Конспект образовательной деятельности детей в группе старшего возраста по теме « Истоки народной культуры. Россия мастеровая»
план-конспект занятия (старшая группа)
Декоративно - прикладное творчество позволяет детям познакомиться с различными техниками и стилями искусства, изучить историю и культуру родной страны,самостоятельно создавать оригинальные и красочные произведения. Так же осознать, что творчество имеет ценность и может быть оценено и признано другими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_2023g.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в группе старшего возраста по теме « Истоки народной культуры» Россия мастеровая»
Автор конспекта: Приходько Валентина Васильевна, воспитатель.
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере декоративно- прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие
- Закрепить знания детей о характерных особенностях русских народных промыслов: Городец, Гжель, Хохлома, Дымка, Филимоново.
- Вызвать желание овладеть навыками изображения элементов городецких узоров в технике «разрезной пластилин».
Развивающие:
- Развивать память, внимание, мышление
- Развивать речевую активность, повышать выразительность речи
- Развивать умение действовать согласованно
-Развивать у детей творческую активность, эстетическое восприятие, воображение, чувство композиции, цвета, умение передавать колорит городецкой росписи
- Развивать умение составлять узоры по мотивам городецкой росписи
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к русскому народно- прикладному искусству
- Воспитывать трудолюбие
Предполагаемые результаты: умеет формулировать ответы на вопросы, способен рассуждать; проявляет устойчивый интерес к разным видам детской деятельности
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения и характерными особенностями русских народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Филимоново, Дымка. Рассматривание иллюстраций по теме. Беседы. Чтение художественной литературы по теме. Дидактические игры. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Заучивание стихотворений.
Методы и приемы: использование наглядности, музыкального сопровождения, проблемные вопросы, пояснения, художественное слово, игра, физкультминутка, коллективная и самостоятельная деятельность детей, анализ.
Материалы и оборудование: проектор; экран; магнитофон; презентация «Сказка о Марье- искуснице»; презентация «Промыслы: Гжель, Хохлома, Городец, Филимоново, Дымка»; Дидактическая игра «Паззлы – народные промыслы», пластилин, дощечки для лепки, стеки, «резачки», бумажные салфетки; аудиозапись «Родина моя – Россия»
Ход
Воспитатель:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлём
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (ответы детей)
- Что такое Родина? (ответы детей)
- Какое имя у нашей Родины? (ответы детей)
-Как называлась наша Родина в далекие времена? (ответы детей)
Воспитатель: Ходит сказка у ворот, с нами водит хоровод (показ слайд- шоу «Сказка о Марье -искуснице)
Жила- была на Руси, в одном селе девушка Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, и посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. Дарила Марья своими умениями красоту и радость людям. И прозвали её за это Марья – искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил похитить её, чтобы отнять у людей красоту и радость. Налетел, схватил Марью и понёс в своё царство. А Марья-искусница обернулась в Жар – птицу и стала ронять на землю перышки на память о себе. Куда падало перышко, там и появлялись мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, даря людям красоту и радость.
Но кощею это не понравилось, перепутал он всё что создали мастера.
Воспитатель: Что же создавали мастера, каким искусством занимались, сможем ли мы разобраться? Необходимо всё разложить по своим местам.
Игра «Собери целое» (паззл - картинки промыслов: Гжель, Хохлома, Филимоново, Городец, Дымка, лежащих хаотично. Собрать в единое, элементы определённого промысла)
Воспитатель: Назовите пожалуйста промыслы (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ли вы назвали промыслы, узнаем ответив на вопросы! (дети отходят от стола с паззлами)
Воспитатель: Дымковский промысел
- Где зародился промысел? (ответы детей)
- Чем знамениты дымковские мастера? (ответы детей)
- К какому празднику делали дымковские игрушки? (ответы детей)
- Какую глину мастера использовали для изготовления игрушек? (ответы детей)
- Почему игрушки имеют белый фон? (ответы детей)
- Какие узоры использовали мастера для росписи игрушек? (ответы детей)
На экране появляется картинка Дымковского промысла
Ребёнок:
Есть в России уголок,
Где из труб идёт дымок,
Оттого – то деревенька
Дымково зовётся.
Знаменита деревушка
Яркой, глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
Пёстрыми фигурками:
Барышнями, расписными петухами,
Курицами, индюками,
Барашками игривыми,
Веселит, ласкает взор
Пёстрый, радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки.
Змейки, ленточки и точки.
Воспитатель: Гжельский промысел
- Чем прославились гжельские мастера?
- Чем роспись гжельских мастеров отличается от других росписей? (ответы детей)
- Что мастера изображали на своих изделиях? (ответы детей)
На экране картинка Гжельского промысла
Ребёнок:
Только скажем слово «Гжель»
И увидишь зимний день – небо, снега белизну и теней голубизну
Все изделия из Гжели фон имеют только белый,
А на нём лишь синий цвет.
А других здесь красок нет.
Расцветают на морозе розы, и ромашки украшают вазы, чашки…
То мазочек, то листочек, там цветок, тут завиточек,
Три мазка широкой кистью – появился синий листик,
Поработал кисти кончик – распускается бутончик.
И прекрасные узоры так притягивают взоры
Воспитатель: Городецкий промысел
- Чем прославились городецкие мастера? (ответы детей)
- Что любят изображать на своих изделиях городецкие мастера? (ответы детей)
На экране картинка Городецкого промысла
Ребёнок:
Расписное донце прялки
Изучаем мы с тобою,
Здесь игривые лошадки
Нам кивают головою
А диковинные птицы тянут свои крылья в небо
Может стоит научиться
Рисовать и нам всё это?
Верю, дело мы осилим,
И освоим Городец,
Чтобы красоту России
Донести до всех сердец!
Воспитатель: Хохломской промысел
- Чем прославились мастера хохломы? (ответы детей)
- Из чего изготовлены эти предметы? (ответы детей)
- Что изображают на изделиях? (ответы детей)
- Почему говорят «Золотая Хохлома»? (ответы детей)
На экране картинка промысла Хохлома
Ребенок:
В Хохломе не слыхали о зиме:
цвет зеленый от весны,
красный цвет – от лета,
солнца осени полны
золотые ветры.
От землицы – черный цвет,
черный цвет – от ночи
травок ветреных просвет,
кружева цветочков.
Солнца злато, ночи тьма,
расцветает Хохлома!
Воспитатель: Филимоновский промысел
- Какие изделия делают мастера филимоновского промысла? (ответы детей)
- Из какого материала они изготовлены?(ответы детей)
- По какой особенности можно отличить филимоновские игрушки от других игрушек? (ответы детей)
- Я назову цвета, а вы скажете какой из них филимоновские мастера не применяют в своей работе: красный, желтый, зеленый, оранжевый? (ответы детей)
На экране картинка промысла Филимоново
Ребенок:
Длинношеие зверушки
скачут по дорожке.
У лошадок - только ушки,
У коровок - рожки.
У барашка и оленя рожки побогаче.
Чудо-глину добывают и звонкую свистульку вылепляют, обжигают
И полоской украшают: красной, желтой, синей и зеленой.
А на грудку к петушку солнышко уселось,
Чтобы деткам весело свистелось!
Воспитатель: Поработаем и мы как мастера!
Физкультминутка:
Привезли мы глину из далека (обводят перед собой одной рукой другую)
Ну –ка за работу, чудо – мастера! ( идут по кругу взявшись за руки)
Слепим, высушить поставим в печь (ладонь к ладони «лепят», присесть)
Печка жаром пышет (сжимают и разжимают пальцы в кулаки)
А в печи – не калачи (машут перед собой указательным пальцем)
А в печи – игрушки (поворот вокруг себя)
А потом распишем (пальцы в щепотку, «рисуют» волнистую линию) Игрушки будут непростые, а волшебно – расписные! (разводят руками перед собой
Воспитатель:
-Какие умелые мастера у нас в России, создают так много прекрасного и прославляют нашу страну!
- Про таких людей говорят: «Мастер на все руки»
- Какие ещё пословицы и поговорки говорят нам о труде? (дети говорят знакомые пословицы и поговорки о труде)
«Умелые руки не знают скуки», «К большому терпению придет и умение», «Хочешь есть калачи, так не седи на печи», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится», «Глаза боятся, а руки делают», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Дело мастера боится», «Кто труда не боится, того и лень сторонится».
Воспитатель:
-Замечательные пословицы вы знаете!
-Ребята, посмотрите, перышко! До нас долетело перышко Марьи – искусницы, куда она перышки бросала там и появлялись мастера.
- Предлагаю стать сегодня мастерами и изобразить с помощью предметов помощников узоры в стиле одной из знакомых вам русских народных росписей – Городец.
- Посмотрите на предметы, работы будем выполнять в технике «разрезной пластилин».
-Если вы правильно будете пользоваться этими инструментами, то они помогут вам.
-Ещё одним помощником для вас будет музыка и песни, которые всегда сопровождали труд русских мастеров.
(звучит русская народная музыка, дети выполняют работы)
Воспитатель: Посмотрите на свои работы и скажите, всё ли у вас получилось что вы задумали? - С чем возникли трудности? (ответы детей)
- Какие элементы узора у тебя получилось сделать?
Воспитатель: Я радуюсь, смотря на ваши работы, вы обладаете умением творить прекрасное, возможно вы сможете других научить этим премудростям, а в будущем прославите нашу Родину – Россию.
Полюбуйтесь чудом!
Городецкой красотой
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастера может быть и среди нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности детей II группы раннего возраста по итогам 2014-2015 учебного года Тема: «Божья коровка в гостях у детей»
Конспект образовательной деятельности детей II группы раннего возраста по итогам 2014-2015 учебного года...
Конспект образовательной деятельности детей ii группы раннего возраста "Солнышко и дождик"
Конспект образовательной деятельности детей 2 группы раннего возраста...
Конспект образовательной деятельности детей средней группы по познавательному развитию. Тема «Почему воду нужно беречь?»
Конспект образовательной деятельности детей средней группы по познавательному развитиюТема «Почему воду нужно беречь?»...
Примерный конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в группе раннего возраста по теме: «Едем в гости к бабушке»
Воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, любовь и глубокое уважение к дорогому человеку – к бабушке....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА на тему «Вот какое солнышко».
Формировать у детей представление о роли солнца в природе весной.Расширять представления детей о том, что весной солнце, согревая землю даёт возможность растительному миру изменяться. Активизировать с...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в группе раннего возраста по развитию речи на тему: «Чья мама? Чей малыш?».
Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных; учить правильно называть их и их детенышей; угадывать животное по описанию...