Образовательное событие "Бурятская юрта"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель занятия: познакомить детей с жилищем бурят — юртой; показать детям практическую необходимость, художественную целесообразность, приспособленность к экстремальным природным условиям данного жилища. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям бурятского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnoe_sobytie_buryatskaya_yurta.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МБДОУ Детский сад №84 «Снегурочка»
(присмотра и оздоровления) г.Улан-Удэ»
Образовательное событие
Бурятская юрта
Подготовила:
Учитель бурятского языка
Шойжонимаева
Сэсэгма Дабасамбуевна
г. Улан-Удэ
Образовательное событие
«Бурятская юрта»
Цель: познакомить детей с жилищем бурят — юртой; показать детям практическую необходимость, художественную целесообразность, приспособленность к экстремальным природным условиям данного жилища. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям бурятского народа.
Предварительная работа:
- Участие детей в бурятских народных играх.
- Чтение бурятских сказаний.
- Просмотр слайдов на тему «Бурятия».
- Знакомство с бурятским народным костюмом, бурятским орнаментом.
- Знакомство с образом жизни бурят, их деятельностью (овцеводство, коневодство).
- Рассматривание географической карты Бурятии и изготовление ландшафта вместе с детьми.
7. Рассказ воспитателя об изготовлении войлока и его предназначении.
Коррекционная работа
Использование повтора ответов на вопросы воспитателя, индивидуальные, хоровые ответы. Роли Эржены, Дашимы могут выполнить заранее подготовленные дети с хорошей речью, памятью.
Активизация словаря:
Чаг, войлок, оберег, бурхан, жертвоприношение, упряжь.
Материалы и оборудование к занятию:
Куклы: девушка и юноша, макет юрты с набором мебели и
предметов быта, ландшафт местности.
Ход занятия:
- Каждый человек на земле имеет свою малую родину, где он
родился и вырос, и, конечно, свой дом, свое жилище. У всех народов жилища разные: - у русских - изба,
- а у эвенков? (чум),
- а у бурят? (юрта).
- Правильно, дети. И хотя сейчас современные люди живут в
квартирах, раньше они отдавали предпочтение именно этим видам
жилья. Показ детям изображений чума, избы, юрты, - им так было
удобнее. - Ребята, как вы думаете, почему буряты не строили себе дома, а
изготавливали юрты из войлока?
Уточнение ответов детей.
- Да, ребята, буряты вели кочевой образ жизни, они кочевали со
своими отарами овец и табунами лошадей с места на место, поэтому удобнее было иметь юрту, которая легко собиралась и разбиралась, и ее легко можно было перевозить на лошадях. Кроме того,
буряты очень бережно относились к природе, и им нельзя было
срубать много деревьев.
Учитель угощает детей: преподносит пиалы с молоком. Дети угощаются и усаживаются на стулья вокруг юрты.
- А сейчас послушайте рассказ о том, как раньше жили буряты. Когда-то давным-давно на берегах озера Байкал, где сошлись и степи, и горы, и поля, и леса, которые изобиловали животными и птицей, где паслись отары овец и табуны лошадей, жил отважный гостеприимный народ - буряты. Их жилищем было строение из жердей и войлока. Посмотрите, что она вам напоминает? Какой она формы? Она имеет полукруглую форму, чтобы е не снесло ветром, ведь в Бурятии бывают самые сильные ветра, землетрясения.
А сейчас рассмотрим убранство юрты. Эржена и Дашима расскажут нам о нем.
Учитель рассказывает от имени кукол.
- Посредине юрты находится очаг, на который устанавливается треножник и котел, в котором варили пищу. Огонь в очаге считался священным: в него нельзя было бросать мусор, лить воду, касаться огня ножом, ему даже преподносили жертвенные угощения и при этом приговаривали:
Почитаю тебя жиром и маслом,
одариваю тебя шапкой из выдры,
одеваю тебя в золото и серебро.
Физминутка.
Дети хором произносят заклинания и по очереди совершают жертвоприношение огню - бросают «кусочки мяса», усаживаются или встают удобно полукругом.
Дашима: Ребята, обратите внимание на дверь - она всегда располагалась перед горой - гора защищала вход от холодных ветров; над входом вывешивали обереги - кусочки верблюжьей колючки или подковы, которые охраняли хозяев от злых духов и болезней.
Эржена: также жильцов юрты оберегал бурхан - бурятский бог, изображение или скульптуру которого располагали напротив входа (показ) на божнице, ему тоже приносили «угощение».
Аналогично рассматривается мебель.
Вносится стол с предметами быта бурят.
- Ребята, юрта у бурят делится на левую и правую половину. Левая при входе считалась мужской. Какие предметы мы расположим на мужской половине?
Дети выбирают из набора предметов те, что нужны мужчинам: конская сбруя, охотничий инвентарь.
Аналогично с женской половиной.
В случае необходимости воспитатель помогает детям, называет предметы и располагает их по местам. Обращает внимание на кошму. Для чего она нужна?
- Правильно, чтобы пол был теплым.
Дети благодарят за рассказ Эржену и Дашиму, и высказывают свои благопожелания хозяевам юрты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области познавательное развитие на тему:"Юрта Опей-кыс"
Воспитатель Дазырбан О.В. провела педагогическое мероприятие с детьми в конкурсе Воспитатель года-2018 на базе МБДОУ д/с " Дюймовочка" по образовательной области познавательное ра...
.Конспект непосредственно- образовательной деятельности в смешанной группе «Морской конёк» Тема: «Башкирская юрта»
Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное р...
Конспект интегрированного занятия "Юрта, юрта-круглый дом"
Заключительный этап проекта "Культура казахского народа"...
Технологическая карта образовательной ситуации в подготовительной группе «Юрта – жилище бурят»
Приобретение у детей старшего дошкольного возраста знаний об особенностях строения юрты, ее убранстве, моделирование обстановки юрты в игровой деятельности....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Башкирская юрта"
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Башкирская юрта"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Наш дом - юрта»
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» Образовательная область: речевое развитиеИнтеграция видов деятельности: познавательное развитие, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Юрта – жилище башкир»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28610785","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...