Конспект образовательной деятельности для среднего и старшего возраста обустройство коми дома
план-конспект занятия (средняя группа)

Селиванова Екатерина Николаевна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_obustroystvo_komi_doma.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по краеведению на тему: «Обустройство коми дома!»

Цель: Уточнить представления детей об обустройстве коми дома, назначении, местоположении основных предметов быта.

Задачи:

 -Познакомить с устройством коми дома;

- Дать детям сведения о размещении предметов мебели, «красного угла», люльки, печи в интерьере избы.

-Обучать детей делать выводы, подводить детей к самостоятельному поиску причин.

- Побуждать использовать в речи сложные предложения.

- Формирование интереса к устному народному творчеству.

- Учить самостоятельно, составлять узор из элементов коми орнамента.

- Закрепить название элементов коми орнамента.

- Расширять кругозор, развивать мыслительные операции, анализ, сравнение.

1. Организационный момент

   Воспитатель: Ребята нам пришло письмо, давайте откроем и посмотрим, что в нем написано. Здесь написана загадка, отгадав ее мы узнаем, чем мы будем сегодня заниматься.

   Друг на дружке ровно в ряд
Эти бревнышки стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет.

                                        (дом)

   Воспитатель: Правильно это дом! А скажите, зачем человеку нужен дом? В старину дом спасал человека от диких зверей, в доме можно спрятаться от непогоды и холода, погреться у огня. Мы приходим домой чтобы отдохнуть, набраться сил, дома нас ждут родные.

Дидактическая игра «Прошлое и настоящее!»

2.Основная часть

   Воспитатель: Вы хотите очутиться в этой старинной избе и узнать, что в нем есть? Глазки закрывайте. (Воспитатель накидывает платок и передник)

   Воспитатель: Видза оланныд, дона челядь! Как я рада гостям, проходите. Вот сижу я здесь одна, прибрала избу, хозяин на охоте, дети в лес по ягоды ушли, и решила вас, ребята в гости позвать. Осмотритесь вокруг, скажите, что вас заинтересовало, а я вам расскажу.

   Воспитатель: Отличается ли ваша квартира, от моей избы? Чем?

   Воспитатель: Вот в таких избах, раньше в деревнях жили коми крестьяне. Интерьер крестьянской избы составлял: стол, стул, лавки, табуретка, полки, люлька, полать, кровать, красный угол.

   Воспитатель: На полке ставили вот такой туесок, жбан, как вы думаете, для чего они? Из какого материала сделан туесок? Много место занимает печь, по стенам тянулись широкие деревянные лавки, на высоте человеческого роста устраивались полки, на которых ставили посуду.

   Воспитатель: Где у вас дома храниться посуда? (Кухонная мебель). Обратите внимание на стол, на столе стоит деревянная солонка, в форме утки, и лежит коврига хлеба, завёрнутая в домотканую скатерть. Домотканая, от слова – дома ткать. Ведь раньше коми женщины всё делали своими руками, ткали, пряли вот такой прялкой, шили одежду. Просто мастерицы. 

    Воспитатель: Какие еще занятия были у женщин коми? (готовили пищу, ткачество, вязание, готовка пищи, вышивание, шитье одежды и обуви).

    Воспитатель: Чем занимались мужчины? (плетение рыболовных сетей, ловля рыбы, заготовка еды для долгого хранения, изготовление посуды, игрушек для детей, мебели, охотились)

    Воспитатель: Посмотрите, около кровати, на длинном шесте, прикреплённом к потолку – качается деревянная колыбель – люлька. А почему люлька около кровати, как вы думаете?

   А вот рукомойник – медный котелок с носиком. Рукомойник помещался около печи. Под него ставили лохань или таз, вставленный в железный обруч, прикреплённый к печи.

   Воспитатель: Давайте сравним мебель, которая у вас дома, и мебель коми избы. (в коми избе нет диванов, компьютеров, телевизоров, нет водопровода)

Дидактическая игра «Современная и старинная мебель»

   Воспитатель: Посмотрите, угол, где висят иконы, называется «красный угол». Перед иконами висит лампада и есть полочка, на которой лежат крашеные яйца, верба.

   Воспитатель: Кто хочет полежать на моей печи? Ну, что, ж отдохнули?

   Воспитатель: Коми народ очень любил украшать своё жилище. У меня есть шаблоны печки, люльки хотите разукрасить. Но обратите внимание, что вся мебель украшена элементами коми орнамента.

   Воспитатель: Назовите какие знакомые орнаменты вы видите. Я сейчас включу коми мелодии, и мы с вами приступим к работе.

(Дети украшают шаблоны коми орнаментами)

3. Заключительная часть

   Воспитатель: Какие вы молодцы, как у вас красиво получилось. Расскажите, какие коми орнаменты вы нарисовали. Для чего мы с вами рисовали? У всех получилось? Понравилась ли вам коми изба? Чем понравилась? Что больше всего запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Добро и зло" (старший возраст)

В материале представлен конспект по разделу "Социализация", помогающий детям понять, что такое добро и зло, вызвать желание совершать добрые поступки. Занятие проводится в виде сказки с выполнением не...

Конспект образовательной деятельности "Вальс осенних листьев" старший возраст

Конспект образовательной деятельности по художественно-творческому развитию для дошкольников старшего возраста....

Конспект образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Дома на нашей улице»

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Дома на нашей улице"...

Конспект образовательной деятельности в средней и старшей группе на тему: «Путешествие в страну правил дорожного движения».

Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, сигналах светофора, о дорожных знаках....

Конспект образовательной деятельности ЗОЖ для детей старшего возраста

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования опирается на системный подход к освоению ключевой компетенции ...

Конспект образовательной деятельности «Экономическое воспитание детей старшего возраста».

Hаскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде сов...

Конспект образовательной деятельности детей в группе старшего возраста по теме « Истоки народной культуры. Россия мастеровая»

Декоративно - прикладное творчество позволяет детям познакомиться с различными техниками и стилями искусства, изучить  историю и культуру родной страны,самостоятельно создавать оригинальные и кра...