Деловая игра «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеек»
Деловая игра
«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников»
подготовила:
старший воспитатель
Козлова Лариса Александровна
г. Вологда, 2013г.
Цель: создание мотивации педагогов МДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы внутри ДОУ и за её пределами.
- Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада;
- Разработка плана-схемы экологической тропы внутри МДОУ и за его пределами.
- Разработать план работы педагогов в данном направлении;
Участники педсовета: педагоги МДОУ.
Атрибуты: бейджики с изображениями четырёх стихий, фишки, доска.
Ход педсовета:
Часть 1.
Ведущая:«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям
– лес, степь, горы. А человеку нужна Родина,
и охранять природу – значит
охранять Родину».
Эти слова М.М. Пришвина очень точно отражают суть главного экологического закона: в природе все взаимосвязано и неотделимо одно от другого; человек тоже часть природы, и когда страдает природа, страдает и человек.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. Ведь в дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии.
В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре командыс помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают бейджики с изображениями и делятся на четыре команды).
Часть 2
«Творческая мастерская»
Ведущая: Первое и творческое задание каждой команде: необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической направленности и подготовить выступление по плану:
- Название элемента развивающей среды (экологическая тропа, уголок природы в группе, Зимний сад и т.п.).
- Цель и задачи
- Возраст детей, для которых он предназначен.
- Где расположен и как оформлен.
- Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов — указать названия животных, растений).
6.Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (например, экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т.п.). Время на выполнение задания 15 минут. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагогов.
Ведущая: Подведя итог выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-развивающей среды. Наиболее важной и эффективной формой работы оказалась экологическая тропа, как на территории МДОУ, так и внутри ее.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Часть 3
«Экологическая змейка»
Ведущая: Для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику.
(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).
Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении.
Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок:
а) на территории дошкольного учреждения;
б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);
в) в здании детского сада.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы —
включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини- огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).
Часть 4
Игра «Тропинка»
Ведущая: Сейчас я вам предлагаю пройти по тропинке и по моей команде преодолеть воображаемые препятствия.
(Все педагоги выстраиваются друг за другом и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке).
Ведущая: Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья.Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами – ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, перешли! Идем спокойночто это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.Ой, на что-то колючее наступили! Да это ежик! Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Часть 5
Ведущая: Каждая команда получает задание:
Разработать план-схему экологической тропинки для детей старшего дошкольного возраста за пределы территории ДОУ.
На выполнение задания вам дается 15 минут. По истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы.
План выступления:
2.Задачи.
3.Маршрут, объекты.
4.Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке.
1.Разработать схему экологической тропинки в учреждении для своей возрастной группы.
2.Подготовить выступление по плану:
-Задачи.
-Объекты и краткое их описание
-Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке.
Этапы создания и оформления тропинки.
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление общей картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому; например, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.)
- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;
- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Ведущая: Закончить наше мероприятия я бы хотела загадкой про философа и бабочку
Жил на свете философ, который знал ответ на любой вопрос. И нашелся желающий испытать его мудрость. Подумал он: «Возьму я в руку бабочку, зажму ее в кулак и спрошу его, мертвая у меня в кулаке бабочка или живая. Если ответит философ, что мертвая, отпущу я бабочку, и улетит она. Если же скажет, что живая, сожму кулак, и погибнет бабочка. В любом случае мудрец не прав окажется». Так он и сделал: поймал бабочку, зажал ее в кулак и пришел к философу. Спрашивает: «Какая у меня в кулаке бабочка – мертвая или живая?» Что ответил ему философ?
(Предполагаемые ответы педагогов).
Ведущая: Ответ на загадку «всё в твоих руках».
Проект решения.
По результатам предложенных педагогами план-схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания подобной формы экологического образования в МДОУ, вынести решение о необходимости создания экологической тропинки внутри МДОУ и за его пределами.
Основные мероприятия, направленные на создание экологической тропы в МДОУ.
1.Педагогам всех групп на основании разработанных план-схем необходимо создать паспорта будущих экологических тропинок, включающих в себя план- схему будущей тропы, с фотографиями или рисунками объектов, расположенных на отдельных листах, необходимую для воспитателя информацию и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.
2.Творческой экологической группе на основании разработанных план-схем экологических тропинок за пределы территории ДОУ, разработать паспорта экологических объектов (для детей старшего дошкольного возраста).
Литература:
1.Лопатина А.,Скребцова, Образование и творчество. Сказы матушки земли Экологическое воспитание, М.: Амрита-Русь, 2006
2.Серебрякова Т.А.,Экологическое образование в дошкольном возрасте, М.:ИЦ Академия, 2010, с 208.
3.Смирнова В.,Тропинка в природу. Экологическое образование в детском садуМ.:СОЮЗ,2010 ,с.208.
4.Шмаль А.Г. Методологические основы создания систем экологической безопасности территорий. — Бронницы: МП «ИКЦ «БНТВ», 2000, 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...
Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....
“ Экологическая тропа в ДОУ-как средство формирования экологической культуры ребенка”
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки...
Коммуникативная деятельность как средство формирования экологической культуры у дошкольников.
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. На сегодняшний день экология стала наукой, которая помогает людям выжить, создать окружающую среду пригодной для существования. Отношение...
Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников Консультация для родителей
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность....
Опыт работы по теме «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Экологическая тропа - это одна из современных форм воспитания и образования детей. Экологически значимое пространство, на образовательном маршруте, которое выполняет познавател...
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. Методическое пособие.
Методическое пособие направлено на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций в части организации экологической тропинки на территории детского сада и её ис...