Технологическая карта образовательной ситуации в подготовительной группе «Юрта – жилище бурят»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Хулугурова Татьяна Александровна

Приобретение у детей старшего дошкольного возраста знаний об особенностях строения юрты, ее убранстве, моделирование обстановки юрты в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_obrazovatelnoy_situatsii.docx401.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной ситуации в подготовительной группе «Юрта – жилище бурят»

Возрастная группа

Подготовительная к школе

Тип ОС

«Открытие новых знаний»

Тема ОС

«Юрта – жилище бурят»

Культурная практика

Игровая деятельность

Культурно-смысловой контекст

Моделирование обстановки юрты для использования в оформлении музея

Цель

Приобретение у детей старшего дошкольного возраста знаний об особенностях строения юрты, ее убранстве, моделирование обстановки юрты в игровой деятельности.

Задачи                                                          

                                                               

Обучающие:

Обсудить особенности строения юрты и предметы обихода; Моделировать обстановку юрты соблюдая обычаи и традиции бурятского народа; расширять словарный запас бурятского языка.

Развивающие:

Отрабатывать навыки анализа собственной деятельности при выполнении заданий.

Согласовывать композиционное расположение предметов быта в юрте в сотрудничестве со сверстниками.

Воспитательные:

Осознавать ценность знания культуры народов своей малой родины; Проявлять бережное отношение к объектам народного творчества.

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, карточки с заданиями (синего, зелёного и красного цвета), виртуальная экскурсия, видеозапись обращения бабушки и дедушки, запись бурятской мелодии, сундук, подарки для детей «омулеты», каркас юрты и предметы для моделирования.

Предварительная работа

Разучивание и закрепление ранее изученных бурятских национальных игр.

Знакомство с бурятскими народными музыкальными инструментами (чанза, моринхур, лимбэ, варган).

Закрепление счета на бурятском языке до 5 в пальчиковой гимнастике «Табан хургат».

Коллекционирование старинных предметов быта бурят.

Ход образовательной ситуации

Этапы ОС

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

1. Введение в ситуацию

Сайн байна, yхибyуд! Здравствуйте дети!

Ребята, я вчера смотрела фильм про народы Сибири.

А вы помните кто является коренными жителями Сибири?

Какие национальные праздники бурят вы знаете, какой сейчас бурятский праздник?

Предлагаю вам, в этот праздник (Сагаалган) отправиться в гости к бабушке и дедушке, хотите?

Собираются вокруг воспитателя, отвечают на вопросы.

Смогут назвать не менее 1 праздника

2. Актуализация знаний и умений

Ребята, каждый народ имеет свою историю, свои обычаи, что вы знаете об этом празднике? Какие традиции соблюдают буряты, собираясь в гости? Как празднуют Сагаалган в нашем посёлке, у вас дома?

Воспитатель предлагает выбрать один из знакомых способов и

разбиться на пары для работы с карточками.

-Ребята, обсудите и договоритесь со своим партнером какое задание будете выбирать: карточки синего цвета - легкий уровень, зелёного цвета - средний уровень, а красные -сложный уровень (синие карточки с заданием «Выбери национальные блюда бурят», зеленые «Чье жилище» соотнести людей русской, татарской и бурятской национальности с предложенными вариантами жилищ (юрта, изба, многоэтажный дом, коттедж, чум), красные карточки с заданием выбрать бурятские народные музыкальные инструменты (чанза, моринхур, лимбэ, варган, гармонь, балалайка, флейта, губная гармонь).

-Ребята, вы должны обсудить, договориться, кто будет выполнять на карточке, а кто пойдет к доске покажет и объяснит нам (выполнив на карточке, выходят к интерактивной доске и демонстрируют результат)

- Для того чтобы нам попасть в гости к бабушке и дедушке, давайте закроем глаза и посчитаем на бурятском языке до пяти (воспитатель открывает занавес).

Отвечают, рассказывают из личного опыта.

Предлагают варианты способов деления на пары, решают совместно,  какой вариант выберут.

Выполняют задания на карточках, затем демонстрируют выбранные варианты ответов на интерактивной доске по очереди по одному ребенку из пары.

Смогут назвать не менее 1 обычая или традиции бурятского народа.

Смогут подобрать и правильно назвать не менее 3 традиционных блюд бурятского народа.

Отвечают полными предложениями.

3. Затруднение в ситуации

Дети открывают глаза и видят юрту, возле которой разбросана вся утварь и мебель.

- Ребята, как вы думаете, что здесь случилось?

- Хотите помочь пожилым людям? А мы сможем, справиться? А как мы можем помочь, и что нам для этого нужно сделать?

Пробное действие детей, воспитатель спрашивает у детей, что они заносят в юрту и почему ставят именно туда. Наталкивает детей на мысль, что в юрте должно все располагаться согласно обычаям и традициям  бурятского народа.

-Ребята, как вы считаете, смогли мы все разложить по своим местам и расставить, так как положено по обычаям и традициям  бурятского народа? Почему не смогли?

-Как мы узнаем, правильно ли мы все сделали? Что нужно сделать, чтобы узнать? (подвести к тому, что необходимо узнать быт бурят из каких-нибудь источников)

Предполагают, выдвигают разные версии, предлагают варианты решения проблемы, обсуждают.

Выполняют пробное действие.

Демонстрируют умение находить решение проблемы, предлагают не менее1-2 решений.

4. Открытие нового знания (способа действий)

-Чтобы это узнать, я предлагаю вам отправиться в виртуальную экскурсию в далёкое прошлое наших предков и посмотреть, как была устроена юрта (на видео детально представлено расположение предметов обихода).

Кочевники буряты издавна жили в юртах. Юрта легко ставится и разбирается. Стены выполнены в виде складных решеток из березовых или ивовых прутьев, скрепляемых кожаными тесемками, сверху юрту покрывали войлоком в три ряда. В верхней кровельной части располагается дымовое отверстие, служащее одновременно окном, через которое в юрту проникает свет. Юрта разделена на четыре части в соответствии со сторонами света. Дверь юрты всегда располагается с южной стороны. В самом центре располагался очаг – гуламтэ, переезжая семья, переносила огонь на новое место. Очаг – центр, здесь живут Хозяин Огня и хранитель благополучия семьи, главная защита. Северная сторона юрты  считалась почетной, в ней принимали гостей.  По бурятской традиции юрта делилась на две половины: левая – мужская,  правая – женская. В мужской половине лежали сбруя, седло для коня, орудия труда, а также оружие для охоты (лук – hомо, стрелы – годли). В женской половине находилась различная домашняя утварь: продукты, сундуки с одеждой, посуда, люлька для детей (улгэ).

Садятся, просматривают виртуальную экскурсию.

C:\Users\Татьяна\Desktop\все документы\рабочий стол 05.11.19г\фото занятия юрта\MVI_1660.MP4_snapshot_10.23_[2019.10.04_17.13.31].jpg

5. Включение

нового способа действия в систему

знаний ребенка

Моделирование юрты совместно с воспитателем с закреплением названий предметов на бурятском языке (звучит бурятская мелодия).

Сравнение с образцом.

Звуковой сигнал, оповещающий о звонке по Skype.

 - Ребята, дедушка с бабушкой на связи.

«Спасибо, вам, дорогие дети, за помощь. Мы дарим вам обереги, которые будут охранять вас от всяких бед и болезней и принесут вам удачу, они находятся в сундуке. Познавайте  историю своего родного края. Это принесет вам пользу. Берегите Матушку-природу, заботьтесь о ней так, как заботились мы, и она отплатит вам добром».

 C:\Users\Татьяна\Desktop\все документы\фото занятия юрта\MVI_1660.MP4_snapshot_12.08_[2019.10.04_17.15.11].jpg

Смогут запомнить и смоделировать обстановку юрты, запомнить не менее 1 названия на бурятском языке.

6. Рефлексия

- Ребята, где мы были? Чем занимались? Кому

помогли? Что вы делали, чтобы достичь цели? Как нам это удалось, благодаря чему? Какие умения и знания вам пригодились? Что нового вы для себя узнали на нашем занятии?

- Замечательное получилось путешествие, вы были дружные, смелые, внимательные. Скажем до свиданья по-бурятски: «Баяртэ!»

Фиксируют достижение цели, определяют, что им позволило добиться цели. Оценивают себя и других.

Смогут сформулировать не менее 1 условия, которое позволило достичь цели.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе «Страж лесной»

Данный материал является конспектом занятия со старшими дошкольниками по ознакомлению с профессией егеря.Дополнительно к конспекту имеется видиофильм о сибирской природе (лес), компьютерная презентаци...

"Волшебное электричество" (технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе)

создать условия для формирования представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности...

Технологическая карта образовательной «ситуации» 2 младшая группа Тема ОС: чтение сказки «Снегурушка и лиса». Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Тема ОС: чтение сказки «Снегурушка и лиса».Культурная практика: коммуникативная деятельность.Культурно-смысловой контекст: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и ...

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие»

Составлена технологическая карта для занятия по образовательной деятельности "Физическое развитие" для подготовительной группы. Цель: закрепление навыка метания мешочка из-за головы в ц...

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Ласточка"

Данный материал разработан с учётом возрастных особенностей детей подготовительной к школе группы. В ходе образовательной деятельности дети систематизируют и обощают знания о перелётных и зимующих пти...

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Весна пришла"

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Весна пришла"...

Технологическая карта образовательной ситуации в средней группе

Занятие по конструктивной деятельности из строительного материала "Кроватки для трёх медведей" в средней группе...