Презентация на тему "Инновационные проблемы в формировании общения детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему

В презентации раскрываются вопросы развития общения и взаимодействия старших дошкольников посредством использования подвижных игр.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные проблемы в формировании общения детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

Слайд 2

Развитие общения детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. Тема курсовой работы:

Слайд 3

Актуальность темы:

Слайд 5

Мы считаем, что в процессе организации образовательного процесса , подвижные игры недостаточно используются, как эффективное средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста . Инновационная проблема исследуемой темы:

Слайд 6

Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты развития общения у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: общение детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. Задачи исследования: 1 Изучить теоретические основы развития общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. 2 Экспериментальным путем изучить развитие общения детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх . На основании выделенной проблемы и темы исследования был определен методологический аппарат исследования:

Слайд 7

Методы исследования: Анализ и обобщение научно-методической литературы. Методика диагностики общения у детей 6-7 лет со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М. Методы количественного и качественного анализа данных. База исследования: МБДОУ Детский сад №34 «Крепыш» г. Новочебоксарска.

Слайд 8

Как отмечает С.Ю. Головин: « Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемй в потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единых стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнёров по общению. Основные понятия работы:

Слайд 9

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении . Подвижные игры создают атмосферу радости и дети с удовольствием играют в них. В ходе игры они учатся распределять роли, планируют особую, совместную тактику для достижения конечной цели, общаются, что способствует развитию коммуникативных навыков. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии навыков общения. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Слайд 10

Л.С. Выготский выдвинул наиболее важный тезис о том, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, как формы коллективного поведения, в которых участвует не один, а как минимум два субъекта. Лишь постепенно они превращаются из интерпсихических в интрапсихические, иными словами становятся индивидуальным достоянием самого ребенка. Степень разработки проблеммы :

Слайд 11

Взаимоотношения рассматриваются М. И. Лисиной как один из продуктов деятельности общения. Они зарождаются, меняются и развиваются в ходе коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяются характером общения. Наблюдения автора показали, что партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит

Слайд 12

Исследования И.И. Ветровой доказали , что общение способствует коррекции дефектов личностного развития при неправильном воспитании. Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам . А.С. Макаренко считал что «Игры это постоянная бодрость ребенка, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение. Готовность к полезным действиям, к действиям интересным, к действиям с содержанием, со смыслом, но не в коем случае не к визгу, крику, не к бестолковым зоологическим действиям ».

Слайд 13

Развивая идеи А.С Макаренко, В.А Сухомлинский разработали целую концепцию, согласно которой детская радость является могучим стимулом формирования эстетических, нравственных и физических начал становления человека. Опыт Н.Н. Кильпио , Н.Г. Кожевников, В.И. Васюковой и др. показали возможность игрового сюжета , всестороннее воздействие его на ребенка . Прогрессивные русские ученые - педагоги, психологи, врачи, гигиенисты ( Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, В. В. Гориневский , А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев, Р. Л. Жуковская и многие другие) раскрыли роль игры, как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Слайд 14

У ребёнка шести лет преобладает высшая форма коммуникативной деятельности - внеситуативно-личностное общение. Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения . Вышеизложенные особенности общения возможно полноценно раскрыть в подвижных играх. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 15

В условиях детского сада игра — одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую . Игра - это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая конфликты между ребятами. В дальнейшем таким детям будет проще заводить друзей в школе, разрешать свои проблемы при помощи общения. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении. Игра – как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 16

Значение подвижных игр для детей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне. Кроме того, правильно выбранная игра под руководством доброжелательного и внимательного наставника позволяет одновременно проводить нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. И самое интересное, что дети не замечают специального воздействия, а, следовательно, и не сопротивляются усвоению новых навыков. Психологи уверены, что дети, регулярно принимающие участие в подвижных занятиях, получают положительные эмоции. Это позволяет ребенку избавиться от тревог и становиться более общительным. Немаловажен тот факт, что подвижные игры для детей проходят в группе и имеют определенные правила. Играя с другими детьми в группе, малыш общается со своими товарищами, приучаясь действовать в рамках общепринятых норм. Ребенок понимает важность таких качеств как честность, справедливость, дисциплинированность, умение выстраивать отношения и находить общий язык. Он понимает, что такое, товарищеская поддержка и соперничество, учится побеждать и проигрывать достойно! Значение подвижных игр в развитии общения детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 17

Диагностика проведена в старшей группе МБДОУ № 34 «Крепыш» города Новочебоксарска. В эксперименте участвовали 10 детей старшей группы. Эксперимент включал два этапа: констатирующий, формирующий. Цель исследования: изучить особенности общения со сверстниками у детей дошкольного возраста. В соответствии с целью были определены задачи исследования: 1 Подобрать методику, направленную на диагностику общения со сверстниками у детей дошкольного возраста. 2 Организовать диагностическое обследование детей по подобранной методике. 3 Сравнить полученные в результате исследования данные. 4 Подвести итог по результатам, сделать выводы. Выбрана следующая методика «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М. (см. приложение № 1). Методика предполагает в процессе наблюдения вести регистрацию отдельных действий ребёнка к сверстнику (интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения). Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей дошкольного возраста со сверстниками. Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать: параметры общения со сверстниками; шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками. Диагностика общения детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 18

Диагностика выявила следующий уровень развития общения у детей исследуемой группы : 40 % детей имеют высокий уровень сформированности коммуникативных навыков; 40 % детей имеют средний уровень сформированности коммуникативных навыков; 20 % детей имеют низкий уровень сформированности коммуникативных навыков; Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у исследуемой группы детей недостаточно сформированы коммуникативные навыки и имеются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. В процессе наблюдения было выявлено, что большинство детей хотя и не во всех ситуациях, проявляют инициативу; но пока их инициативные обращения к сверстнику еще не отличаются настойчивостью, но все же они, пусть изредка соглашаются играть друг с другом, откликаются на предложение делать что-то совместно; дети эпизодически выражают свое эмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фразы в ответ на обращения ровесника - все это в свою очередь говорит о том, что у детей развивается потребность в общении друг с другом, складываются предпосылки для дальнейшего взаимодействия. Полученный результат позволил нам запланировать работу, направленную на развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в подвижных играх. Результаты диагностики общения детей старшего дошкольного возраста:

Слайд 19

Полагаясь на результаты констатирующей части исследования, для того чтобы определить эффективность использования подвижных игр в развитии общения детей старшего дошкольного возраста, для формирующей части исследования нами подобрана система игр и и составлен перспективный план проведения данных игр, разработаны рекомендации для родителей и педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками. План проведения подвижных игр: 1 Подготовительный этап, направлен на ознакомление с новыми подвижными играми, несложными по содержанию и сюжету. З адачи – налаживание дружеских взаимоотношений между детьми, соблюдение правил, доставить удовольствие и радость от совместных игр. 2 Основной этап, направлен на ознакомление с играми с более сложным содержанием, в которых появляется капитан, деление на две команды, выполняется несколько различных заданий. Основная цель – развивать умение договариваться в выборе ролей, умение выстраивать отношения и находить общий язык, соглашаться друг с другом. Развивать такие качества как: честность, справедливость, дисциплинированность. З Заключительный этап, направлен на развитие самостоятельности в развитии сюжета, правил, ролей, содержания подвижных игр, выбор судей. Задачи: способствовать развитию самостоятельности, активности, толерантности, справедливости формирующихся в живом, непосредственном общении детей. Совершенствовать умение соглашаться друг с другом в игре, откликаться на предложение делать что-то совместно, продумывать стратегию достижения цели, сопереживать. План мероприятий по развитию общения детей в подвижных играх.

Слайд 20

Итак, подводя итог всей работы , хочется отметить, что общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К.Маркса , люди «как физически, так и духовно творят друг друга…». Общим же во взглядах исследований можно отметить следующее неопровержимое и поддержанное в той или иной мере утверждение: дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общение ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности . И сходя из полученных результатов диагностического исследования , мы можем сделать вывод, что детям старшего дошкольного возраста присущи следующие особенности общения: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника. Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты детей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Целесообразно также устраивать для детей и совместные подвижные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с другими окружающими их людьми. Выводы:

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

для педагогов «Формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного общения и установления личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми»

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут активно использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации....

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста....

ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ

В статье раскрыты особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, отмечена специфика проведения интегрированных занятий в дошкольных образовательных организациях....

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного общения с незнакомыми людьми"

Данная статья раскрывает методы и приёмы по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного общения  с незнакомыми людьми на материале художественной литературы....

Формирование культуры межнационального общение детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском...