конспект НОД в подготовительной группе "Песня колокольчика"
план-конспект занятия (старшая группа)
разработка конспекта по ознакомлению детей с русскими традициями и бытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД в старшей группе ДОУ | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Киреевский центр образования № 4»
(структурное подразделение д/сад «Аленушка»)
Конспект НОД
По познавательному развитию в разновозрастной группе «А»
Тема: «Песня колокольчика»
Подготовила и провела: Воспитатель Лихунская О.В.
Дата: февраль 2017год.
Цель: приобщить детей к традициям культуре русского народа. Доставить детям радость от совместного времяпровождения.
Задачи:
- Формировать элементарные представления о быте, культуре и традициях русского народа, через реконструкцию образа жизни людей на Руси: одежда, утварь, игрушки, игры, гулянья и др.
- Формировать представления о том, что Россия огромная страна с богатым историческим и культурным прошлым.
- Обогащать словарный запас детей словами из старорусского языка: горница, светелка, ухват, дерюжка, лапти и мн.др.
- Учить детей слушать народные песни и наигрыши, исполнять простые мелодии на народных музыкальных инструментах: трещотки, бубен, свистульки, ложки, колокольчики, соблюдая при этом общую динамику и темп. Побуждать исполнять движения характерные для русских плясок.
- Развивать двигательную активность детей, желание участвовать в коллективных народных играх и забавах.
- Воспитывать интерес к народному искусству, традициям и культуре, знать и уважать народные традиции и обычаи.
Интеграция образовательных областей: РР,ХЭР, ФР, СКР.
Материал и оборудование: магнитофон, аудиозапись народных песен и наигрышей. Презентация «Масленица», подборка иллюстрированных народных сказок и малого фольклора. Народные музыкальные инструменты, платочек, народные игрушки, посуда простая и с росписью. Для девочки сарафан, кокошник, колокольчик.
Организация развивающей среды: занятие проводится в оборудованной горнице, где создана обстановка быта крестьянской семьи.
Предварительная работа: читали и обсуждали произведения устного народного творчества, знакомились с народными игрушками и росписью, рисовали по мотивам этих росписей, играли в подвижные русские игры, слушали разные народные музыкальные произведения.
Ход НОД.
В группе.
- Дети, как называется страна, в которой мы с вами живем? Да наша страна называется Российская Федерация, но мы называем её наша Россия.
Россия – самая большая страна в мире. Страна, которая, славится своими огромными просторами, богатой и интересной культурой. Россия обладает огромным культурным и историческим наследием. Это Родина великих писателей и композиторов, художников и музыкантов. Мировой центр литературы, драматургии, музыки и балета. Весь мир поражается удивительной гостеприимности русского народа. А чего стоит загадочная русская душа – разве можно её разгадать!
О России современной, сегодняшней вы много знаете: смотрите телепередачи, презентации фотографии в интернете, путешествуете с родителями. А я предлагаю вам отправиться в стародавние времена России, или как говорили раньше побывать на Руси!
А поведет нас в мир древней Руси - красна девица, вот она. В русском сарафане, в кокошнике, с колокольчиком.
Колокольчик зазвенит.
В горницу нас пригласит!
(Девица звонит в колокольчик, дети строятся друг за другом и идем в горницу)
-Ребята, мы с вами как будто на машине времени перенеслись из настоящего в прошлое. Попали в русскую избу, в которой на Руси жили простые крестьяне. Давайте рассмотрим необычные для нас предметы.
1. Главная в доме всегда была печь. Она обогревала, варила и пекла, да и на лежанке спать укладывала. Очень любили малыши да старики спать на запечке.
(показать, дрова, казанок, кочергу, ухват, лопату).
2. Самая большая и светлая комната в избе называлась горницей. Там стояли столы да лавки. В красном углу висели иконы. Полы в горнице застилали дерюжками – плетеными ковриками (расстелить с девочками дерюжки). Дальше стояли кровати, а там, где были малые дитятки, висели люлечки. Одежду хранили в сундуках. Вот и все богатство (рассмотреть сундук, предложить покачать люльку с куклой).
Но никто никогда не скучал. Все были заняты своим делом. А в свободное от работы время мастерили игрушки, придумывали разные песни, забавы, игры, отмечали праздники.
Колокольчик наш звени.
Дальше, дальше нас веди! (звенит колокольчик)
- На этих полочках стоят предметы расписанные русскими мастерами: дымковские и филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы. Эти росписи мы с вами уже знаем. Они очень красивые, расписаны яркими красками. Любо – дорого на них смотреть. Такую посуду подавали по великим праздникам, да дорогим гостям.
Колокольчик позвени,
Инструменты покажи!
Посмотрите, ребята, а на этой полочке лежат народные инструменты. Это гармошка. Вы уже ее видели и слышали, как она звучит (показать гармонь). Это трещотки. Они сделаны уз дерева. Послушайте, как они звучат (предложить 2-3 детям поиграть на трещотках). Какие еще инструменты вы здесь видите? Правильно: бубен, балалайка, дудочка. Её раньше называли свирель или жалейка, а еще здесь стоят свистульки. Давайте послушаем русскую народную мелодию, которая так и называется «пастушки играют на рожках».
А сейчас я предлагаю вам самим попробовать поиграть на инструментах. Организовать ансамбль (раздать инструменты, прослушать «Кадриль», предложить подыграть на инструментах). Молодцы! Весело и задорно у вас получилось.
Совсем скоро по всей России будут отмечать старинный праздник «Масленицу».
Это интересный праздник со своими обрядами и традициями. Мы, и по сей день его отмечаем. Давайте посмотрим, как готовятся к нему и как его отмечают.
(дети рассаживаются на ковер, просмотр видео презентации «Масленица»).
Колокольчик наш звени,
Сказку всем нам расскажи!
В этом уголке я приготовила для вас выставку книг, в которых собраны лучшие народные сказки. Много сказок мы с вами уже прочитали, и еще больше вы прочитаете сами. Давайте поиграем в игру «Угадай сказку» (в книгах – закладки, где есть характерные картинки).
Посмотрите сюда. Что изображено на этих картинках? Правильно – это иллюстрации к потешкам. Их очень любят малыши. Давайте их вспомним (прочитать потешки «Гуленьки», « Заинька, походи», «Ладушки-ладушки»).
Колокольчик позвони,
Поиграть нас позови!
Вы любите играть? Выходите, давайте поиграем в народную игру «Заря – заряница». (Предложить детям самим напомнить правила игры. Поиграть 2-3 раза).
Итог НОД: дорогие ребята, традиций на Руси было много. Наследие нашего народа огромно. Это песни, танцы и музыка. Это картины и скульптуры. Это архитектура и многое другое, все не перечислить. Но ученые, которые изучают историю и культуру России собрали и сохранили это в музеях и книгах. Учитесь читать, изучайте историю своей страны. Гордитесь своей страной и своими предками.
Колокольчик наш звени,
В группу нас веди!
(В группе для детей организовано чаепитие за самоваром и угощением).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда в подготовительной группе "Колокольчики"
Описание предметно-развивающей среды....
Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе " Колокольчики мои -цветики лесные "
Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе " Колокольчики мои -цветики лесные "...
Конспект туристической прогулки – похода с детьми подготовительной группы «Колокольчики» на «Лебединое озеро - Круглое»
Горячий Ключ, один из самых экологически чистых городов России. Он стоит у подножия гор, в окружении лесов — зеленая зона тут занимает больше поло...
Конспект ООД по ручному труду «Колокольчики из бросового материала» в подготовительной группе
Изготовление колокольчиков из бросового материала...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Колокольчики» по теме «Речевое развитие ребенка»
План-конспект родительского собранияв подготовительной группе «Колокольчики»по теме «Речевое развитие ребенка»...
Конспект открытого занятия по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной группе «Колокольчики».
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Задачи приоритетной образовательной области:“Познавательное развитие”:Формир...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Колокольчик” Тема: «Волшебный Новый Год»
Новый год отмечают не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Хотите узнать, как же именно его отмечают? Сейчас я предлагаю вам превратиться в путешественников и отправиться в пу...