Проект "Мордовия - мой край родной"
проект (старшая группа)
Материал предназначен для воспитателей старших и подготовительных к школе групп ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_2018-2019.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Мордовия – наш край родной».
Тип проекта: долгосрочный (с октября 2018 года по апрель 2019 года).
Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители.
Актуальность проекта: нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Объект проекта: процесс нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий.
Предмет проекта: педагогические условия для ознакомления с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями Мордовии.
Цель проекта: выявление совокупности условий и их оптимальность для взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в микро - и макро социуме на основе здоровьесберегающих педагогических технологий; воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
- приобщение детей к культуре своего народа.
Развивающие:
- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурных национальных ценностей.
Воспитательные:
- воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственного отношения и чувства сопричастности к семье и близким людям, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.
Проект реализуется в 3 этапа:
1. Организационно-подготовительный этап.
На данном этапе осуществлялась следующая работа:
- анализ научно-педагогической, философской, психологической, социологической и методической литературы;
- проведен анализ воспитательно-образовательной деятельности ДОУ, выявлены проблемы по нравственно-патриотическому воспитанию;
- обоснована актуальность проблемы;
- определены основные подходы к разработке системы педагогического обеспечения формирования нравственно-патриотических качеств через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с семьей на основе здоровьесберегающих педагогических технологий;
- определена работа с родителями воспитанников группы в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
2. Основной этап (перспективный план работы)
дата | тема | содержание |
октябрь, 2018 | «Знатоки родного края» | Расширять представления детей о родном крае, достопримечательностях Саранска, гербе Саранска. Активизировать в речи употребление слов: определение прилагательных "Саранск – какой?"; название профессий; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов: Саранск, саранский). Учить отвечать на вопросы полными предложениями. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом. |
ноябрь, 2018 | «Символы Мордовии» | Закрепить и уточнить знания детей о символике Республики Мордовия. Уточнить название нашей страны, столицы, республики, города. Повторить знания о флаге, гербе и гимне Республики Мордовия. Учить узнавать флаг России и Мордовии, герб и гимн. Формировать элементарное представление о том, что государственная символика меняется с течением времени. Развивать эстетическое отношение к цветам флага, повторение знаний о символическом значении цветов флага. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике. |
декабрь, 2018 | «Природа Мордовии» | Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края. Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края. Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе. |
январь, 2019 | «Национальные праздники Мордовии» | Познакомить детей с традициями празднования Дня Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Масленицы, Ивана Купала, с народными приметами, обрядами. Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Мордовии), интерес к народной культуре, потребность в получении информации. |
февраль, 2019 | «Славные защитники земли Мордовской» | Формировать представление о героическом прошлом народа, великих богатырях- защитниках Земли. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу, уважение к воинам, желание им подражать. |
март, 2019 | «Мордовия – прошлое, настоящее и будущее» | Расширять сведения о национально-региональных особенностях родного края. Познакомить детей с родным краем, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями г. Саранска. Подвести к пониманию того, что такое главный город, столица. |
апрель, 2019 | «Мир спорта города Саранска» | Воспитывать гордость за мордовских спортсменов, уважение к труду спортсменов, желание заниматься спортом. |
3. Заключительный этап.
Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты у воспитанников ДОУ:
- сформированы понятия гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- сформированы начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- развиты элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах, истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
1. Разработаны и апробированы конспекты занятий по нравственно – патриотическому воспитанию детей – дошкольников по темам: «Знатоки родного края», «Символы Мордовии», «Природа Мордовии», «Национальные праздники Мордовии», «Славные защитники земли Мордовской», «Мордовия – прошлое, настоящее и будущее», «Мир спорта города Саранска».
2. Организована работа с родителями по выбранным направлениям проектной деятельности «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий».
3. Создан методический и практический материал по теме проекта «Мордовия – наш край родной».
Работа с родителями:
- беседа «Край, в котором мы живем»;
- чтение детям мордовских народных сказок;
- предложение посетить музей имени С.Д.Эрьзи;
- выставка рисунков «Мордовский костюм».
Методическое обеспечение:
1. Книга «Саранск – столица Мордовии».
2. Репродукции картин художников Мордовии.
3. Альбом «Природа Мордовии».
4. Сборники мордовских народных сказок.
5. Картинки с изображением героев войны, родившихся в Мордовии; с известными спортсменами Мордовии.
Список используемой литературы.
1. Арсентьев Н. М., Баргова Т.С., К.И. Шапкарин К.И. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родном крае для маленьких читателей ; -Саранск : типография «Красный Октябрь»,2005 г.;
2. Баргова Т.С., Руськина Е.С . Саранск-столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей; Саранск , 2007г
3. Бизнес-каталог «Мордовия» – Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005г.;
4. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.;
5. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара. / Под ред. Л. А.Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
6. Историко-культурные очерки. Мордва. - Саранск,1995г.;
7. Историко-культурные очерки. Мордовский народ: что нас волнует? - Саранск, 1991г.;
8. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.
9. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.;
10.Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина, Ульяновск: УИПКПРО, 2004г.
Интернет-источники
11. dohcolonok.ru
12. http://vospitatel.com.ua.
13. pedrazvitie.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...
Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...
НОД для детей старшего возраста. Тема:«Узнаём наш край родной - бережём наш край родной!». Образовательная область «Познавательное развитие».
Знакомство детей с родным краем, используя нетрадиционную форму занятия....
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....