Конспект открытого занятия по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной группе «Колокольчики».
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Даниловец Наталия Борисовна

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

 

Задачи приоритетной образовательной области:

“Познавательное развитие”:

  • Формирование представления о жидкостях, их свойствах и качествах;
  • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной деятельности.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение.
  • Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение Эрхирикский детский сад  «Ручеёк»

Конспект открытого занятия

по опытному экспериментированию «Химические превращения»

в подготовительной группе «Колокольчики».

 Составила воспитатель:

Даниловец  Н. Б.

С.Эрхирик

2023 г.

Конспект НОД

по опытному экспериментированию «Химические превращения»

в подготовительной группе

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи приоритетной образовательной области:

“Познавательное развитие”:

  • Формирование представления о жидкостях, их свойствах и качествах;
  • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной деятельности.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение.
  • Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

“Социально-коммуникативное развитие”:

  • Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Речевое развитие”:

  • Ввести в активный словарь детей слова: Лаборатория, опыты, эксперименты.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы.

“Художественно-эстетическое развитие”:

  • Развивать воображение, творческие способности детей.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.

Планируемые результаты:

Дети будут представлять о некоторых жидкостях и их свойствах. Будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы воспитателя, владеть диалоговой формой речи, эмоционально реагировать на получившийся эксперимент, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.

Оборудование и материалы: презентация, спец. одежда (фартуки и одноразовые шапочки), прозрачный сосуд, растительное масло, краситель (гуашь), шипучая таблетка, вода , тарелка, молоко, пипетки или кисточки, ватные палочки, жидкость для мытья посуды, макет вулкана ( жестяная  банка, пеноплекс , + влажные салфетки,  клей ПВА, гипс, акриловая краска ), поднос, сода, лимонная кислота.

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

               1. Вводная часть – мотивационный побудительный этап                    
                                       (продолжительность 5 минут)
.

Цель этапа: создание положительного настроя, мотивация детей на активное участие в образовательном процессе, целеполагание.

Цель: включение в образовательную деятельность 

Здравствуйте, ребята!

Дети приветствуют друг друга и воспитателя

Посмотрите, дети, нам пришло письмо! Кто же нам его прислал? Давайте его прочитаем! (слайд 2)

Давайте!

«Здравствуйте, ребята! У нас с Мишкой есть растительное масло, молоко, и лимонная кислота, мы хотели бы узнать свойства этих жидкостей, но как это сделать мы не знаем. Помогите  нам, пожалуйста!».

(слайд 3)

Ну, что, поможем Маше и Мишке?

Дети смотрят на экран, слушают как воспитатель читает письмо.

Предполагаемый ответ детей: «Да»

Ребята, вы знаете что такое вещество?

А как мы можем узнать свойства веществ?

Вы знаете, что такое эксперимент?

Правильно, молодцы, ребята!

Ответы детей

Ребята, так чем же сегодня вы предлагаете заняться?

Дети рассуждают. Предполагаемые ответы детей: «Сделать опыты», «Провести эксперименты»

Согласна, ребята! Молодцы!

А вы знаете, где проводят опыты?

Правильно в лаборатории. (слайд 4). Мы с вами сейчас превратимся в настоящих научных исследователей. Что для начала нам нужно сделать?

В лаборатории.

Правильно, ребята, одевайте фартуки, шапочки и вспомним правила поведения.

«В лаборатории химической есть много реактивов – они все очень разные опасные и нет, с ними обращаемся всегда мы осторожно, и правило простое  знаем все на «5»: без разрешения воспитателя в руки ничего не брать!»

Давайте хором повторим правило исследователей.

 Молодцы! Теперь мы готовы к выполнению экспериментов

Дети надевают специальную одежду (фартуки и одноразовые шапочки), вспоминают правила поведения в лаборатории.

Дети повторяют слова вместе с

воспитателем.

Этап 2.  Основная часть - содержательно-деятельностный этап  
                                          (продолжительность   20 минут).

Цель: показать детям, какие можно сделать эксперименты из подручных средств, учить делать выводы, обобщение и закрепление у воспитанников знаний, умений и навыков, полученных в ходе образовательной деятельности и практическое их применение в совместной и самостоятельной игровой деятельности. 

Цель:  научиться делать различные эксперименты с некоторыми жидкостями, узнать о их свойствах.

Итак, коллеги, пройдемте в нашу лабораторию!

Ребята переходят к первому столу

Наш первый опыт называется «Лавовая лампа». (слайд5)

Для опыта мы возьмем: растительное масло, вода, красители, шипучая таблетка и прозрачный сосуд.

Сосуд наполовину наполнен водой, добавим в воду растительное масло.

Добавляй (Аламжи).

Что происходит?

Как вы думаете, почему масло не смешивается с водой?

Затем добавим краситель к воде и маслу.

Добавляй (Арина).

Потом добавим шипучую таблетку.

Добавляй (Адиса).

Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки

поднимаются и снова опускаются в нижний слой.

Сделаем вывод:  масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. После добавления шипучей таблетки

начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.

Ребенок добавляет масло

Масло с водой не смешивается.

Потому что масло легче воды.

Ребенок добавляет краситель.

Ребенок добавляет шипучую таблетку.

Дети наблюдают за ходом эксперимента, описывают свои наблюдения, делятся впечатлениями, рассуждают

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Дети выполняют упражнения по показу воспитателя.

Молодцы, ребята!

Интересно вам было?

А еще хотите поэкспериментировать?

Посмотрите на экран, что там изображено? (слайд №6)

Что дает корова? А вы  знаете ребята как  на бурятском языке корова? (Ухэр)

Правильно, молодцы! Коровка нам дает молоко, и с ним тоже можно провести интересные опыты (слайд 7)

Следующий наш эксперимент называется «цветное молоко».

Да.

Да, хотим.

Дети смотрят на экран, дают ответы.

Здесь мы можем проследить действие средства для мытья посуды. Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, красители разных цветов, ватные палочки и жидкость для мытья посуды.

Что такое молоко?

Правильно, молоко – это продукт питания, полезный для организма человека, который человек получает от коров.

Давайте сначала исследуем, как поведут себя молоко и краситель, если их соединить вместе. И так, перед вами стоят тарелочки с молоком , красители: красный, синий, жёлтый и зелёный.  Берем кисточки, окунаем их в стаканчик с красителем и аккуратно над молоком стряхиваем капли краски с кисточки постукивая ей по ладони.  

Что происходит?

Молоко сначала незаметно, а затем явно двигается, закручивается, и от красителя появляются затейливые узоры.

Продолжаем опыт. Берем каждый ватную палочку, обмакиваем ее в средство для мытья посуды и опускаем в центр тарелочки.

Что мы видим?

Красители сбегаются, перемешиваются, и получаются необычные круги.

Почему так происходит?

Мыло разрывает жировые частички в молоке, и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются. Так работает средство для мытья посуды, когда мама моет посуду на кухне.

Продукт питания.

Дети берут кисточки, окунают их в стаканчики с краской и стряхивают капли над молоком.

Молоко начало двигаться.

Каждый ребенок выполняет задание воспитателя.

Красители перемешиваются и все двигается.

Потому что добавили средство для мытья посуды.

Пальчиковая гимнастика:

На двери висит замок –

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули…(тянем кисти в стороны)

Покрутили…(волнообразные движения)

Постучали…(пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились) Молодцы!

Дети выполняют упражнения по показу воспитателя.

Ой ребята, а что это такое?  (слайд № 8)

А что происходит с вулканом?

Вы знаете, ребята, мы можем сделать свой настоящий вулкан в нашей лаборатории. Хотите попробовать?

Наш следующий опыт называется «Извержение вулкана». У меня есть макет вулкана.  Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан. Для этого нам нужны вещества: сода, краситель, жидкость для мытья посуды и раствор лимонной кислоты.

Что такое сода?

Сода – это сыпучее вещество белого цвета. Его используют для чистки предметов в домашнем хозяйстве и добавляют в выпечку, когда что-то пекут, она растворяется в воде.

Что такое лимонная кислота?

Это мелкие гранулы, их получают из лимонов, они очень кислые и растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.

Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно. Тамир в жерло нашего «вулкана» насыплет сухую соду. Лера добавит краситель. Номина вольет жидкость для мытья посуды. И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т.к. кислота – вещество опасное, а вы, ребята, отойдите на пару шагов назад для безопасности.

Что происходит?

Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава..

Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.

Какой вывод мы можем сделать?

При соединении соды и лимонной кислоты получилась реакция в виде бурлящих пузырьков.

Дети отвечают "Вулкан"

Он извергает лаву.

Да.

Ее добавляют в выпечку.

Очень кислое вещество.

Дети выполняют задание воспитателя.

Вулкан извергается.

При соединении всех веществ получается извержение вулкана.

Этап 3. Заключительный этап (продолжительность 2-3 минуты)

Цель: подведение  итогов занятия, оценка результатов деятельности, получение обратной связи, мотивация на дальнейшую деятельность вне рамок НОД.

Цель: получение положительной оценки своей деятельности, выражение собственных эмоциональных переживаний.

Вот мы и закончили  наши опыты в химической лаборатории.

 Вам понравилось сегодня быть исследователями?

Ребят, как  вы считаете сегодня с заданием справились ?

Вы все сегодня молодцы, настоящие исследователи!

Что мы узнали нового?

В любой химической лаборатории нужно соблюдать правила безопасного обращения с разными веществами. Химию вы будете изучать, когда станете школьниками.

Посмотрите, нам снова пришло письмо (слайд № 9) «Спасибо большое вам, ребята! Теперь мы узнали, что происходит с маслом, молоком и лимонной кислотой при соединении с некоторыми веществами»

Ребята,  обязательно расскажите своим мамам и папам про наши эксперименты, и предложите им попробовать сделать их дома, но не забывайте о технике безопасности.

Расскажите?

А сейчас мы снимаем нашу рабочую одежду и снова станем ребятами из подготовительной группы. А Маша и Медведь передали вам вкусные призы за сделанные вами исследования. Всем спасибо, до новых встреч.

Да.

Хорошо.

Ответы детей

Предполагаемый ответ детей "Да"

Дети снимают фартуки и одноразовые шапочки.

Принимают угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект ООД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной группе

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Задачи приоритетной образовательной области:“Познавательное развитие”:Ф...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...

Конспект образовательно-игровой ситуации по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной группе.

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: Формирование представления о жидкостях, их свойствах и качествах;Развитие п...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...