Мастер-класс "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
материал
Цель: повышение компетентности участников мастер-класса в умении использовать системно-деятельностный подход в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать знания участников мастер-класса по использованию системно – деятельностного подхода с дошкольниками.
2. Показать участникам мастер-класса использование системно – деятельностного в практической деятельности педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.
142530, тел. 8(49643)3-29-55
Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru
Мастер – класс:
Системно–деятельностный подход
в образовательной деятельности
с дошкольниками.
14-ые зональные педагогические чтения
«Методическая и профессиональная
компетентность педагога
как условие его эффективной деятельности
в достижении высокого качества образования»
Педагог-психолог:
Орехова Екатерина Сергеевна
Г.о. Электрогорск
01.03.2019 г.
Цель: повышение компетентности участников мастер-класса в умении использовать системно-деятельностный подход в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать знания участников мастер-класса по использованию системно – деятельностного подхода с дошкольниками.
2. Показать участникам мастер-класса использование системно – деятельностного в практической деятельности педагога.
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками».
И начать я хочу со старинной Китайской притчи:
Однажды ученики спросили Мастера, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью.
- Можно, - ответил Мастер.
- Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин.
Мастер усмехнулся и сказал:
- Если дать голодному человеку кусок рыбы – он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку – сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время.
Поэтому смело, можно сказать: ФГОС дошкольного образования – это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу». В основу стандарта заложен системно–деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям, представляющий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Ещё в 1988г. группа отечественных учёных (Виталий Александрович Сластенин, Евгений Николаевич Шиянови др.) утверждала: «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, пассивности обучения воспитанников и, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».
В системно–деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять детьми, развивать их познавательную деятельность.
Целью системно–деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е, активно участвующего в сознательной деятельности.
Он предусматривает развитие умения:
- ставить цель – например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы.
- решать задачи – как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить их на лесной поляне.
- отвечать за результат – все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.
Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?»
В системно–деятельностном подходе существуют правила:
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируй активность ребенка;
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие очень хорошо нам известные технологии, как:
- Проектная деятельность;
- Исследовательская деятельность;
- Технология ТРИЗ (Теория Решения Изобретательных Задач).
Я хочу представить Вам отличия традиционного и системно-деятельностного подходов организации образовательной работы с детьми по элементам.
Компоненты (структура организованной образовательной деятельности) | Традиционное занятие | Занятие с использованием системно – деятельностного подхода |
Формулировка темы | Воспитатель сообщает детям | Создаёт условия для формулирования воспитанниками |
Постановка целей и задач | Воспитатель формулирует и сообщает воспитанникам, чему должны научиться | Формулируют сами воспитанники, определив границы знания и незнания |
Планирование | Воспитатель сообщает воспитанникам, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. | Планирование воспитанниками способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность воспитанников | Под руководством педагога воспитанники выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) | Воспитанники осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) |
Осуществление контроля | Воспитатель осуществляет контроль за выполнением воспитанниками практической работы) | Воспитанники осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону) |
Осуществление коррекции | Воспитатель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы воспитанниками осуществляет коррекцию | Воспитанники формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание | Воспитатель оценивает работу | Воспитанники участвуют в оценке деятельности по её результатам (Самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Подведение итога | Воспитатель выясняет у воспитанников, что они запомнили | Проводится рефлексия. Воспитатель выясняет у воспитанников для чего они выполняли работу, с какими трудностями столкнулись, что больше всего понравилось. |
Структура с позиции системно–деятельностного подхода состоит в следующем:
- педагог создает проблемную ситуацию;
- ребенок принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- педагог управляет поисковой деятельностью;
- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Варианты выбора | Практические способы организации ситуации выбора |
Выбор деятельности | Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото? |
Выбор материалов | Выбери цвет бумаги для аппликации самолёта: белый, голубой или желтый? |
Выбор способа деятельности | Убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор? |
Выбор партнера деятельности | Выбери, пожалуйста, ты будешь строить космическую ракету сам или с кем-то? |
Выбор последовательных действий | У нас только одна большая машинка, а всем хочется поиграть в неё. Как сегодня организуем игру, чтобы все смогли поиграть в неё. |
Выбор содержания деятельности | Что будешь складывать: коврик или заборчик? |
Нравственный выбор | Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника? |
Список используемой литературы:
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. И перераб. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Однажды ученики спросили Мастера, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью? - Можно, - ответил Мастер. - Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин. Мастер усмехнулся и сказал: Если дать голодному человеку кусок рыбы – он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку - сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время . Старинная Китайская притча
Целью системно – деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е, активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения : - ставить цель – например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы. - решать задачи - как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали : сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и посадить их на лесной поляне. - отвечать за результат – все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д. Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
В системно– деятельностном подходе существуют правила: Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса Веди ребенка от собственного опыта к общественному Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй активность ребенка Будь не «НАД» , а «РЯДОМ»
Компоненты (структура организованной образовательной деятельности) Формулировка темы Постановка целей и задач Планирование Практическая деятельность воспитанников Традиционное занятие Занятие с использованием системно – деятельностного подхода Воспитатель сообщает детям. Воспитатель формулирует и сообщает воспитанникам, чему должны научиться. Воспитатель сообщает воспитанникам, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. Под руководством педагога воспитанники выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности ). Создаёт условия для формулирования воспитанниками. Формулируют сами воспитанники, определив границы знания и незнания. Планирование воспитанниками способов достижения намеченной цели. Воспитанники осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности ).
Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание Подведение итога Воспитатель осуществляет контроль за выполнением воспитанниками практической работы. Воспитатель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы воспитанниками осуществляет коррекцию. Воспитатель оценивает работу. Воспитатель выясняет у воспитанников, что они запомнили. Воспитанники осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону). Воспитанники формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Воспитанники участвуют в оценке деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей). Проводится рефлексия. Воспитатель выясняет у воспитанников для чего они выполняли работу, с какими трудностями столкнулись, что больше всего понравилось.
Структура с позиции системно- деятельностного подхода состоит в следующем: Педагог создаёт проблем- ную ситуацию Ребёнок принимает проблем- ную ситуацию Вместе выяв - ляют проблему Педагог управляет поисковой деятель- ностью Ребенок осуществ - ляет самостоя -тельный поиск Обсужде-ние результа-тов
Варианты выбора Выбор деятельности Выбор материалов Выбор способа деятельности Выбор партнера деятельности Выбор последовательных действий Выбор содержания деятельности Нравственный выбор Практические способы организации ситуации выбора У нас только одна большая машинка, а всем хочется поиграть в неё. Как сегодня организуем игру, чтобы все смогли поиграть в неё. Что будешь складывать: коврик или заборчик? Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника? Выбери цвет бумаги для аппликации самолёта: белый, голубой или желтый? Убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор? Выбери, пожалуйста, ты будешь строить космическую ракету сам или с кем-то? Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
Что бы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к органи...
Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...
"Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
В данном материале раскрывается само понятие деятельностного подхода, а также структуру и принципы деятельностного подхода...
«Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»
Систематизация педагогв о деятельностном подходе в восптительно-образовательном процессе в ДОУ....
Консультация для воспитателей "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Консультация для педагогов...
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
выступление на педагогическом совете...
Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...