учить детей лепить базовую форму «жгутик».

2. Закреплять умение соединять детали между собой.

3. Закреплять названия насекомых (гусеница, божья коровка, пчела, улитка).

декабрь

10. Снеговик

1. Закреплять умение лепить базовую форму «шар».

2. Закреплять умение соединять детали между собой.

3. Закреплять умение лепить снеговика из снега.

11. Кружатся снежинки

1. Закреплять умение лепить базовую форму «жгутик».

2. Учить украшать изделия из пластилина декоративными материалами (блестки, бусины, пайетки).

12. Ёлочка

1. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.

2. Учить детей лепить ёлку с помощью приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание.

3. Упражнять в умении украшать изделия из пластилина декоративными материалами (блестки, бусины, пайетки).

4. Способствовать развитию воображения и фантазии.

13. Елочные игрушки

1. Учить детей лепить украшения для ёлки, используя известные формы («шар», «лепешка», «овал»).

2. Закреплять умение украшать изделия из пластилина декоративными материалами (блестки, бусины, пайетки).

январь

14. Снегирь на ветке

1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

15. Звездное небо

1. Закреплять навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание, сплющивание).

2. Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.

16. Любимые сладости

1. Учить детей лепить знакомые сладости (конфета, леденец), используя известные формы лепки («шар», «овал», «жгутик»).

2. Способствовать развитию воображения и фантазии.

17. Мороженое

1. Учить детей лепить мороженое используя известные формы лепки («шар», «овал», «жгутик»).

2. Способствовать развитию воображения и фантазии.

3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

февраль

18. Самолёт

1. Учить детей делить брусок пластилина на части, составлять предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения.

2. Учить детей лепить самолет, используя знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание.

 3. Дополнять изображение характерными детелями (окошками-иллюминаторами),

 4.Закреплять знания о государственном празднике «День защитника Отечества».

19. Танк

1. Упражнять детей в умении делить брусок пластилина на части, составлять предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения.

2. Учить детей лепить танк, используя знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание.

3.Закреплять знания о государственном празднике «День защитника Отечества».

20. Подарок для папы

1.Закреплять знакомые приемы лепки из пластилина.

2.Учить достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

3.Вызвать желание делать приятное, дарить подарки.

21. Зайчик на полянке

1. Учить детей лепить зайчика из пластилина, используя знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание.

 2. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.

3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

март

22. Цветы для мамы

1.Учить детей лепить цветы, используя знакомые приемы лепки из пластилина.

2. Способствовать развитию воображения и фантазии.

3. Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.

23. Веточка мимозы

1. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

2. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

4. Развивать чувство прекрасного.

24. Мышка-норушка

1. Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

2. Закреплять умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.

3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную форму.

25. Осьминожка

1. Учить детей лепить осьминога, используя известные формы лепки («шар», «овал», «жгутик»).

2. Способствовать развитию воображения и фантазии.

3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

апрель

26. Ёжик

1. Учить детей лепить ёжика с использованием природных материалов (семечки подсолнечника).

2. Закреплять знакомые приемы лепки из пластилина.

3. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.

27. Космос

1. Упражнять детей составлять композицию в технике пластилинография.

2. Побуждать дополнять свою работу декоративными материалами (блестки, бусины, пайетки).

3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

3.Закреплять знания о празднике «День космонавтики».

28. Выглянуло солнышко

1. Учить детей лепить солнце, используя известные формы лепки («шар», «жгутик»).

2. Закрепить умение расплющивать шарики на поверхности.

3. Закреплять умение соединять детали между собой.

29. Пасхальное яйцо

1. Совершенствовать умения в раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями, придавая ему форму яйца.

2. Упражнять детей в украшении изделия узорами при помощи декоративных материалов (блестки, бусины, пайетки).

2. Способствовать развитию воображения и фантазии.

3. Продолжать знакомить детей с праздником Пасхи.

май

30. Радуга-дуга

1. Упражнять детей в раскатывании жгутиков разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

31. Бабочка

1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.

2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

3. Расширять знания о возможностях данного материала.

4. Развивать у детей фантазию и воображение.

33. Ромашки

1. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинографии.

2. Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов, используя знакомые приемы лепки из пластилина.

3. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.

4. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции.

34. Коллективная работа «Цветущий сад»

1. Закреплять знакомые приемы лепки из пластилина.

2. Закреплять умение соединять детали между собой, составлять композицию.

3. Развивать у детей фантазию и воображение, умение работать в коллективе.

Список используемой литературы:

1. Аппликации из пластилина / Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- (Город мастеров)

2. «Библиотека воспитателя» О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика - Синтез», 2013.- 53 с.

3. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004.

4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

5. Мастерилка «Волшебный пластилин». Пособие для занятий с детьми. А.В. Белошистова., О.Г. Жукова, АРКТИ 2007.

6. Новацкая М. Н. «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» - СПб, 2012.

7. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Пластилиновая фантазия" для детей старшей группы

Цель кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результ...

Рабочая программа кружка "Пластилиновая фантазия"

Данная программа представлена совместно с перспективным планированием. Целью программы является раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых ...

Парциальная программа кружка «Пластилиновая фантазия».

Парциальная программакружка «Пластилиновая фантазия»...

Рабочая программа кружка "Пластилиновая фантазия" старшая группа

Рабочая программа дополнительного образования по художественному направлению для детей старшей группы.  Занятия пластилинографией способствуют  речевому развитию, развитию мелкой моторики, ф...

Рабочая программа кружка "Пластилиновые чудеса" Средняя группа

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия п...