«Приобщение дошкольников к культурным традициям коренных народов Ямала посредством ознакомления с играми и игрушками»
методическая разработка (подготовительная группа)
Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, и их быт, труд, национальные устои и обычаи.
Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков. В детстве формируются умы и сердца детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного этнического отношения к этому огромному миру, который нас окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomleniya_s_igrami_i_igrushkami_korennyh_narodov_severa.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка»
Методическая разработка
«Приобщение дошкольников к культурным традициям коренных народов Ямала посредством ознакомления с играми и игрушками»
Актуальность
Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, и их быт, труд, национальные устои и обычаи.
Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков. В детстве формируются умы и сердца детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного этнического отношения к этому огромному миру, который нас окружает. Через игру дети ненцев воспитывают у детей стойкость, мужественность, умение быть приспособленными к суровым условиям обитания. Поэтому маленькие ненецкие дети всегда играли с игрушечными оленями, сделанными из деревянного бруска, с настоящими нартами, луком и стрелами, но все в уменьшенном виде, чтобы ребенку было удобно воспроизвести свои действия в игровой форме. Так, играя, ребенок усваивал навыки традиционных отраслей хозяйства. Мальчики и девочки копировали действия взрослых, играя в пастухов, рыбаков и охотников, в хозяек чума, швей, мастериц, используя настоящие орудия труда – рыболовные снасти, средства передвижения, арканы, стрелы и лук, швейные иглы и нитки. В основном все игрушки ненцев изготавливаются из природного материала, и не несут никого вреда для здоровья ребенка.
У юных ненцев игры, связаны с основными видами занятий ненцев – оленеводством, рыболовством, охотой и другими чисто мужскими занятиями.
С раннего возраста девочки играют в куклы. При этом дети, воспроизводят взрослую жизнь, усваивают социальные роли, каждый из которых в игре соответствуют определенная кукла: дедушка (изготовления из носа лебедя), бабушка (нос лебедушки), отец (гусиный нос), мать (нос гусыни), сын (нос полызня), дочь (нос утки).
Для развития познавательной активности дошкольников по приобщению к
культурному наследию коренных народов Севера, наиболее актуальным является метод проектной деятельности.
Тип проекта:
Познавательный, групповой.
Вид проекта:
Краткосрочный.
I этап: Целеполагание: Сегодня мы с интересом вглядываемся в традиции и предметы быта малочисленных народов Севера. Окунуться в атмосферу старого времени – это крайне увлекательное путешествие. Совершить такое путешествие нам помогают старые книги, старая утварь, национальный костюм и, конечно же, старая игрушка. А ненецкая игрушка помогает понять характер этого народа, его историческое прошлое. Все традиционные игры и национальные игрушки – это большая радость для детей.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников (законные представители), воспитатели, педагоги МБДОУ.
Цель проекта: ознакомление детей дошкольного возраста с ненецкими играми и игрушками.
Задачи проекта:
- Познакомить с историей детской самодельной куклой; историей возникновения куклы нухуко (выяснить, почему куклы изготавливаются непосредственно из клювов водоплавающих птиц).
- Познакомить детей с ненецкими настольно-печатными и подвижными играми.
- Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
- Развивать у детей положительное эмоционально-ценностное отношение к играм народов Севера.
- Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера.
- Приобщить родителей к активному участию в реализации проекта.
Оборудование, материалы:
- Создание центра «Северные просторы», создание альбомов «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера», «Растения северного края», «Красная книга Ямала», «Подвижные игры», макет.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- У детей сформированы представления об истории детской самодельной куклы; ненецких настольно-печатных и подвижных играх.
- Дошкольники самостоятельно умеют организовывать и проводить настольно-печатные и подвижные игры, соблюдая при этом правила игры.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии.
- Повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах традиций, быта и культуры коренных народов Ямала.
- Вовлечение родителей (законных представителей) в проектную деятельность; повышение компетентности родителей в вопросах традиций, быта и культуры коренных народов Ямала.
II этап. Реализация проекта:
- Довести до участников проекта важность данной темы.
- Подобрать иллюстрированный материал по данной теме.
- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, дидактические материалы, наглядные пособия, оборудование, иллюстрации, отвечающие детским потребностям при работе в проекте.
- Создание видеопрезентаций.
- Обогатить развивающую среду по темам проекта.
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
- Осуществлять активное сотрудничество с родителями (законными представителями) в процессе работы над проектом. Включать родителей (законных представителей) в процесс физического воспитания дошкольников.
- Написать перспективный план мероприятий.
III этап. Выполнение проекта:
Исходя из задач проекта, мы наметили следующие формы работы:
Образовательные области | Формы работы |
Социально – коммуникативное развитие | Общения: «Чум – дом ненцев», «Знакомство с предметами быта», «Знакомство с шитьем зимней одежды и обуви»; Знакомство детей с историей детской куклы - «Ненецкая кукла – Нухуку», историей возникновения куклы «Нухуку». Сюжетно – ролевая игра: «Нухукова – игры в куклы - разыгрывание бытовых тем из жизни взрослых; воспитание доброго отношения к семейным традициям. «Мядикотавы» - игры в чум. «Ханена» - игра в охотников. |
Познавательное развитие | Познавательные рассказы педагогов. Целевая экскурсия в краеведческий музей Дома Детского творчества. |
Речевое развитие | Составление описательного рассказа: «Чум – ненецкий дом» Чтение и обсуждение ненецких народных сказок. |
Художественно – эстетическое развитие | Аппликация: ненецкая девочка – дпи (картон, нитки). «Маленький оленевод», «Стойбище оленеводов. Изготовление тряпичных кукол. «Северное лото», «Северное домино». Лепка: ненецкая девочка (пластилинография), Рисование: Игра «Путешествие по Ямалу», «Рисование национальных костюмов севера». Чтение ненецких сказок: «Как медведь хвост потерял», «Глупый лось», «Как ворон лису перехитрил», «Куропатка», «Почему совы не видят солнечного света», «Старик Хэнгоре», «Заяц и медведь» (хантыйская сказка), селькупские сказки – «Глаза и Уши», «Как собака хозяина себе нашла». Легенда «Почему лебеди белые». Чтение стихотворений о животных и птицах Севера из сборника «Ямальский калейдоскоп». Загадывание загадок о животном и растительном мире Ямала. Чтение литературных произведений из книги Прокопия Явтыная «Зов морошковой земли». Просмотр фильмов из цикла документальных фильмов «Ненцы. Уроки предков». Просмотр фильма «Птица легенда». |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Берегись охотника», «Бой медвежат», «Быстрый олень», «Важенка и оленята», «Ловля оленя», «Полярная сова и Евражка», «Гонки на нартах». Игры – состязания: «Куобах» (прыжки на двух ногах), «Кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), «Перетягивание палки», «Прыжки через нарты». «Мядикотавы» - игры в чум. «Ханена» - игра в охотников. «Тынчангота» - игры в ловлю оленей, при этом мальчики бывают пастухами, а девочки – только оленями. |
Работа с родителями (законные представители) | Праздник «Народов Севера». Участие родителей (законных представителей) в подборе материалов «Игры и игрушки народов Севера». Привлечение родителей (законных представителей) к пополнению предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Консультации: «Лучшая кукла – самодельная», История возникновения куклы «Нухуко». |
IV этап. Презентация проекта.
- Викторина «По страницам ненецких народных сказок».
- Показ детьми ненецкой сказки «Кукушка».
- Изготовление лепбука «Северная мозаика».
Заключение
В результате реализации проекта у дошкольников сформировались представления об истории детской самодельной куклы; ненецких настольно-печатных и подвижных играх. Дошкольники самостоятельно умеют организовывать и проводить настольно-печатные и подвижные игры, соблюдая при этом правила игры. У детей развивается познавательная активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА.
Духовно - нравственное воспитание...
Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа
Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям....
Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»
В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят...
Экспресс- игра Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.
Экспресс- игра Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. ЦельСовершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников. Актуальность:...
«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и д...
Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа.
Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа....
"Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа посредством дидактических игр"
laquo;Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педаг...