Образовательное событие "Бурятская юрта"
план-конспект занятия (старшая группа)

Шойжонимаева Сэсэгма Дабасамбуевна

Цель занятия: познакомить детей с жилищем бурят — юртой; показать детям практическую необходимость, художественную целесообразность, приспособленность к экстремальным природным условиям данного жилища. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям бурятского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnoe_sobytie_buryatskaya_yurta.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

МБДОУ Детский сад №84 «Снегурочка»

(присмотра и оздоровления) г.Улан-Удэ»

Образовательное событие

Бурятская юрта

Подготовила:

Учитель бурятского языка

Шойжонимаева

Сэсэгма Дабасамбуевна

г. Улан-Удэ

Образовательное событие

«Бурятская юрта»

Цель: познакомить детей с жилищем бурят — юртой; показать детям практическую необходимость, художественную целесообразность, приспособленность к экстремальным природным условиям данного жилища. Воспитывать и побуждать интерес к обычаям и традициям бурятского народа.

Предварительная работа:

  1. Участие детей в бурятских народных играх.
  2. Чтение бурятских сказаний.
  3. Просмотр слайдов на тему «Бурятия».
  4. Знакомство с бурятским народным костюмом, бурятским орнаментом.
  5. Знакомство с образом жизни бурят, их деятельностью (овцеводство, коневодство).
  6. Рассматривание географической карты Бурятии и изготовление ландшафта вместе с детьми.

7. Рассказ воспитателя об изготовлении войлока и его предназначении.

Коррекционная работа

Использование повтора ответов на вопросы воспитателя, индивидуальные, хоровые ответы. Роли Эржены, Дашимы могут выполнить заранее подготовленные дети с хорошей речью, памятью.

Активизация словаря:

Чаг, войлок, оберег, бурхан, жертвоприношение, упряжь.

Материалы и оборудование к занятию:

Куклы: девушка и юноша, макет юрты с набором мебели и
предметов быта, ландшафт местности.

Ход занятия:

  • Каждый человек на земле имеет свою малую родину, где он
    родился и вырос, и, конечно, свой дом, свое жилище. У всех народов жилища разные:
  • у русских - изба,
  • а у эвенков? (чум),
  • а у бурят? (юрта).
  • Правильно, дети. И хотя сейчас современные люди живут в
    квартирах, раньше они отдавали предпочтение именно этим видам
    жилья. Показ детям изображений чума, избы, юрты, - им так было
    удобнее.
  • Ребята, как вы думаете, почему буряты не строили себе дома, а
    изготавливали юрты из войлока?

Уточнение ответов детей.

  • Да, ребята, буряты вели кочевой образ жизни, они кочевали со
    своими отарами овец и табунами лошадей с места на место, поэтому удобнее было иметь юрту, которая легко собиралась и разбиралась, и ее легко можно было перевозить на лошадях. Кроме того,
    буряты очень бережно относились к природе, и им нельзя было

срубать много деревьев.

Учитель угощает детей: преподносит пиалы с молоком. Дети угощаются и усаживаются на стулья вокруг юрты.

  • А сейчас послушайте рассказ о том, как раньше жили буряты. Когда-то давным-давно на берегах озера Байкал, где сошлись и степи, и горы, и поля, и леса, которые изобиловали животными и птицей, где паслись отары овец и табуны лошадей, жил отважный гостеприимный народ - буряты. Их жилищем было строение из жердей и войлока. Посмотрите, что она вам напоминает? Какой она формы? Она имеет полукруглую форму, чтобы е не снесло ветром, ведь в Бурятии бывают самые сильные ветра, землетрясения.

А сейчас рассмотрим убранство юрты. Эржена и Дашима расскажут нам о нем.

Учитель рассказывает от имени кукол.

  • Посредине юрты находится очаг, на который устанавливается треножник и котел, в котором варили пищу. Огонь в очаге считался священным: в него нельзя было бросать мусор, лить воду, касаться огня ножом, ему даже преподносили жертвенные угощения и при этом приговаривали:

Почитаю тебя жиром и маслом,

одариваю тебя шапкой из выдры,

одеваю тебя в золото и серебро.

Физминутка.

Дети хором произносят заклинания и по очереди совершают жертвоприношение огню - бросают «кусочки мяса», усаживаются или встают удобно полукругом.

Дашима: Ребята, обратите внимание на дверь - она всегда располагалась перед горой - гора защищала вход от холодных ветров; над входом вывешивали обереги - кусочки верблюжьей колючки или подковы, которые охраняли хозяев от злых духов и болезней.

Эржена: также жильцов юрты оберегал бурхан - бурятский бог, изображение или скульптуру которого располагали напротив входа (показ) на божнице, ему тоже приносили «угощение».

Аналогично рассматривается мебель.

Вносится стол с предметами быта бурят.

- Ребята, юрта у бурят делится на левую и правую половину. Левая при входе считалась мужской. Какие предметы мы расположим на мужской половине?

Дети выбирают из набора предметов те, что нужны мужчинам: конская сбруя, охотничий инвентарь.

Аналогично с женской половиной.

В случае необходимости воспитатель помогает детям, называет предметы и располагает их по местам. Обращает внимание на кошму. Для чего она нужна?

- Правильно, чтобы пол был теплым.

Дети благодарят за рассказ Эржену и Дашиму, и высказывают свои благопожелания хозяевам юрты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области познавательное развитие на тему:"Юрта Опей-кыс"

Воспитатель Дазырбан О.В. провела педагогическое мероприятие с детьми в конкурсе Воспитатель года-2018 на базе МБДОУ д/с " Дюймовочка"  по образовательной области познавательное ра...

.Конспект непосредственно- образовательной деятельности в смешанной группе «Морской конёк» Тема: «Башкирская юрта»

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное р...

Конспект интегрированного занятия "Юрта, юрта-круглый дом"

Заключительный этап проекта "Культура казахского народа"...

Технологическая карта образовательной ситуации в подготовительной группе «Юрта – жилище бурят»

Приобретение у детей старшего дошкольного возраста знаний об особенностях строения юрты, ее убранстве, моделирование обстановки юрты в игровой деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Башкирская юрта"

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Башкирская юрта"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Наш дом - юрта»

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» Образовательная  область: речевое развитиеИнтеграция видов деятельности: познавательное развитие, ...