Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление) Тема: «Отметим праздник вместе»Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельно
проект (старшая группа)

Игнатьева Алена Николаевна

Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельности для формирования у детей представления о малой родине и Отечестве, через ознакомление с памятными датами ее истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное  направление)

Тема: «Отметим праздник  вместе»

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »

К. Д. Ушинский

Паспорт проекта «Отметим праздник вместе»

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: сентябрь – май

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, физ.инструктор.

Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет)

Образовательная область: проект реализуется в рамках Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) по одному из направлений патриотического воспитания дошкольников — духовно-нравственное воспитание.

Постановка проблемы. Проблема духовно-нравственного развития – одна из важнейших проблем человечества. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.

Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой родине. Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей.

Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельности для формирования у детей представлений о малой родине и Отечестве через ознакомление с памятными датами ее истории.

Актуальность проблемы. Одна из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения сегодня — это проблема патриотического воспитания. Исследования в современной педагогике содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной, раскрывают методы и приемы работы, отображающие региональные особенности. Но, на сегодняшний день нет единой последовательной системы работы с детьми, отражающей всю полноту данного вопроса. В каждом городе, в каждом селе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю. По словам Н.Мельниковой, задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогику — в разработке содержания, методов, форм, условий духовно-нравственного развития детей и молодежи.

Эта идея легла в основу проекта по развитию у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с памятными датами ее истории.

Цели проекта:

  1. Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.
  2. Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о памятных датах РФ.
  3. Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.
  4. Установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка,
  5. Развивать интерес к истории своей малой родины.
  6. Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.
  7. Разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Развитие познавательных и творческих способностей воспитанников.
  2. Формирование у детей и родителей интереса к культурным ценностям прошлого и настоящего города Тольятти, уважение к его жителям
  3. Расширение социальных представлений о малой родине и Отечеству у дошкольников посредством ознакомления с памятными датами.
  4. Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями малой родины.
  • Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
  • Разработать перспективное тематическое планирование.
  • Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
  • Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта
  • Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
  • Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
  • Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
  • Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта.
  • Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.
  • Развивать воображение и творческие способности детей.

Гипотеза образовательного проекта.

Целенаправленная и систематизированная работа с детьми старшего дошкольного возраста над проектом позволит сформировать первичные представления о малой родине и Отечестве, развить духовно-нравственные качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

1. доступность:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала;

2. систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;

3. наглядность и занимательность:

  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

  • интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация:

  • создание благоприятной среды, для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Этапы работы над проектом

Направление деятельности, её этапы.

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проект

Задача: Сбор и анализ информации

  1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
  2. Изучение педагогического опыта работы по духовно-нравственному воспитанию.
  3. Консультирование с методистом ДОО по вопросам проектной деятельности.
  4. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)
  5. Анализ результатов педагогической диагностики

II этап – методическое обеспечение проекта

Задача:

Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Составить перспективный тематический план по теме проекта.
  2. Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.
  3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации.
  4. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, музыкальные произведения, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.

III этап – работа с детьми

Задачи:

  1. Формирование у детей простейшие представления о праздниках и памятных датах Отечества;
  2. Развитие у детей таких качеств, как толерантность, самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.
  3. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.
  4. Создание ситуации вовлечения детей
  5. Реализация цикла игр — занятий
  6. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)
  7. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения игровой деятельности, бесед, просмотра видеофильмов, прослушивания музыкальных произведений.

IV этап – работа с родителями

Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.

  1. Подготовка консультативного материала для родителей.
  2. Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.
  3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

V этап – работа с педагогическим коллективом

Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.

  1. Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.
  2. Привлечение специалистов ДОО к участию в мероприятиях в рамках проекта.
  3. Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта.

VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: демонстрация опыта работы

  1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОО.
  2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1. для педагога:

  • освоение проектного метода;
  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
  • использование инновационных методов работы;
  • повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;

2. для детей:

  • сформированы более глубокие и полные представления дошкольников памятных датах истории Отечества, ;
  • повысился уровень познавательного развития;
  • развитие творческих способностей, умения работать в группе, навыков коммуникативного общении;

3. для родителей:

  • партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

4. для педагогов ДОО:

  • возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми

Продукт проектной деятельности:

  1. Альбомы с фотографиями «Праздники в моей семье».
  2. Рисунки детей, выполненные карандашами и гуашью на тему пректа.
  3. Картотека подвижных игр и конкурсов к памятным датам.
  4. Коллекции открыток, значков, марок посвященных памятным датам.
  5. Альбомы стихов посвященных памятным датам истории России:  «День дошкольного работника», «День единства и примирения», «День конституции РФ», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День космонавтики», «1 мая», «День Победы», «День защиты детей»;
  6. Альбомы стихов посвященных народным праздникам «Рождество», «Коляда», «Масленица», «День весеннего равноденствия», «Пасха»;
  7. Картотека песен посвященных праздникам, сценариев праздников, спортивно-музыкальных развлечений.
  8. Модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов;
  9. Картотека Наглядные материалы и пособия;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление)

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который  является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способнос...

конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе "В гости к девочке Уралочке"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе «В гости к девочке Уралочке»Воспитатель: Ульман Ольга Николаевна, Челябинская область, г. ...

Проект Авторской программы образовательной деятельности с использованием регионального компонента "Речь вести-не лапти плести" (Жданова Т.И.)

Данная образовательная программа представляет собой описание и обобщение опыта работы учителя - логопеда Ждановой Т.И. В настоящий момент находится в стадии доработки и апробируется в условиях логопун...

Конспект для воспитателей "Проектная деятельность по реализации регионального компонента".

Конспект для воспитателей "Проектная деятельность по реализации регионального компонента"....

Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»

1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»Авторы проекта: Духи...

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...