\Проект «Моя семья – как часть России»
проект (старшая группа)

Дуденкова Наталья Владимировна

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

«Моя семья – как часть России»

Актуальность.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проблема.

У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Цель проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
- формировать представления о родственных отношениях.
- формировать представления о семейных традициях и праздниках.
- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
- воспитывать интерес к своей родословной.
- познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Задачи работы с родителями:

- активно вовлекать семьи в образовательный процесс ДОУ;

- обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.

Тип проектной деятельности: социально – творческий.

По характеру содержания: ребенок и его семья.

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности «Полянка», родители, воспитатели, учитель – логопед Муравлева Э.А.

По продолжительности: краткосрочный 1 неделя

 Предполагаемый результат.

За время реализации проекта « Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

1 этап: Организационно-подготовительный.

Выявление проблемы, определение целей и задач, определение уровня знаний детей о семье, привлечение родителей к проекту.

Форма организации

Задачи

Ответственные

Сроки выполнения

Анкетирование родителей на тему: «Моя семья».

Анализ степени желания родителей участвовать в совместной деятельности.

Воспитатели группы

Неделя

до проекта

Изготовление генеалогического древа

Установление системы взаимодействия «родитель – ребёнок».

Родители

В течение проекта

2 этап: Основной.

Составление плана деятельности, сотрудничество с родителями, разработка НОД, подготовка цикла бесед о семье, подбор литературных произведений о семье, подбор музыкальных произведений на данную тему, подбор дидактических игр и упражнений, подготовка консультаций, памяток.

Обеспечение проектной деятельности.

 Материально — техническое:

предметные картинки, открытки, набор демонстрационного материла «Информационно – деловое оснащение ДОУ «Семья»;

художественная литература, иллюстрации о семье;

репродукции картин;

сборник музыкальных произведений данную тему;

дидактические игры и упражнения.

Выполнение проекта. (Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности).

Форма организации

Задачи

Ответственные

Сроки выполнения

НОД Познание

«Я и моя семья»

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Воспитатели

1 день

Пальчиковая гимнастика

«Моя семья»

Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.

Воспитатели

В течение проекта

Дидактические игры:

«Создай новое слово»

«Расскажи о каждом»

Развивать умение образовывать новые слова.

Активизировать словарь за счёт имён прилагательных, обозначающих внешние особенности каждого человека

Воспитатели

1 день

Ситуация общения

«Один дома»

Учить правильно с себя, оставаясь дома в одиночестве.

Воспитатели

1 день

Чтение литературных произведений.

Рассказ В. Осеевой «Печенье»

Обсудить поступки героев, воспитывать уважение к старшим и ответственность за свои поступки.

Воспитатели

1 день

Дидактические игры:

«Подбери признаки»

«Кем приходятся»

Упражнять в подборе прилагательных к существительным и согласовании этих частей речи между собой.

Расширять словарь по данной теме.

Учитель-логопед

1 день

Игра на координацию речи с движением «Бабушка»

Развивать общую и мелкую моторику, координацию движения детей.

Воспитатели

1 день

Беседа

«Мама, папа, я – дружная семья»

Воспитывать любовь, ласковое, чуткое отношение к самым близким людям: папе и маме, развивать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

Воспитатели

2 день

Этюд

«Утреннее фото»

Развивать выразительность движений.

Воспитатели

2 день

«Маленькое дело лучше большого безделья»

(по произведениям Д Лукича «Четыре девочки», В. Зайцева «Я одеться сам могу», Б. Заходера «Переплётчица», Ю. Гарей «Колыбельная»)

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения; осмысливать идею, значение образных выражений; связать идею произведения со значением пословицы; закреплять у детей умение отвечать на вопросы развёрнутым полным предложениями.

Воспитатели

2 день

Дидактические игры:

«Назови ласково»

«Кто возле кого»

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Закреплять навык пространственной ориентации.

Учитель-логопед

2 день

Заучивание стихотворения А. Костецкий

«Всё начинается с мамы»

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Развивать интерес детей к художественной литературе. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать речь как средство общения. Воспитывать чуткость к художественному слову. Отработать интонационную выразительность речи.

Воспитатели

3 день

Ситуация общения «Родственники»

Формировать основы уважительного отношения к членам своей семьи

Воспитатели

3 день

НОД Лепка

«Мама в платье»

Продолжать учить детей лепить фигуру человека, передавая форму головы, ног, рук, пропорциональное соотношение частей. Закреплять умение плотно скреплять части и придавать фигурке устойчивость. Упражнять в использовании знакомых приемов лепки. Развивать творчество.

Воспитатели

3 день

Беседа «Составление генеалогического древа»

Дать представление о родственных связях, вызвать желание узнавать о членах семьи, их занятиях, интересах. Поддерживать чувство любви и уважения к членам семьи.

Воспитатели

3 день

Чтение литературных произведений.

Рассказ В. Осеева «Просто старушка»

Совершенствовать умение детей достойно вести себя в разных жизненных ситуациях, оказывать помощь окружающим.

Воспитывать у детей доброту и любовь к окружающим людям, употребление вежливых слов в речи.

Развивать коммуникативные навыки: умение вступать в контакт с окружающими, развивать память, мышление, воображение.

Воспитатели

3 день

Беседа

«Наши имена и фамилии»

Дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку.

Воспитатели

4 день

Ситуация общения  «Сила любви»

Активизировать в речи детей слова, обозначающие эмоции радости, удовольствия, восхищения, изумления, горя, жалости; чувства любознательности, пытливости, отчаяния и бессилия, довольства и радости. Формировать умение дружить, поддерживать близких и друзей, помогать им в нужную минуту, любить и беречь родителей.

Воспитатели

4 день

Игра - драматизация «Найди свою маму»

Воспитывать чувство привязанности к самому близкому человеку – маме.

Воспитатели

4 день

Настольно-печатная игра

«Русский человек без родни не живёт»

Закрепить названия ближайших родственников.

Воспитатели

4 день

Дидактические игры:

«Посмотри и назови»

«Отгадай – ка»

Упражнять детей составлять предложения по данным вопросам.

Развивать мышление, внимание, память.

Учитель-логопед

4 день

Упражнение «Дружная семья»

Упражнять умение подбирать действия-глаголы к существительным по теме; составлять предложения по сюжетным картинкам.

Учитель-логопед

4 день

Чтение литературных произведений.

Сказка

«Родные вещи»

Учить сопереживать другим людям, чувствовать чужие радость и боль.

Воспитатели

5 день

Ситуация общения «Взрослые и дети»

Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым; учить понимать, что взрослые – это первые помощники и защитники детей.

Воспитатели

5день

Дидактическая

игра

«Кто кому»

Закреплять знания о своей родословной.

Воспитатели,

5 день

НОД Рисование

«Семья семёновских матрёшек»

Познакомить детей с семеновской матрешкой. Учить рисовать простым карандашом силуэт матрешки с натуры. Упражнять в передаче характерных особенностей семеновских матрешек, используя соответствующие цвета и узоры. Развивать способность имитировать движения по ходу стихотворения.

Воспитатели

5 день

НОД Познание (краеведение)

«Моя семья»

Формировать  представление детей о сообществе «семья»; способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к близким людям.

Воспитатели

5 день

Беседа

«Любовь и ласка»

Помочь детям определиться с объектами собственных чувств, сделать их общественно ценными.

Воспитатели

5день

Дидактические игры:

«Назови нужное слово»

«Третий лишний»

Развивать  умение подбирать антонимы

Совершенствовать умение правильно распределять лиц мужского и женского пола.

Воспитатели

5 день

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формировать ценные нравственные чувства (гуманность, любовь, сочувствие и др.).

Воспитатели

В течение проекта

Прослушивание песен о семье:

"Моя семья"

Е Курячий, поёт

М Мельник;

«Песня о семье»

Григорий Семёнов

Развивать способность воспринимать музыкальность, поэтичность речи.

Воспитатели

В течение проекта

Консультация

«Что такое Семья?»

Повышение компетентности родителей в вопросах социально-нравственного воспитания старших дошкольников.

Воспитатели

В течение проекта

Информационно-деловое оснащение

«Роль семьи в воспитании ребёнка»

Повышение компетентности родителей в вопросах социально-нравственного воспитания старших дошкольников.

Воспитатели

В течение проекта

3 этап. Заключительный. Продукт проектной деятельности.

Форма организации

Задачи

Ответственные

Сроки выполнения

Выставка рисунков, поделок «Моя семья»

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Родители

В течение проекта

Родительское собрание «Я – семья – род – народ!»

Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Воспитатели, родители

5 день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России»

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравств...

Проектная деятельность. Тема: «Моя семья – мое счастье». Проект состоит из 2 частей (1 часть)

Цель проекта. Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близки...

Проектная деятельность. Тема: «Моя семья – мое счастье». Проект состоит из 2 частей (2 часть)

Цель проекта. Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и ро...

Моя семья – часть России

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья»   в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...

Социально – творческий проект "Моя семья как часть России"

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедуш...

Проект социально-нравственной направленности «Мы часть России, часть семьи»

Создание условий для социально-нравственного развития и воспитания дошкольников, приобщения воспитанников и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям....