Конспект по реализации национально-регионального компонента
проект (старшая группа)

Елена Николаевна Руденко

В конспекте представлен проект по ознакомлению и расширению представлений дошкольников старшего возраста о родном городе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Мой любимый город Канск»

Старший возраст

Воспитатель МАДОУ №15 «Сибирячок»

Руденко Е.Н.

   И гордый стан березок белых,
  И трав несметные поля, - 
  Здесь все, чего душа хотела,
  Здесь Канск и Родина моя.

   Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.

   Продолжительность: долгосрочный.

   Сроки реализации: 2018 -2019 учебный год

   Актуальность проекта:

        В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания.   

        Именно с любви к « малой Родине» начинается любовь ко всему миру. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей « малой Родины», потом – гражданином России и только потом жителем планеты Земля.

        Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье и доме, о том месте, где он родился, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы «малой Родины».

Цель: формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.

Задачи проекта:

- расширить представления детей о родном городе; его достопримечательностях;

- познакомить с историей города, историческими памятниками, известными людьми;

- развивать чувство гордости за свою малую родину;

- воспитывать чувство восхищения родной природы, заботливое отношение к ней.

Проблема: отсутствие у детей достаточных знаний о своем городе, об истории родного края, малой Родины.

Ключевые моменты проекта:

история родного края;

-город, в котором я живу;

- профессии моих родителей;

-символика(герб);

-достопримечательности.

Продукт проекта:

Мини музей «Мой родной город Канск».

Участники проекта:

Воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.                                                                                          

Сроки реализации:

Сентябрь – май

Этапы работы над проектом.

Подготовительный.

Определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта. Разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями. Изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

Основной.

Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

Формы и методы работы с детьми.

Игровая деятельность:        

Дидактическая игра «Почини здание»;

Дидактическая игра  «Узнай по описанию»;

Дидактическая игра  «Знатоки Канска»;

Дидактическая игра  «Найди отличия»;

Дидактическая игра «Контуры и тени»;

Дидактическая игра  «Собери кубики»;

Дидактическая игра «Рыбы, обитающие в реке Кан»                                           с/р.и.: «Семья»

Занятия-беседы:

- Улица, на которой я живу. Живу  

-Моя дорога в детский сад.

- Мой любимый уголок в городе.                                                       -      

Музеи  

Познавательное развитие:

-  рассказ воспитателя о возникновении нашего города;

-  знакомство с достопримечательностями города, памятниками;

-  знакомство с известными людьми;

- просмотр документального фильма «Канск – прошлое и настоящее»

        

Конструирование и изобразительная деятельность:

- изготовление стенда «Мой любимый город Канск»;

- изготовление макета предмостной площади;

- построение из строительного материала главной улицы города;

- Рисование: «Моя улица», «Машины нашего города».

        

Развитие речи:

- составление творческих рассказов: «Мой дом, в котором я живу», «Любимое место в Канске»;

-    Беседы с детьми: «Моя семья»,  «Мой дом»

- чтение стихотворений  и рассказов о Канске.

Формы и методы работы с родителями.

- беседа с родителями о важности данной проблемы;

- совместное с родителями составление генеалогического дерева;

- привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта и атрибутами Канска.

- активное участие родителей в мероприятиях по проекту.

Заключительный.

Оформление материалов по проекту, подведение итогов. Представление результатов деятельности родителям и коллегам.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.Обогащение и систематизирование знаний  детей об истории города и его культурных ценностях.

2.Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.

3.Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

4.Разработка  методического и дидактического сопровождения по данному разделу.

5.Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

6.Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

                        1 этап – разработка проекта:

1. довести до участников проекта важность данной проблемы.

 Заинтересовать каждого темой проекта.

2. подбор методической, научно- популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.

3. составление плана работы над проектом.

                        2 этап – выполнение проекта:

                        Работа с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми.

  • Игровая деятельность:                                                                                                  Д/и: « Мой город», «Кто быстрее доберется до залива?»,  «Достопримечательности родного города», «Парные картинки»,  Лото     « Мой любимый город», Пазлы «Остров Котлин». С/р.и.: «Семья»
  • Совместная деятельность:

Занятия-беседы                                                                                            •Улица, на которой я живу. Живу                                                                            .•Моя дорога в детский сад. дорога  сад.                                                                 •Мой любимый уголок в городе. в городе.                                                        •Мой любимый парк..                                                                                       •Что я знаю о Морском соборе. знаю море.

• Музеи города. Музеи  

  • Познавательное развитие:
  •         Рассказ о возникновении нашего города.
  •         Просмотр документального фильма «История Канска»
  •         Совместное с родителями составление генеалогического дерева

        

  • Конструирование и изобразительная деятельность:
  •         изготовление карты острова Канска
  •         построение из строительного материала площади им. Коростелева
  •         Рисование: «Моя улица», «Герб Канска», «Достопримечательности города»
  • Развитие речи:
  •         Составление творческих рассказов: «Дом, в котором я живу»,         «Любимое место в Канске»
  •         Беседы с детьми: «Мемориал Землянка», «Памятник неизвестному солдату», «Подвиг моего деда»
  •         Чтение стихотворений  и рассказов о Канске.

Формы и методы работы с родителями.

1. Беседа с родителями о важности данной проблемы.

2. изготовление альбома «улица моего города».

3. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта.

4. Активное участие родителей в мероприятиях по проекту.

                        3 этап – презентация проекта:  

1. Оформление выставки творческих работ (детских и совместно с родителями) «мой любимый Канск».

2. Презентация проекта для родителей: итоговое занятие –« Мой любимый город».

3. Создание краеведческого уголка.

                                План проведения проекта:

1. подготовительный этап.

1.1 Презентация проекта:

  • Родительское собрание. Родителям сообщается, что в группе будет реализован проект «Мой любимый город», знакомят с запланированными мероприятиями, а так же, предоставляется возможность внести свои творческие дополнения.
  • Экскурсии по родному городу.
  • Определение уровня знаний и представлений детей о своем городе.                      

2. Основной этап.

        2.1 Составление плана работы с учетом результатов обработки полученной информации;

        2.2 Разделение обязанностей между участниками проекта;

        2.3 Самостоятельная работа участников проекта;

        2.4 Оформление результатов работы.

                Диагностика знаний детей о родном городе

                                        (старшая группа)

  1. Как называется наш город? (Канск)

3 балла -  дает полный развернутый ответ.

0 баллов – затрудняется ответить или не правильно называет название города.

2. Назови свой домашний адрес?                                                                             3 балла – полный ответ (названы:  город, улица, номер дома и номер квартиры.)

2 балла – неполный ответ (названы: город, улица, но не названы номера дома и квартиры или не назван город или улица)

0 баллов – затрудняется ответить или неправильно называет свой адрес.

3. Какие улицы ты еще знаешь?

3 балла – называет 4 и более улиц города.

2 балла – называет 2-3 улицы города.

1 балл – называет 1 улицу города.

0 баллов – не называет ни одной улицы

4. Что изображено на гербе города Канска? (сноп).                                                Найди герб города Канска среди гербов других городов.

3 балла – правильно дает ответ, находит нужный герб среди остальных

2 балла – не может назвать, что изображено, но среди других гербов

находит правильно, называет правильно, но показать не может

0 баллов – затрудняется с ответом или неправильно называет и показывает.

5. Назови реку, которая протекает в нашем городе? (Кан)

3 балла – дает полный развернутый ответ.

0 баллов – затрудняется ответить или не правильно называет название

залива.

6. Назови достопримечательности города Канска и расскажи о них.

3 балла – называет 4 и более достопримечательностей и дает полный рассказ

о них.

2 балла – называет 2 – 3 достопримечательности и дает рассказ о них или

называет 4 и более достопримечательностей, но не может

рассказать о них.

1 балл – называет 1 достопримечательность и рассказывает о ней или

называет 2-3, но не может о них рассказать.

0 баллов – не дает ответа

7. Какие мосты есть в нашем городе? Расскажи о них (3-железнодорожный, для грузового транспорта, для легкового и пассажирского транспорта)

3 балла – называет 3 моста и рассказывает о них.

2 балла -  называет1- 2 моста и рассказывает о них.

1 балл –  называет 1мост и рассказывает о нем.

0 баллов – не дает ответа.

8. Назови памятники города Канска и расскажи о них?

3 балла – называет 4 и более памятников и рассказывает о них.

2 балла – называет 2-3 памятника и рассказывает о них или называет 4 и более памятника, но не может о них рассказать.

1 балл – называет 1 памятник и рассказывает о нем или 2-3 памятника без рассказа

0 баллов – не дает ответа

Высокий уровень – 20 – 24 балла

Средний уровень -  12 – 19 баллов

Низкий уровень -   ниже 12 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.

Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре....

Авторкие игры по реализации национально-регионального компонента ДОУ

ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ...

Конспект по реализации национально-регионального компонента «Где мы живем?»

Конспект по реализации национально-регионального компонента«Где мы живем?»...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...