«Приобщение дошкольников к культурным традициям коренных народов Ямала посредством ознакомления с играми и игрушками»
методическая разработка (подготовительная группа)

Остапенко Ольга Николаевна

Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, и их быт, труд, национальные устои и обычаи.

              Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков. В детстве формируются умы и сердца детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного этнического отношения к этому огромному миру, который нас окружает. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка»

Методическая разработка

 

«Приобщение дошкольников к культурным традициям коренных народов Ямала посредством ознакомления с играми и игрушками»

                                                         

                                                                         

Актуальность

              Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, и их быт, труд, национальные устои и обычаи.

              Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков. В детстве формируются умы и сердца детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного этнического отношения к этому огромному миру, который нас окружает. Через игру дети ненцев воспитывают у детей стойкость, мужественность, умение быть приспособленными к суровым условиям обитания. Поэтому маленькие ненецкие дети всегда играли с игрушечными оленями, сделанными из деревянного бруска, с настоящими нартами, луком и стрелами, но все в уменьшенном виде, чтобы ребенку было удобно воспроизвести свои действия в игровой форме. Так, играя, ребенок усваивал навыки традиционных отраслей хозяйства. Мальчики и девочки копировали действия взрослых, играя в пастухов, рыбаков и охотников, в хозяек чума, швей, мастериц, используя настоящие орудия труда – рыболовные снасти, средства передвижения, арканы, стрелы и лук, швейные иглы и нитки. В основном все игрушки ненцев изготавливаются из природного материала, и не несут никого вреда для здоровья ребенка.

               У юных ненцев игры, связаны с основными видами занятий ненцев – оленеводством, рыболовством, охотой и другими чисто мужскими занятиями.

               С раннего возраста девочки играют в куклы. При этом дети, воспроизводят взрослую жизнь, усваивают социальные роли, каждый из которых в игре соответствуют определенная кукла: дедушка (изготовления из носа лебедя), бабушка (нос лебедушки), отец (гусиный нос), мать (нос гусыни), сын (нос полызня),  дочь (нос утки).

               Для развития познавательной активности дошкольников по приобщению к  

культурному наследию коренных народов Севера, наиболее актуальным является  метод проектной деятельности.

Тип проекта:

Познавательный, групповой.

Вид проекта:

Краткосрочный.

I этап: Целеполагание: Сегодня мы с интересом вглядываемся в традиции и предметы быта малочисленных народов Севера. Окунуться в атмосферу старого времени – это крайне увлекательное путешествие. Совершить такое путешествие нам помогают старые книги, старая утварь, национальный костюм и, конечно же, старая игрушка. А ненецкая игрушка помогает понять характер этого народа, его историческое прошлое. Все традиционные игры и национальные игрушки – это большая радость для детей.

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников (законные представители), воспитатели, педагоги МБДОУ.  

Цель проекта: ознакомление детей дошкольного возраста с ненецкими играми и игрушками.  

Задачи проекта: 

  • Познакомить с  историей детской самодельной куклой; историей возникновения куклы нухуко (выяснить, почему куклы изготавливаются непосредственно из клювов водоплавающих птиц).
  • Познакомить детей с ненецкими настольно-печатными и подвижными  играми.
  • Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
  • Развивать у детей положительное эмоционально-ценностное отношение к играм народов Севера.
  • Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера.
  • Приобщить родителей к активному участию в реализации проекта.

Оборудование, материалы: 

  • Создание центра «Северные просторы», создание альбомов «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера», «Растения северного края», «Красная книга Ямала», «Подвижные игры», макет.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • У детей сформированы представления об истории детской самодельной куклы; ненецких настольно-печатных и подвижных  играх.
  • Дошкольники самостоятельно умеют организовывать и проводить настольно-печатные и подвижные игры, соблюдая при этом правила игры.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии.
  • Повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах традиций, быта и культуры коренных народов Ямала.
  • Вовлечение родителей (законных представителей) в проектную деятельность; повышение компетентности родителей в вопросах традиций, быта и культуры коренных народов Ямала.

II этап. Реализация проекта: 

  • Довести до участников проекта важность данной темы.
  • Подобрать иллюстрированный материал по данной теме.
  • Подобрать методическую, научно-популярную  и художественную литературу, дидактические материалы,  наглядные пособия, оборудование, иллюстрации, отвечающие детским потребностям при работе в проекте.
  • Создание видеопрезентаций.
  • Обогатить развивающую среду по темам проекта.
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  • Осуществлять активное сотрудничество с родителями (законными представителями) в процессе работы над проектом. Включать родителей (законных представителей)  в процесс физического воспитания дошкольников.
  • Написать перспективный план мероприятий.                                                                 

III этап. Выполнение проекта:

Исходя из задач проекта, мы наметили следующие формы работы:

Образовательные области

Формы работы

Социально – коммуникативное развитие

Общения: «Чум – дом ненцев», «Знакомство с предметами быта», «Знакомство с шитьем зимней одежды и обуви»;

Знакомство детей с историей детской куклы - «Ненецкая кукла – Нухуку»,  историей возникновения куклы «Нухуку».

Сюжетно – ролевая игра:  «Нухукова – игры в куклы - разыгрывание бытовых тем из жизни взрослых; воспитание доброго отношения к семейным традициям.

«Мядикотавы» - игры в чум.

«Ханена» - игра в охотников.

Познавательное развитие

Познавательные рассказы педагогов.

Целевая экскурсия в краеведческий музей Дома Детского творчества.

Речевое развитие

Составление описательного рассказа: «Чум – ненецкий дом»

Чтение и обсуждение ненецких народных сказок.

Художественно – эстетическое развитие

Аппликация: ненецкая девочка – дпи (картон, нитки).

«Маленький оленевод», «Стойбище оленеводов.

Изготовление тряпичных кукол.

«Северное лото», «Северное домино».

Лепка: ненецкая девочка (пластилинография),

Рисование: Игра «Путешествие по Ямалу», «Рисование национальных костюмов  севера».

Чтение ненецких сказок: «Как медведь хвост потерял», «Глупый лось», «Как ворон лису перехитрил», «Куропатка», «Почему совы не видят солнечного света», «Старик Хэнгоре», «Заяц и медведь» (хантыйская сказка), селькупские сказки – «Глаза и Уши», «Как собака хозяина себе нашла».

Легенда «Почему лебеди белые».

Чтение стихотворений о животных и птицах Севера из сборника «Ямальский  калейдоскоп».

Загадывание загадок о животном и растительном мире Ямала.

Чтение литературных произведений из книги Прокопия Явтыная «Зов морошковой земли».

Просмотр фильмов из цикла документальных фильмов «Ненцы. Уроки предков».

Просмотр фильма «Птица легенда».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Берегись охотника», «Бой медвежат», «Быстрый олень», «Важенка и оленята», «Ловля оленя», «Полярная сова и Евражка», «Гонки на нартах».

Игры – состязания: «Куобах» (прыжки на двух ногах), «Кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге),

«Перетягивание палки», «Прыжки через нарты».

 «Мядикотавы» - игры в чум.

«Ханена» - игра в охотников.

«Тынчангота» - игры в ловлю оленей, при этом мальчики бывают пастухами, а девочки – только оленями.

Работа с родителями

(законные представители)

Праздник  «Народов Севера».

Участие родителей (законных представителей) в подборе материалов «Игры и игрушки народов Севера».

Привлечение родителей (законных представителей)  к пополнению предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

Консультации: «Лучшая кукла – самодельная», История возникновения куклы «Нухуко».

IV этап.  Презентация проекта.

  • Викторина «По страницам ненецких народных сказок».
  • Показ детьми ненецкой сказки «Кукушка».
  • Изготовление лепбука «Северная мозаика».

Заключение

     В результате реализации проекта у дошкольников сформировались представления об истории детской самодельной куклы; ненецких настольно-печатных и подвижных  играх. Дошкольники самостоятельно умеют организовывать и проводить настольно-печатные и подвижные игры, соблюдая при этом правила игры. У детей развивается познавательная активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазия.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа

Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям....

Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»

В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят...

Экспресс- игра Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Экспресс- игра  Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. ЦельСовершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников. Актуальность:...

«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и д...

Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа.

Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа....

"Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа посредством дидактических игр"

laquo;Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педаг...