Народные традиции, как средство формирования экологической культуры.
консультация
У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания чувашских традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_traditsii_kak_sredstvo_formirovaniya_ekologicheskoy_kultury.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные традиции, как средство формирования экологической культуры.
В последние десятилетия человечество столкнулось с комплексом разнообразных проблем, среди которых особую значимость приобрел глобальный экологический кризис. В качестве продуктивного подхода к решению экологических проблем современного российского общества рассматривается формирование нового типа взаимоотношений человека и природы, направленного на сохранение природной среды. Одним из путей осуществления стратегии устойчивого развития является экологическое образование.
В нормативно-правовых документах подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного детства. В концепции устойчивого развития России - раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания» (1992г.); постановлениях Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994г.); проекте «Стратегия экологического образования в РФ» (2000г.) отмечается, что одним из условий обеспечения развития регионов должно стать формирование экологической культуры населения посредством экологического образования.
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей среде, привития практических природоохранных навыков.
В то же время в современных условиях наблюдаются снижение интереса человека к природе, утрата способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней, оторванность от природы, что неизбежно накладывает отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки, усугубляет проблемы экологического образования детей. Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, приводят к экологической депривации. В современных условиях даже малейшее ограничение потребностей детей в общении с природой может привести к серьезным осложнениям не только в решении задач экологического образования подрастающего поколения, но и развития личности ребенка.
Разработаны отечественные программы нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей: "Развитие", "Радуга", "Истоки", "Детство", а также специализированные программы: "Юный эколог" (Николаевой С. Н., "Паутинка" (Васякина - Новикова Ж. Л.). "Наш дом - природа" (Рыжова Н. А., "Природа и художник" (Копцева Т. А., "Красота. Радость. Творчество. " (Комарова Т. С.).
В республике сейчас проживает более 126 тысяч чувашей – это третья по численности этническая группа в республике после татар и русских. Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они – в истории, культуре и языке. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Обращение к прошлому собственной национальной культуры помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории края.
В последнее время нам кажется, что мир народных традиций ушёл в прошлое. Современные люди не носят одежду по традиции, а носят одежду по моде, предпочитают есть импортные продукты, купленные в универмаге, а не те, что выращены в собственном огороде. И кажется, что люди перестали выполнять дедовские обряды и ритуалы. Но это не совсем так. Народ, несмотря ни на что, всё ещё помнит и соблюдает традиции и обычаи своих предков. Ведь если мы утеряем свою традиционную культуру, это может обернуться бездуховностью, огрублением, духовным одичанием. Сейчас общество поворачивается к своим истокам, начинает поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, растерянное. И оказывается, что обряд, обычай, ритуал, который пытались забыть, выкинуть из памяти, на самом деле являются символом, направленным на сохранение вечных общечеловеческих ценностей: мира в семье, любви к природе, заботы о доме и хозяйстве, людской честности, добра и скромности.
У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа.
В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. С течением времени детали исполнения обрядов менялись, но оставалась их суть, их дух.
Изучать историю своего народа, гордиться богатством его культуры, учиться наслаждаться красотой родной речи, свято чтить вековые традиции и народную мудрость, уважать традиции других народов, жить в мире и согласии с ними - это путь к сохранению самобытности и взаимному обогащению культур.
Развитие самобытной культуры чувашей происходило и происходит в постоянной связи с культурами других народов Поволжья. Ее изучение предполагает внимательное отношение к национальным особенностям, культуре, языку, обычаям, песням и танцам других народов. Каждая нация – часть человечества, его достояние.
У каждого народа существуют характерные, исторически сложившиеся особенности культуры во взаимоотношениях с живой и неживой природой способствующие формированию и развитию экологического сознания. Основополагающие идеи, отражающие мировоззрение и идеалы народа, связанные с экологическим воспитанием, сводятся к разумному отношению к родной земле, гуманному и почтительному отношению к растительному и животному, ответственному охранительному отношению к природе, приумножению её богатств, нравственному отношению к труду. Все это свойственно и традициям чувашского народа. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...
Деловая игра «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников»
материал предназначен для педагогов ДОУ...
Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов
Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...
"Экологические сказки как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников"
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и ориентирован на экологическую культуру детей....
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...
Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Конспектмастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...