Моя семья – часть России
проект (подготовительная группа) на тему
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к своему селу, семье учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ashirova_n._h._moya_semya_-_chast_rossii.docx | 40.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моя семья – часть России».
Подготовила:
воспитатель
Аширова Н. Х.МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3
комбинированного вида»
Сейчас есть разные семьи: и многодетные, и такие, в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жуть в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребенка с точку зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей - ведь все мы когда — то были детъми?
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья — это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие - в оранжерее, третьи - на скудной каменистой почве, четвертые - за высокой стеной, пятые - на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе — лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир - или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа - вот первое предназначение семьи.
Проблема.
Дети не задумываются о том, что село, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего села, его достопримечательностей.
Цель проекта.
Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы. Воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.
Задачи проекта.
Образовательные:
- ознакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия», «родители», «родные»;
-расширить и углубить и обогащать знания и представления детей о семье, профессии родителей;
-уточнять и расширять представления ребенка о самом себе (он член семьи, имеет внешнее сходство с родителями, другими родственниками);
- дать понятия о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей;
- сформировать представления детей о значении семьи в жизни человеку и общества;
- продолжать развивать познавательные способности, активно включать их в творческо - поисковую деятельность;
- расширять кругозор, обогащать словарный запас терминами родственных отношений, развивать связную речь;
- познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, загадками по теме «Семья»
- учить следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
- учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта;
- развивать чувство формы и композиции в творчестве;
- вызывать у детей радость от созданного изображения, постройки;
- вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
- обогатить отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности;
-развивать у детей навыки совместного взаимодействия при выполнении парных и коллективных творческих работ по изо деятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
Воспитательные:
- показать ценность семейных отношений;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
- формировать у детей доброе и нежное отношение к своим родителям;
- воспитывать у детей чувство ответственности в выполнении обязанностей в семье;
- учить проявлять заботу о близких;
- воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия при выполнении парных и коллективных творческих работ по изо деятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща;
- повысить активность участия родителей в жизни группы.
Развивающие:
- развитие стремления к самостоятельному получению знаний по теме «Семья»;
- развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями).
- развивать навыки общения со взрослыми и детьми;
Актуальностъ реализации проекта.
Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего села надо его хорошо знать. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад - два общественным института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея создать проект «Моя семья – часть России». Проведя, анкетирование среди детей — выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к, семье и дому.
Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.
Участники проекта: дети данной группы, педагоги, родители.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
5. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.
Реализация проекта (этапы реализации проекта): рассчитана на 4 недели.
I. Информационно-накопительный.
С воспитателями:
Определение темы проекта, задач. Составление перспективного плана работы по реализации проекта.
Сбор информации по данной теме. Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц.
Создание необходимых условий для реализации проекта.Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
С родителями:
Подготовка материала для работы.
Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию.
С детьми:
Определить уровень знаний, навыков у детей.
Беседы с детьми. Опрос детей: «Что я знаю о семье».
Анкетирование детей «Что дети знают о своей семье?».
II. Организационно-практический.
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о семье.
Сбор материала по разным видам деятельности – интеграция образовательных областей (по ФГОС).
Познавательное развитие
Беседы. «Выходной день в моей семье». «Как я помогаю родителям». «Как мы отдыхаем». «О членах семьи: мама, папа, бабушка, дедушка и др.». «О родственных отношениях в семье: в семье ребенок не только сын (дочь, но и внук (внучка, брат (сестра)». «Об обязанностях членов семьи дома».
«Я и моя семья». «Моё любимое занятие». «Права и обязанности семьи».
«Мое имя». «Знакомство с профессиями родителей». «Безопасность в доме».
Дидактические игры. «Собери портрет». «Составь семью из фигурок». «Закончи предложение». «Кто старше - кто младше?». «Назови по имени». «Найди и назови»
Физическое развитие
Подвижных игры «Дедушка сапожник».
Пальчиковые игры «Моя семья».
Артикуляционная гимнастика. «Вкусное варенье», «Блинчики»
Речевое развитие
Заучивание и чтение стихотворений о семье. Обсуждение пословиц и поговорок. Отгадывание загадок. Чтение художественных произведений о семье: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Синяя чашка» М. Матвеева, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «Косточка» К. Ушинский, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Похищенное имя» Шорыгина Т. А.
Развитие речи.
«Чья, чей» (одежда, обувь, головные уборы).
«Кому, что?». Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Социально-коммуникативное развитие.
Упражнения: «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…»,«Скажи ласково!».
Игры.
«Кто у нас какой?», «Мальчики и девочки», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование «Моя семья».
Аппликация «Платочек для бабушки», «Чайная пара для мамы»
Лепка мордовской игрушки.
Слушание музыки в грамзаписи «Взрослые и дети», «Как люблю тебя я мама», «Мой любимый папа», «Три желания» - группа Непоседы.
Работа с родителями.
Создание альбома «Моё имя». Консультации «Ребенок - член семьи», «Права и обязанности в семье», «Что такое генеалогическое древо семьи», «Семья глазами ребёнка»
III. Презентационно – завершающий.
Выставка продуктов детской деятельности.
Обработка результатов по реализации проекта.
Презентация проекта «Моя семья».
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов проекта.
Предполагаемый результат.
1. Дети имеют представление о родном селе, в котором они живут. Знают, что это их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой край.
2. Дети больше узнают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
3. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
4. Родители понимают важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детских - родительских отношений.
5. Повышение уровня педагогического мастерства.
П \№ | Содержание работы | Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятелность | |
Работа с детьми 1 неделя «Это моя семья» | |||
1 2 3
4 5 | Беседы: «Как мы отдыхаем». «У меня есть любимые бабушки и дедушки. А так же замечательные тёти и дядя». «Я и моя семья». «Моё любимое занятие». «Мое имя». | Индивидуальная Групповая Групповая Индивидуальная Групповая | |
Работа с родителями | |||
1
2 | Консультация «Семейные ценности и традиции. Традиция заботится о старших пожилых родственниках
Организация помощи родителей в пополнении окружающей среды реалиями народного быта. | ||
Работа с детьми 2 неделя «Я люблю свой детский сад» | |||
1
2 3 | Беседы «За что я люблю детский сад». Рассматривание альбома «Моя группа». Татарская национальная игра «Скок-перескок» (Кучтем-куч). | Групповая Групповая Групповая | |
Работа с родителями | |||
| Создание альбома о профессиях детского сада. Фотовыставка «Традиция отмечать вместе праздники». Оформление пособия «Выдающиеся люди села Лямбирь.». | Организовать помощь родителей в пополнении демонстративного материала. | |
Работа с детьми 3 неделя «Село, что сердцу дорого». | |||
| Рассматривание фотографий «Мой Лямбирь». Просмотр презентации «Достопримечательности села Лямбирь». Беседа «Где работают родители» Татарская национальная игра «Скок-перескок» (Кучтем-куч). | Парная Групповая Групповая Групповая | |
Работа с родителями | |||
1
2
3 3 | Создание альбома «Профессия моих родителей». Анкетирование родителей «Знаете ли вы свое село?» Выставка рисунков совместно с родителями «Мой Лямбирь» | Организовать помощь родителей в подборе материала для оформления альбома. «Профессия моих родителей».
Привлечь родителей к работе по выявлению знаний о родным селе. Организовать помощь родителей в подборе материала для оформления выставка рисунков совместно с родителями «Мой Лямбирь». | |
Работа с детьми 4 неделя «Краса ненаглядная». | |||
1 2 3 4 5 | Непосредственная образовательная деятельность «Лямбирь - мое любимое село». Рассматривание выставки «Краса ненаглядная. Народно – прикладное искусство». Рисование «Роспись пиалы татарским орнаментом». Лепка мордовской игрушки. Викторина «Моя малая Родина» (см. приложение). | Групповая Групповая Групповая Парная Групповая | |
Работа с родителями | |||
Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже». |
Заключение.
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к своему селу, семье учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.
Приложение.
Викторина «Моя малая Родина»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о своей «малой» Родине.
Разминка
- В какой стране мы живем?
- В каком селе мы живем?
- Как называется улица, на которой расположен детский сад?
- В нашем селе много разных улиц. Кто знает, как они называются?
«Достопримечательности села Лямбирь»
Воспитатель располагает на доске иллюстрации с изображением достопримечательностей села Лямбирь. Дети должны внимательно их рассмотреть и рассказать, что на них изображено.
«Знатоки».
Воспитатель: Дети, вы знаете, что на селе много разных зданий. Все они различаются по своему назначению. Я предлагаю ответить на мои вопросы и узнать, что это за здание.
- Как называется здание, в которое дети приходят утром, занимаются, играют, а вечером их забирают домой родители? (детский сад).
- Как называется здание, в котором мы можем купить продукты? (магазин).
- Как называется здание, в котором живут люди? (дом).
- Как называется здание, в котором лечат детей? (поликлиника, больница).
- В этом здании мы можем отправить письмо или посылку? (почта).
- Как называется здание, в котором продаются лекарства? (аптека).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наш край — часть России». Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе
«Наш край — часть России». Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе...
Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России»
Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравств...
Проектная деятельность в подготовительной группе на тему: «Я часть России»
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма.Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения....
Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ "Я часть России"
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе....
Социально – творческий проект "Моя семья как часть России"
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедуш...
\Проект «Моя семья – как часть России»
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...