Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление) Тема: «Отметим праздник вместе»Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельно
проект (старшая группа)
Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельности для формирования у детей представления о малой родине и Отечестве, через ознакомление с памятными датами ее истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление)
Тема: «Отметим праздник вместе»
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »
К. Д. Ушинский
Паспорт проекта «Отметим праздник вместе»
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Время реализации: сентябрь – май
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, физ.инструктор.
Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет)
Образовательная область: проект реализуется в рамках Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) по одному из направлений патриотического воспитания дошкольников — духовно-нравственное воспитание.
Постановка проблемы. Проблема духовно-нравственного развития – одна из важнейших проблем человечества. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.
Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой родине. Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей.
Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельности для формирования у детей представлений о малой родине и Отечестве через ознакомление с памятными датами ее истории.
Актуальность проблемы. Одна из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения сегодня — это проблема патриотического воспитания. Исследования в современной педагогике содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной, раскрывают методы и приемы работы, отображающие региональные особенности. Но, на сегодняшний день нет единой последовательной системы работы с детьми, отражающей всю полноту данного вопроса. В каждом городе, в каждом селе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю. По словам Н.Мельниковой, задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли.
Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогику — в разработке содержания, методов, форм, условий духовно-нравственного развития детей и молодежи.
Эта идея легла в основу проекта по развитию у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с памятными датами ее истории.
Цели проекта:
- Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.
- Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о памятных датах РФ.
- Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.
- Установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка,
- Развивать интерес к истории своей малой родины.
- Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.
- Разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Развитие познавательных и творческих способностей воспитанников.
- Формирование у детей и родителей интереса к культурным ценностям прошлого и настоящего города Тольятти, уважение к его жителям
- Расширение социальных представлений о малой родине и Отечеству у дошкольников посредством ознакомления с памятными датами.
- Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями малой родины.
- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
- Разработать перспективное тематическое планирование.
- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта
- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
- Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
- Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта.
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.
- Развивать воображение и творческие способности детей.
Гипотеза образовательного проекта.
Целенаправленная и систематизированная работа с детьми старшего дошкольного возраста над проектом позволит сформировать первичные представления о малой родине и Отечестве, развить духовно-нравственные качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития.
Принципы реализации проекта:
1. доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала;
2. систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;
3. наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
- создание благоприятной среды, для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Этапы работы над проектом
Направление деятельности, её этапы.
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проект
Задача: Сбор и анализ информации
- Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
- Изучение педагогического опыта работы по духовно-нравственному воспитанию.
- Консультирование с методистом ДОО по вопросам проектной деятельности.
- Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)
- Анализ результатов педагогической диагностики
II этап – методическое обеспечение проекта
Задача:
Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса
- Составить перспективный тематический план по теме проекта.
- Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.
- Согласно задачам и содержанию определить формы организации.
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, музыкальные произведения, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.
III этап – работа с детьми
Задачи:
- Формирование у детей простейшие представления о праздниках и памятных датах Отечества;
- Развитие у детей таких качеств, как толерантность, самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.
- Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.
- Создание ситуации вовлечения детей
- Реализация цикла игр — занятий
- Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)
- Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения игровой деятельности, бесед, просмотра видеофильмов, прослушивания музыкальных произведений.
IV этап – работа с родителями
Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.
- Подготовка консультативного материала для родителей.
- Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.
- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
V этап – работа с педагогическим коллективом
Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.
- Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.
- Привлечение специалистов ДОО к участию в мероприятиях в рамках проекта.
- Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта.
VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта
Задача: демонстрация опыта работы
- Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОО.
- Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
1. для педагога:
- освоение проектного метода;
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
- использование инновационных методов работы;
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;
2. для детей:
- сформированы более глубокие и полные представления дошкольников памятных датах истории Отечества, ;
- повысился уровень познавательного развития;
- развитие творческих способностей, умения работать в группе, навыков коммуникативного общении;
3. для родителей:
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы
4. для педагогов ДОО:
- возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми
Продукт проектной деятельности:
- Альбомы с фотографиями «Праздники в моей семье».
- Рисунки детей, выполненные карандашами и гуашью на тему пректа.
- Картотека подвижных игр и конкурсов к памятным датам.
- Коллекции открыток, значков, марок посвященных памятным датам.
- Альбомы стихов посвященных памятным датам истории России: «День дошкольного работника», «День единства и примирения», «День конституции РФ», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День космонавтики», «1 мая», «День Победы», «День защиты детей»;
- Альбомы стихов посвященных народным праздникам «Рождество», «Коляда», «Масленица», «День весеннего равноденствия», «Пасха»;
- Картотека песен посвященных праздникам, сценариев праздников, спортивно-музыкальных развлечений.
- Модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов;
- Картотека Наглядные материалы и пособия;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление)
Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способнос...
конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе "В гости к девочке Уралочке"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе «В гости к девочке Уралочке»Воспитатель: Ульман Ольга Николаевна, Челябинская область, г. ...
Проект Авторской программы образовательной деятельности с использованием регионального компонента "Речь вести-не лапти плести" (Жданова Т.И.)
Данная образовательная программа представляет собой описание и обобщение опыта работы учителя - логопеда Ждановой Т.И. В настоящий момент находится в стадии доработки и апробируется в условиях логопун...
Конспект для воспитателей "Проектная деятельность по реализации регионального компонента".
Конспект для воспитателей "Проектная деятельность по реализации регионального компонента"....
Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»
1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»Авторы проекта: Духи...
Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"
Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...