Проект "Башкирский фольклор-детям" в младшей группе
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Среднесрочный познавательный проект
для детей во 2 младшей группе
«Башкирский фольклор-малышам».
(09.01.2019г. по 15.03.2019г.)
Март 2019год.
Актуальность проекта: В настоящее время, народная культура, традиции народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрас-но, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А устное народное творчество, как раз и сможет обогатить эту духовную среду. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: среднесрочный с 09.01.2019г. по 15.03.2019г.
Образовательная область: познание, социально - коммуникативная, развитие речи.
Цель проекта:
-- Дать понятие о многообразии башкирского фольклора, разнообразии его жанров.
-- Развитие речевой активности детей через использование устного народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
-- Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре башкирского народа;
-- Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, мелкую моторику, двигательную активность.
-- Развивать коммуникативные способности детей.
-- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;
-- Воспитание нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
-- Приобщение родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя, различные методы и приемы с родителями.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели
Предполагаемый результат:
- Обогащение словарного запаса детей;
- повышение интереса детей к устному народному творчеству;
- разработка системы работы с использованием устного народного творчества в повседневной деятельности и в режимных моментах;
- привлечь родителей к знакомству с малыми фольклорными формами.
Методы и приемы:
--игровые: Хороводные игры; настольные игры; народные подвижные игры; инсценировки; сюжетно – ролевые игры;
- словесные: чтение и рассказывание потешек, пословиц и поговорок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг;
- практические: совместные действия воспитателя и ребенка, оказание помощи в продуктивной деятельности.
- наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов, прослушива-ние аудиозаписей;
- тематическая выставка.
Работа с детьми:
1) Совместное рассказывание и показ башкирских народных сказок: « Медведь и пчелы», «Теремок», «Колобок», «Гуси – лебеди» (фланелеграф, настольный театр, рассматривание иллюстраций к сказкам).
2) Инсценировка потешки с детьми «Спи, сынок»,«Кисонька - Мурысонька…», «Тили – бом…».
3) Дидактические и настольные игры: «Назови сказку», «Собери потешку
4) Игровые упражнения: «Угадай, кто я», «Узнай голоса»
5) Ролевые игры: «Угадай, кто пришёл», «Книжный магазин», «Поиграем с мишками в мячи», «Вы-шла курочка гулять».
6) Народные подвижные игры «Мышка», «Медведи и пчелы», «Горелки», «
6) Продуктивная деятельность: « Юрта»-аппликация, « Башкирское полотенце» - рисование; « Баюшки-баю» - лепка, .
7) Развлечение « Вечер колыбельных песен».
8 Показ кукольного театра сказки «Медведь и пчелы» совместно с родителями
9) Беседа «Кто придумал сказки».
10) Выставка « Башкирское народное творчество».
Роль родителей в реализации проекта:
1) Буклеты «Народное слово в семейном воспитании».
2) Индивидуальные беседы на знание потешек, загадок, сказок и рекомендации по подбору соответствующей литературы.
3) Помощь в оформлении книжной выставки и выставки Башкирские народные сказки».
4) Ширма «Роль родителей в возрождении башкирских традиций».
5). Консультация « Башкирские традиции в воспитании».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
-- Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение.
-- Дать понятие о многообразии устного народного творчества, разнообразии его жанров
-- Подобрать материал и оформить уголок “Башкирское народное творчество”.
2 этап – основной:
-- Познакомить детей с башкирскими народными сказками, потешками, загадками.
-- Познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами
-- Познакомить детей с народными играми, танцами
3 этап заключительный:
-- Выставка литературы (С казки ,песни, потешки, поговорки, загадки для самых маленьких).
-- Аналитическая справка по итогам проекта «Фольклор для малышей».
Аналитическая справка по итогам проекта
«Фольклор для малышей» во второй младшей группе «Задоринка».
С 09.01.2019г. по 15.03. 2019г. в нашей группе проводились мероприятия направленные на реализацию КОП «Фольклор для малышей», что учтено и отражено при составлении календарного планирования детской деятельности.
Цель проекта:
-- Дать понятие о многообразии русского фольклора, разнообразии его жанров.
-- Развитие речевой активности детей через использование устного народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
-- Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре башкирского народа;
-- Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, мелкую моторику, двигательную активность.
-- Развивать коммуникативные способности детей.
-- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;
-- Воспитание нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
-- Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества ис-пользуя различные методы и приемы с родителями.
В ходе реализации мероприятий осуществлялись следующие формы работы:
-- игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; инсценировки; сюжетно – ролевые игры;
-- словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рас-сматривание картинок; рассматривание книг; -- практические: совместные действия воспитателя и ребенка (аппликация, рисование, оказание помощи в продуктивной деятельности.
-- наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; выставка «Народные промыслы».
Итоговым вариантом стало «Путешествие в сказку «Колобок». В ходе реализации проекта «Фольклор для малышей» предполагаемые результаты были достигнуты.
В результате проекта дети познакомились:
-- с устным народным творчеством и народными промыслами;
-- совместно с родителями была создана выставка «Народное творчество»;
-- организована выставка детских работ;
-- дети посмотрели настольный театр по прочитанным произведениям;
-- дети участвовали в инсценировке сказки «Сказка о глупом мышонке»
-- родители воспитанников познакомились с древними традициями воспитания и возрождением башкирских традиций в воспитании детей.
Неделя была интересной, творческой. Это проявилось во всех проводимых мероприятиях. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Ребята начали активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру. Отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности.
Беседа «Кто придумывает сказки?».
Цель: Дать понятие о многообразии устного народного творчества, разнообразии его жанров.
Развивать речь детей.
Задачи:
-- познакомить с разными жанрами устного народного творчества;
-- формировать умение вести диалог с воспитателем;
-- формировать интерес к народному фольклору.
Ход беседы:
В книжном уголке создать атмосферу загадочности (затемнить комнату, зажечь свечу и т. д.).
Вступительное слово.
В старину люди собирались по вечерам в каком-нибудь доме. Сидели, разговаривали, пели песни, кто вязал, кто прял. В то далекое время в домах не было ни электричества, от которого загораются наши лампы, ни телевизоров, чтобы смотреть кино и мультфильмы. Люди сидели, разговаривали, пели песни, кто - то вязал, кто – прял пряжу, кто – то вышивал, а чтобы не было скучно рассказывали сказки, потешки, загадывали загадки. Сегодня и мы с вами устроим маленькие посиделки, а поговорим мы о русском народном творчестве.
Много-много лет назад в Башкирии возникли первые сказки. В течение многих лет их пересказывали и передавались они от бабушек и мам к своим детям и внукам. Дети вырастали, рассказывали их своим детям.
- А кто их сочинял?
Имена этих талантливых людей не сохранились, да и не могли сохраниться: ведь каждый, кто передавал другим услышанную сказку, рассказывал ее по-своему, что-то добавлял, что-то изменял.
- А для чего придумывали сказки?
А придумывали их для того, чтобы рассказывать и слушать. Ну а раз придумывал их народ, значит автор народных сказок - народ. Позднее любители старины записали сказки и напечатали их. Вот посмотрите, какая толстая книга. Здесь собрано очень много сказок. Многие из них мы читали.
- Давайте вспомним, какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей)
- Какими словами обычно начинается русская народная сказка? ( Давным -давно)
- Какими словами обычно заканчивается русская народная сказка? (Тут и сказки конец).
Народные сказки всегда волшебные и каждая сказка нас чему-нибудь учит.
- эта сказка как называется? (показ иллюстрации к сказке «Медведь и пчелы»)
- Чему нас учит эта сказка? (надо слушаться старших).
Но не только сказки слагали разные народы (и русские, и турецкие и чеченские, слагали они, чтобы посмешить и порадовать себя и других потешки.
А еще придумывали пословицы и поговорки. Вот послушайте:
"Хлеб ржаной- отец родной", "Щи да каша - пища наша", "Гречневая каша - матушка наша", " И обед не обед, коли хлеба нет", " Не красна изба углами, а красна пирогами", " Когда я ем, я глух и нем",
Все вы отгадывали загадки. А что такое загадки? И кто их придумал? Загадки – это маленькие задачки, которые нужно разгадать, а придумал их тоже народ! Давайте поугадываем загадки.
«Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». (Лук)
«Не лает, не кусает, а в дом не пускает», (замок)
«Сидит девица в темнице, а коса на улице». (морковь).
«Зимой и летом – одним цветом» (елка)
«Ни окон, ни дверей – полна горница людей» (огурец).
В праздники и на отдыхе люди водили хороводы играли в игры.
-- Какие вы знаете хороводы? («Каравай», «Ходит Ваня…», «Зайка, зайка, что с то-бой…»).
-- Какие игры вы знаете? («Гуси, гуси», «У медведя во бору», «Горелки»).
Вот сколько всего интересного придумывал народ, когда люди научились писать, появились ученые и записали все на бумагу, а затем напечатали книги (показ сборников сказок, потешек, загадок, чтобы мы с вами могли узнать эти замечательные сказки, потешки, поговорки и загадки. Чтобы они не забылись и не потерялись. «Что написано пером, то не вырубишь и топором!».
-- Свеча наша догорает, пора и нам уходить. Понравились вам посиделки? Вам было интересно? (ответы детей). Сейчас мы пойдем на прогулку и поиграем в народные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.
Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...
Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)
Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...
Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь
: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...
План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате. ...
Комплексно- тематическое планирование для 1 младшей группы на 2021- 2022 уч.г; для 2 младшей группы на 2022- 2023 уч.г, для средней группы на 2023- 2024 уч.г
Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих факторов и принципа со...