Социально – творческий проект "Моя семья как часть России"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
«Моя семья – как часть России»
Актуальность.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема.
У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
- формировать представления о родственных отношениях.
- формировать представления о семейных традициях и праздниках.
- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
- воспитывать интерес к своей родословной.
- познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Задачи работы с родителями:
- активно вовлекать семьи в образовательный процесс ДОУ;
- обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
Тип проектной деятельности: социально – творческий.
По характеру содержания: ребенок и его семья.
Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности «Полянка», родители, воспитатели, учитель – логопед Муравлева Э.А.
По продолжительности: краткосрочный 1 неделя (21.11.2016 – 25.11.2016)
Предполагаемый результат.
За время реализации проекта « Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
1 этап: Организационно-подготовительный.
Выявление проблемы, определение целей и задач, определение уровня знаний детей о семье, привлечение родителей к проекту.
Форма организации | Задачи | Ответственные | Сроки выполнения | |
Анкетирование родителей на тему: «Моя семья». | Анализ степени желания родителей участвовать в совместной деятельности. | Воспитатели группы | ||
Изготовление генеалогического древа | Установление системы взаимодействия «родитель – ребёнок». | Родители |
2 этап: Основной.
Составление плана деятельности, сотрудничество с родителями, разработка НОД, подготовка цикла бесед о семье, подбор литературных произведений о семье, подбор музыкальных произведений на данную тему, подбор дидактических игр и упражнений, подготовка консультаций, памяток.
Обеспечение проектной деятельности.
Материально — техническое:
предметные картинки, открытки, набор демонстрационного материла «Информационно – деловое оснащение ДОУ «Семья»;
художественная литература, иллюстрации о семье;
репродукции картин;
сборник музыкальных произведений данную тему;
дидактические игры и упражнения.
Выполнение проекта. (Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности).
Форма организации | Задачи | Ответственные | Сроки выполнения |
НОД Познание «Я и моя семья» | Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | Воспитатели | 1 день |
Пальчиковая гимнастика «Моя семья» | Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры. | Воспитатели | В течение проекта |
Дидактические игры: «Создай новое слово» «Расскажи о каждом» | Развивать умение образовывать новые слова. Активизировать словарь за счёт имён прилагательных, обозначающих внешние особенности каждого человека | Воспитатели | 1 день |
Ситуация общения «Один дома» | Учить правильно с себя, оставаясь дома в одиночестве. | Воспитатели | 1 день |
Чтение литературных произведений. Рассказ В. Осеевой «Печенье» | Обсудить поступки героев, воспитывать уважение к старшим и ответственность за свои поступки. | Воспитатели | 1 день |
Дидактические игры: «Подбери признаки» «Кем приходятся» | Упражнять в подборе прилагательных к существительным и согласовании этих частей речи между собой. Расширять словарь по данной теме. | Учитель-логопед | 1 день |
Игра на координацию речи с движением «Бабушка» | Развивать общую и мелкую моторику, координацию движения детей. | Воспитатели | 1 день |
Беседа «Мама, папа, я – дружная семья» | Воспитывать любовь, ласковое, чуткое отношение к самым близким людям: папе и маме, развивать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. | Воспитатели | 2 день |
Этюд «Утреннее фото» | Развивать выразительность движений. | Воспитатели | 2 день |
«Маленькое дело лучше большого безделья» (по произведениям Д Лукича «Четыре девочки», В. Зайцева «Я одеться сам могу», Б. Заходера «Переплётчица», Ю. Гарей «Колыбельная») | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения; осмысливать идею, значение образных выражений; связать идею произведения со значением пословицы; закреплять у детей умение отвечать на вопросы развёрнутым полным предложениями. | Воспитатели | 2 день |
Дидактические игры: «Назови ласково» «Кто возле кого» | Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Закреплять навык пространственной ориентации. | Учитель-логопед | 2 день |
Заучивание стихотворения А. Костецкий «Всё начинается с мамы» | Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Развивать интерес детей к художественной литературе. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать речь как средство общения. Воспитывать чуткость к художественному слову. Отработать интонационную выразительность речи. | Воспитатели | 3 день |
Ситуация общения «Родственники» | Формировать основы уважительного отношения к членам своей семьи | Воспитатели | 3 день |
НОД Лепка «Мама в платье» | Продолжать учить детей лепить фигуру человека, передавая форму головы, ног, рук, пропорциональное соотношение частей. Закреплять умение плотно скреплять части и придавать фигурке устойчивость. Упражнять в использовании знакомых приемов лепки. Развивать творчество. | Воспитатели | 3 день |
Беседа «Составление генеалогического древа» | Дать представление о родственных связях, вызвать желание узнавать о членах семьи, их занятиях, интересах. Поддерживать чувство любви и уважения к членам семьи. | Воспитатели | 3 день |
Чтение литературных произведений. Рассказ В. Осеева «Просто старушка» | Совершенствовать умение детей достойно вести себя в разных жизненных ситуациях, оказывать помощь окружающим. Воспитывать у детей доброту и любовь к окружающим людям, употребление вежливых слов в речи. Развивать коммуникативные навыки: умение вступать в контакт с окружающими, развивать память, мышление, воображение. | Воспитатели | 3 день |
Беседа «Наши имена и фамилии» | Дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку. | Воспитатели | 4 день |
Ситуация общения «Сила любви» | Активизировать в речи детей слова, обозначающие эмоции радости, удовольствия, восхищения, изумления, горя, жалости; чувства любознательности, пытливости, отчаяния и бессилия, довольства и радости. Формировать умение дружить, поддерживать близких и друзей, помогать им в нужную минуту, любить и беречь родителей. | Воспитатели | 4 день |
Игра - драматизация «Найди свою маму» | Воспитывать чувство привязанности к самому близкому человеку – маме. | Воспитатели | 4 день |
Настольно-печатная игра «Русский человек без родни не живёт» | Закрепить названия ближайших родственников. | Воспитатели | 4 день |
Дидактические игры: «Посмотри и назови» «Отгадай – ка» | Упражнять детей составлять предложения по данным вопросам. Развивать мышление, внимание, память. | Учитель-логопед | 4 день |
Упражнение «Дружная семья» | Упражнять умение подбирать действия-глаголы к существительным по теме; составлять предложения по сюжетным картинкам. | Учитель-логопед | 4 день |
Чтение литературных произведений. Сказка «Родные вещи» | Учить сопереживать другим людям, чувствовать чужие радость и боль. | Воспитатели | 5 день |
Ситуация общения «Взрослые и дети» | Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым; учить понимать, что взрослые – это первые помощники и защитники детей. | Воспитатели | 5день |
Дидактическая игра «Кто кому» | Закреплять знания о своей родословной. | Воспитатели, | 5 день |
НОД Рисование «Семья семёновских матрёшек» | Познакомить детей с семеновской матрешкой. Учить рисовать простым карандашом силуэт матрешки с натуры. Упражнять в передаче характерных особенностей семеновских матрешек, используя соответствующие цвета и узоры. Развивать способность имитировать движения по ходу стихотворения. | Воспитатели | 5 день |
НОД Познание (краеведение) «Моя семья» | Формировать представление детей о сообществе «семья»; способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к близким людям. | Воспитатели | 5 день |
Беседа «Любовь и ласка» | Помочь детям определиться с объектами собственных чувств, сделать их общественно ценными. | Воспитатели | 5день |
Дидактические игры: «Назови нужное слово» «Третий лишний» | Развивать умение подбирать антонимы Совершенствовать умение правильно распределять лиц мужского и женского пола. | Воспитатели | 5 день |
Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формировать ценные нравственные чувства (гуманность, любовь, сочувствие и др.). | Воспитатели | В течение проекта |
Прослушивание песен о семье: "Моя семья" Е Курячий, поёт М Мельник; «Песня о семье» Григорий Семёнов | Развивать способность воспринимать музыкальность, поэтичность речи. | Воспитатели | В течение проекта |
Консультация «Что такое Семья?» | Повышение компетентности родителей в вопросах социально-нравственного воспитания старших дошкольников. | Воспитатели | В течение проекта |
Информационно-деловое оснащение «Роль семьи в воспитании ребёнка» | Повышение компетентности родителей в вопросах социально-нравственного воспитания старших дошкольников. | Воспитатели | В течение проекта |
3 этап. Заключительный. Продукт проектной деятельности.
Форма организации | Задачи | Ответственные | Сроки выполнения |
Выставка рисунков, поделок «Моя семья» | Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. | Родители | В течение проекта |
Родительское собрание «Я – семья – род – народ!» | Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. | Воспитатели, родители | 5 день |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по социально нравственному воспитанию детей «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ» Составила и провела педагог дополнительного образованияБулатова И.Н. МАДОУ МО №11 «Ёлочка» г. Нягань...
«Наш край — часть России». Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе
«Наш край — часть России». Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе...
Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России»
Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравств...
Проектная деятельность в подготовительной группе на тему: «Я часть России»
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма.Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения....
Моя семья – часть России
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к...
\Проект «Моя семья – как часть России»
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...
Проект социально-нравственной направленности «Мы часть России, часть семьи»
Создание условий для социально-нравственного развития и воспитания дошкольников, приобщения воспитанников и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям....