Авторская методическая разработка развлечения по развитию социально-педагогических компетенций детей и сотрудников детского сада №118 «Ягодка».
план-конспект занятия (старшая группа)

Ермолаева Елена Леонардовна

Предварительный просмотр:

                                                     МДОУ №118

Авторская методическая разработка развлечения по развитию социально-педагогических компетенций детей и сотрудников детского сада №118 «Ягодка».  

Музыкальный руководитель – Ермолаева Елена Леонардовна.

Часть 1. Паспорт занятия.

1.Имя занятия:

Праздник «Троица» в детском саду.

 2. Форма проведения занятия:

развлечение

3. Целевая аудитория:

Дети, сотрудники детского сада.

4.  Время проведения занятия:

10.00.

5. Цель:

Содействие повышению социально-педагогических компетенций  музыкального руководителя,  сотрудников детского сада  и детей в целях развития  творческого потенциала.

Возрождение народной празднично-обрядовой культуры, знакомство с песенным, танцевальным и игровым фольклором.


Проектировать  ситуации и события, развивающее  эмоционально-ценностную сферу ребенка.

6. Задачи: 

Создать условия для знакомства  с традицией празднования праздника «Троица» – начала лета, расцвета природы.

Способствовать проявлению развития  творческих способностей детей.

Содействовать в воспитании  бережного  и заботливого  отношения  к Карельской природе – источнику красоты и мудрости.

Воспитывать  национальную гордость, любить и уважать свой край.

7. Возможное место проведения:

При хороших погодных условиях – детская площадка у сада.

8. Ресурсное обеспечение занятия:

Берёзка

Ленточки для украшения

Веночки

Костюм для ведущей  (Муз.  Рук.)

Костюм для Хозяина леса.

9. Ожидаемый результат 

более 90% участников   смогли проявить в ходе праздника  готовность  общаться  друг с другом через традиционные игры, обряды  и танцы

более 80%  участников данного мероприятия  приобрели новые знания, в доступной форме познакомились с праздником «Троица»

более 75% участников программы осознали  ценность сохранения праздников народного календаря,  

Часть  II. Содержание события (ход занятия)

Время

Содержание деятельности

Примечание

Такт 1 «Берёзку величаем  - праздник начинаем » 

(настрой на занятие, познавательная деятельность)

10.30

Ведущая приветствует детей, которые появляются на праздничной площадке с воспитателем. Предлагает всем участникам встать в круг и проводит игру

 «Приветствие» (смотри Приложение) на позитивный эмоциональный настрой.  После последнего задание игры на «Приветствие» ведущая напоминает детям, что живём мы в Карелии и просит всех поприветствовать друг друга «карельским поклоном».

 Затем раскрывает цель встречи, говорит о важности сохранения праздников народного календаря..

Ведущая предлагает объединиться в микрогруппы по три человека выполнить первое  задание.

(Каждой группе выдаётся конверт с разрезанным изображением дерева (пазлы)  дети на асфальте собирают свои картинки, правильный ответ у всех – символ праздника – берёзка).

А какой праздник мы будем сегодня отмечать, сейчас узнаете…

Ведущая кратко и в доступной форме рассказывает детям о празднике «Троица», все дети становятся в круг у символа праздника.

   Жила-была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А Весна-красна пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла, и проснулася наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась.

 А праздник этот  -  Святая Троица — праздник русской березки. Нарядим ее ленточками, цветочками. Косицы ей заплетем, да и себе веночки совьем.

 

Хоровод у берёзы….

 

Звучит фоновая музыка

Звучит музыка

«Ты берёза, ты моя кудрявая»

Такт 2 «В игры играем – берёзку потешаем»

Мы пришли сюда не спать, а в весёлые игры играть.

Ой, парни, девицы, красные,

В Троицу березоньку надо бы украсить.

 Надо бы венки плести, косы завивати.

Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» дети украшают березку лентами, венками, приготовленными заранее.

Ведущая рассказывает детям в какие игры было принято играть на троицу

                             игра – «Веночек»

(мотри приложение)

 (играем 4-5 раз)

Так как праздник называется «Троица» - предлагает трём детям выйти в центр и образовать ворота.

                                        Золотые ворота

(смотри приложение)

Звучит русская народная песня «Во поле берёзка стояла»

                        Такт 3   «Играть продолжаем – знания проверяем…»

Гости к нам идут – мудрость леса несут….

Хозяин леса: Откуда столько шума? Кто разбудил меня? Кто не дал досмотреть сон? В моем лесу царит полнейшая тишина. Только птички щебечут и ручеёк шумит….. И вдруг такой шум да гам: песни, пляски, непорядок!!!!!

Ведущий: Здравствуй, Хозяин леса! Не сердись на детвору! Мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды.

Хозяин Леса: Про «Троицу» я знаю, Красавицу берёзку – люблю и уважаю. Ну, раз вы меня разбудили – буду я вас проверять и вопросы про праздник «троица» задавать!

(вопросы от Хозяина Леса см. Приложение)

Ну раз вы такие сообразительные, умные да шумные

Будем с вами мы играть! Будем шишки собирать!

                                    Игра «Шишки»

(смотри Приложение)

Такт 4 «А теперь пора прощаться – будим кумиться и целоваться…»

Не забудем берёзке  - «прощай» сказать

И самое заветное желание загадать…..

(принятие результатов занятия, осознание открывшихся понятий, явлений) 

  Ведущая предлагает всем желающим в этом году не ссориться -  покумиться…

(Выходят желающие девочки)                   

                              Обряд «Кумление»

Давай с тобой, подруженька, кумиться.

Чтобы нам весь год не браниться.

Ты мне кумушка – я тебе голубушка.

(Девочки трижды целуются в щёки через берёзовые веночки, обмениваются подарками – ленточками)

Ведущая: А праздник нам заканчивать пора – всех на танец приглашаю я.

«Парный танец» (танцуют все участники праздника)

После танца ведущая предлагает всем встать вокруг берёзки.

Дети и взрослые благодарят берёзку за праздник.

Ведущая предлагает детям перед уходом в свою группу подойти к берёзке и прошептать своё самое заветное желание. Проговорить – если желание будет искренним и добрым – то оно обязательно сбудеться.

Дети загадывают желание, уходят с воспитателем в группу.

Звучит песня «Кумушки, кумитеся….»

«парный танец»

Звучит красивая лирическая музыка

 

Часть III. Авторские рекомендации, пояснения и вдохновения:

  1. Ведущему до проведения занятия важно самому быть осведомленным в вопросах, касающихся данного праздника, так как я много лет работала педагогом в детском фольклорном ансамбле «Крууга», тема мне близка и понятна.

Из истории праздника…..

Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Так как мы живём в Карелии, мы будем величать именно Карельскую берёзку.

К  празднику  было принято убирать дома, готовить угощения, украшать ветвями двери, окна;

Девушки и девочки плели венки, пускали их по воде, исполняя при этом песни;  в поле, у берёзы водили хороводы, пели песни о берёзке…(«Во поле берёза стояла»).

Традиция завязывания узелков на берёзе – загадывания желаний.. Берёза – зелёная медсестра (настои из березовых почек, березовый сок и веники).

  На Троицын день украшают храмы и дома молодыми веточками березы,  на которых распустились нежно-зеленые листочки.  Верующие несут цветы и первоцветы (букетики из молодых березовых веточек) и освещают их.   Ведь Святая Троица - это именины всей Земли, ее возрождение. Считается, что именно в этот день  Святой Дух сходит на землю и восстанавливает ее силу. Земля преображается, расцветает, светится Божественным Сиянием. И веточки березы всегда являются символом Троицы.

Береза  – символ счастья, чистоты, любви и нежности. Мы в Карелии всегда особенно любим её за  красоту. Наши предки, славяне, называли ее главным деревом своей земли, ее опорой. Березу часто сравнивают с юной красавицей, с невестой. Про нее сложено много песен, стихов, легенд.

                         

                                 

  1. Необходимо бережно и чутко  привести  участников мероприятия к мысли, что знать праздники народного календаря, в частности «Троицу», важно и нужно.

  1. Вселять в детей уверенность, что у них всё получится…..

Через песни, игры и обряды  учить их жить в гармонии с миром и самим собой.

И ещё для личностного вдохновения…

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…

                                                                                          С. Есенин

Часть IV. Приложения

Березка

Музыка Р. Рустамова Слова А. Матлиной

1. Мы вокруг березки Хороводом стали,

Яркие платочки Высоко подняли.

Припев.

Ты, березка, посмотри, посмотри,

Это пляшут девицы, девицы. (2 раза)

 

2. Мы вокруг березки Весело гуляем,

Весело гуляем,

Ножками шагаем.

 

3. Мы с тобой, березка,

Поиграем в прятки

Отгадай, березка,

Где же все ребятки.

                                              Игра «Приветствие»

Участники игры становятся в круг. Ведущий предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия.

Варианты приветствий:

  • в России принято пожимать друг другу руку;
  • (дети пожимают руку соседу справа, потом слева)
  • в Италии – горячо обниматься;
  • (обнять соседа справа, потом слева)
  • в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
  • (похлопать по плечу соседа справа, потом слева)
  • в Зимбабве – трутся спинами;
  • (потереться о спину соседа справа, потом слева)

                                           игра – «Веночек»

Звучит весёлая музыка, дети передают по кругу веночек, музыка обрывается – у кого остался веночек – выходит в круг и танцует.

(играем 4-5 раз)

                                             Золотые ворота

(текст исполняет муз.рук, дети подпевают)

     Золотые ворота

Проходите все сюда..

Праздник Троица идёт

За собою всех ведёт

На первый раз прощается

Второй раз – запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас.

(Дети опускают руки, попавшиеся в ворота участники игры тоже встают в «ворота»)

Игра продолжается, пока все дети не попадут в «ворота».

                                               Игра «шишки»

Шишки вы сейчас берёте

(раздаёт детям по одной шишке)

В круг широкий вы стаёте.

Шишки наземь вы кладёте

(дети кладут шишки на землю)

И под музыку идёте

А как музыка закончится

Шишки вы скорей хватайте

И, конечно, не зевайте,

Кто без шишек остаётся

Тот в сторонку  уберется!!!

(играют до последнего игрока с шишкой в руках)

                             Приметы на «Троицу»

На Троицу дождь – много грибов.

Дождливая Троица – жди урожая льна и конопли

Погода тёплая-  зерно на колосе будет крупное.

Пословицы и поговорки

 

 Бог любит Троицу.

 Без Троицы дом не строится.

Троица тремя праздниками богата – цветами, травами и румяным летом.

 

На Троицу каждая веточка – помощник и лекарь.

 

Загадки

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!»,-  приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - …(лето)

Ждет нас в гости друг зеленый, 
Ждут березки, липы, клены, 
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это - …(лес).

Кто скажет, кто знает,
Какой лес бывает?
Внимание, внимание,
Слушайте задание!
Любит подберезовик
Лес, какой? 
Дети (хором):  Березовый.

А теперь отгадайте, 
Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка музыкально-дидактической игры «Волшебный штурвал» (для детей среднего, старшего возраста).

В эту игру мы можем играть на занятиях, на вечерах досуга, на праздниках.Перед тем как мы начинаем играть, я провожу небольшую беседу, где стараюсь развивать у детей познавательные способности: вниман...

Авторская методическая разработка развлечения по развитию социально-педагогических компетенций детей и сотрудников детского сада №118 «Ягодка».

1.Имя занятия:«Мы в Карелии живём» 2. Форма проведения занятия:Развлечение3. Целевая аудитория:Дети, сотрудники детского сада.4. Цель: Содействие повышению социально-педагогических ко...

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Методическая разработка. Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада

Методическая разработка.Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада...

Авторская методическая разработка развлечения «Если захотим - в космос полетим!» для детей младшего возраста

Сценарий развлечения к проекту "Этот удивительный космос" для детей младшего возраста. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эсте...

Развитие познавательной компетенции детей на метеоплощадке детского сада

Методическая разработка по развитию познавательной компетенции детей на метеоплощадке детского сада...