Программа кружка "Пластилиновая фантазия"
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Рассмотрено: Утверждено:
на заседании педагогического совета Приказом МБДОУ «Детский сад «Радуга»
протокол №______ № _______ от ________________
от «_____»_________2016г.
Рабочая программа кружка
«Пластилиновая фантазия»
в подготовительной группе «Почемучки»
на период с 01.09.2016 по 31.05.2017 года
Составила: воспитатель Анисимова Т.О.
I квалификационной категории
г. Козловка, 2016
- Пояснительная записка
«Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина,
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак…»
Н.Матвеева
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В.А.Сухомлинский.
Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Направленность дополнительной образовательной программы
Цель кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных итворческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Задачи:
1.Образовательные:
- ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина;
- овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;
- способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;
- содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.
2. Развивающие:
- развитие мелких и точных движений пальцев рук;
- развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
- развивать память, внимание, воображение, фантазию;
- активизация творческого мышления;
- развитие пространственного воображения, глазомера.
- развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
- овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
- понимание необходимости качественного выполнения образа;
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
- воспитание аккуратности, старательности;
- воспитание коммуникативных способностей детей;
- воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Срок проведения: сентябрь - май
Возрастная группа: дети 6 -7 лет
Количество занятий в год: 34
Периодичность занятий: 1 раз в неделю- четверг
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 30 минут
Место проведения кружка: групповая комната
Список детей
1.Сергеева Ника
2.Булгарёв Максим
3.Семёнова Софья
4.Комарова Ксения
5.Иванова Ксения
6.Зайцев Арсений
7.Рудой Каролина
8.Винокурова Виолетта
9.Кудряшова Катя
10.Краснов Илья
В основу работы положены следующие принципы:
- систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
- доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
- наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;
- сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
уважение к личности каждого ребенка.
Методы работы:
- Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
- Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
- Метод разнообразной художественной практики.
- Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
- Метод эвристических и поисковых ситуаций.
- Метод игровых, творческих ситуаций.
Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных требований.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Занятия лепкой и пластилинографией интегрируют в себе следующие образовательные области:
«Познавательное развитие; речевое развитие». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор. Происходит развитие всех сторон речи.
«Художественно – эстетическое развитие». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Социально – коммуникативное развитие». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.
Материалы, приспособления, инструменты:
- Пластилин (разных цветов)
- Пластиковые дощечки для выполнения работ
- Стеки
- Цветной картон
- Салфетка
Основные приемы лепки пластилином
- Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
- Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
- Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
- Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
- Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
- Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
- Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
- Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Предполагаемые результаты
- Умение свободно владеть лепным материалом.
- Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
- Правильное понятие о пропорции и соразмерности.
- Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.
- Развитие фантазии и творческого мышления.
- Укрепление мелкой моторики рук.
- Тематический план
Сентябрь
«У нас в гостях пластилин»
Изучение интересов и возможностей детей в лепке; воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение лепить.
«Клубничка»
Знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Ягоды и яблоки»
Учить детей вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; учить передавать в лепке впечатления от окружающего.
«Улитка»
Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Октябрь
«Корзинка с фруктами»
Учить лепить предметы круглой формы, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы; формировать интерес к работе с пластилином; овладение приемом отщипывания; развивать мелкую моторику.
«Осеннее дерево»
Пластилинография
Обучение приемам работы с новой техникой «пластилинография»: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); формирование интереса к лепке;
обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
развитие мелкой моторики.
«Гусеница»
Научить ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Ёжик»
Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму и пропорциональное соотношение частей тела; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Ноябрь
«Гриб-мухомор»
Совершенствовать технику скульптурной лепки; закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности; развивать мелкую моторику и творческое воображение.
«Осенние подарки» Пластилинография
Формировать умение создавать выразительный образ посредством объёма и цвета новым способом изображения; продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику.
«Яблонька»
Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца; формировать умение создавать объёмную композицию; воспитывать аккуратность; развивать мелкую моторику.
«Кто сказал мяу?»
Учить лепить туловище кошки путем выгибания «столбика», оттягивания лапок.
Закрепить приемы: в соединении частей при помощи стеки, заглаживание.
развивать творческие способности у детей; формировать интерес к работе с пластилином.
Декабрь
«Ёлочка»
Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику
«Чайная посуда»
Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам; совершенствовать знакомые приёмы лепки: раскатывание, деление на равные части, сплющивание;
вызвать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Новогодняя ветка».
Пластилинография
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии; формировать интерес к работе с пластилином; воспитывать аккуратность и усидчивость.
«Снегурочка»
Совершенствовать навыки рельефной лепки; учить лепить фигуру девочки в длинной шубе, передавая пропорции и форму тела; совершенствовать знакомые приёмы лепки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Январь
«Чебурашка»
Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей; развивать мелкую моторику рук; доставить детям радость от встречи с любимым героем; формировать интерес к работе с пластилином.
«Любимые игрушки»
Продолжать работу по созданию любимого образа; совершенствовать навыки лепки;
воспитывать эстетический вкус, аккуратность; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Февраль
«Снежный кролик»
Формировать умение создавать лепные образы конструктивным способом; развивать навыки планирования работы: задумывать образ, делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Жители зимнего леса»
Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей; учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных; учить добиваться выразительных образов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Весёлый клоун»
Формировать умение лепить фигуру конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции тела; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению игрушек своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.
«Подарок для папы» (кружка)
Формировать умение лепить посуду конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции предмета; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению подарков своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.
Март
«Цветочек»
Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Кораблик» Пластилинография
Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, используя пластилин разных цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество.
«Весёлый лягушонок»
Вызвать интерес к окружающему миру; учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе; упражнять в приемах скатывания, раскатывания и сплющивания; воспитывать аккуратность в работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Виноград»
Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.
Апрель
«Чудесные рыбки»
Расширить представления и знания детей об особенностях внешнего вида рыб; совершенствование скульптурного способа лепки; развивать глазомер, чувство пропорции; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Весёлая комета»
Освоение техники рельефной лепки; познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; развивать чувство формы и композиции;формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Бабочка-красавица»
Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы и способы (смешивание цветов); формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
«Осьминожки»
Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей;
развитие умения лепить фигуру из отдельных частей, передавая их форму и пропорции; упражнять в приемах скатывания и раскатывания и соединения деталей в одно целое; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Май
«Качающиеся водоросли»
Совершенствовать навыки рельефной лепки; закреплять знакомые приёмы лепки: раскатывание, расплющивание, скручивание, деление жгута на равные части; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творческое воображение.
«Аквариум»
Пластилинография
Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику
Лепим сказку «Теремок» (коллективная работа)
Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах; развивать умение согласованно выполнять общую работу; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество, работать коллективно.
Выставка детских работ
Развивать эстетический вкус; вызвать у детей положительные эмоции от проделанной работы.
Список источников
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
- Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
- Лыкова И.А. «Я будущий скульптор» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Колдина Д.Н. «Лепка сдетьми 4 - 5 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- http://www.ruskid.ru/lepka/
- http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina/29-1-0-2138
- http://detskiysad.ru/izo/lepka.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-развивающая программа "Полет фантазий"
Развитие эмоциональной сферы дошкольника с примененм инновационных технологий...
Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.
Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...
Методические рекомендации по теме: «Нравственно- эстетическое воспитание» по программе «Арт- фантазия».
Основой театрально- игровой методики является индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах. Чем ме...
Программа кружка "Фантазия"
Кружок по художественному творчеству...
Рабочая программа "Пластилиновая фантазия"
Программа создана с целью развития ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии....
Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"
программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»...