Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
консультация на тему

Бартенева Диана Андреевна

выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Я хочу познакомить вас  с моим опытом работы по проблеме «Использование технологии деятельностного подхода детей дошкольного возраста».

Педагоги должны готовить своих воспитанников к переменам, развивая у них такие качества как креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность. Очень часто, стремясь «ПОДГОТОВИТЬ ребенка к школе»,  и педагоги и родители считают, что  в   детском саду ребенка надо научить  читать, считать, писать буквы и т.д. То есть, ребенок должен  делать то, что для него сейчас  не имеет никакого практического и эмоционального значения, а значит  не интересно.  Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

       Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.        

Цель моего выступления: рассказать о технологии деятельностного подхода,  о том,  как можно использовать технологию деятельностного подхода на практике.

В  процессе реализации этой технологии ребёнок не получает знания в готовом виде от взрослого, а добывает их самостоятельно, хочу обратить ваше внимание, что в этом и заключается сущность технологии деятельностного подхода, который способствует повышению уровня обученности, воспитанию положительного отношения к интеллектуальному труду, формирует умение организовать свою деятельность и последовательно добиваться своей цели.

Деятельностный подход-это целенаправленный процесс, когда деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития ребёнка.

Деятельностный подход к  образованию предполагает

- наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)  

 - наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить),

- умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию.

В дошкольных учреждениях следует  использовать приемы и технологии,  суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Например:

  1. Метод проектов.

 Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития деятельности детей.

С помощью этого метода:

-  Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы.

-  развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия.

  1. ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Цель ТРИЗ – развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Игры:

«Хорошо – плохо»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

«На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

Примечание:  Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход:  Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- ластики.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра «маятник» (Хорошо-плохо)

(со средней группы)

Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.

Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.

Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.

Например:

Укол

(+)

(-)

Лечит

Быстро выздоравливаешь

Больно

Лекарство дорогое

страшно

Дождь

Растут растения

Пьют воду

Моются водой

Пыль сбрызгивает

Красиво

холодит

Промокнешь

Лужи появляются

Гулять нельзя

Белье намокло

Игра «Изобретатель»

(со старшей группы)

Цель: учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход: 10 картинок предметных.

  1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.
  2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
  3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
  4. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.

Затем обсудить функцию нового предмета.

3)Мнемотехника.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

    Цели:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;

- освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;

- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

- развитие творческих способностей: фантазии, воображения;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

4) Эксперементирование.

Цели :

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  •  поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

5) Развивающие игры В.В.Воскобовича.

Цель методики «Сказки Фиолетового Леса» - развитие познавательно-творческих способностей детей 4-5 лет в условиях организации этого процесса в игровой форме.

Содержание методики «Сказки Фиолетового Леса», организация детской деятельности направлены на развитие творческих способностей, гибкости и подвижности ума у детей. Проблемные ситуации в игровом сюжете развивают у детей самостоятельность мышления, способность находить решение, иногда нестандартное или фантастическое, и попробовать доказать его правильность. Вопросы «почему» помогают детям устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В методике используются элементы технологии ТРИЗ, которые направлены на развитие у детей среднего дошкольного возраста творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоположные свойства привычных предметов и явлений. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и дополнительную мотивацию. Взрослый создает чувство внешней и внутренней безопасности, не высказывая отрицательной оценки и критических замечаний, и ребенок может свободно высказывать свое мнение, предлагать варианты решения задачи, выбирать способы действия.

В игровом общении детей друг с другом и взрослым развиваются речь и коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют простые сюжетные рассказы (например, на тему «Что увидел сказочный герой во время путешествия?»), беседуют друг с другом и со взрослым.

Методика разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, поучаствовать в экспериментировании, нарисовать придуманный предмет, представить себя персонажем и от его лица рассказать, показать, как он действует.

Первый вариант игры - это организация реально существующей среды в отдельной комнате или игровом уголке на тему «Фиолетовый Лес». Это мир фантазии и творчества, населенный необычными существами, в котором есть сказочные поляны, города, озера, ручьи, острова, школы и др., связанные с играми определенной направленности и линиями усложнения.

Второй вариант - это использование воображаемого Фиолетового Леса в совместной деятельности детей и взрослых. В этом случае используются только сюжетные линии сказок и фигурки персонажей к ним.

6) Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение в детском саду  - это такая организация

взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под

руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную

самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже

знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.

Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

7) Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре  

дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально

создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или

моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой

игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и

особенности личности ребенка.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных

черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития,  

решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в  

сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами

устанавливают игровые правила, следят за выполнением,

регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

8)Интерактивная технология (ИКТ).

Использование ИКТ является одним из эффективных  способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей,

радость открытия, саморазвитие.

Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников

  1.  Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
  2. Каждый день работы с детьми – поиск.  Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
  3.  Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём»  (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда  что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
  4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).  
  5. Играйте с детьми каждый день.
  6. Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …».
  7. Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).    

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №47»

Использование деятельностного подхода в совместной деятельности с дошкольниками(выступление на педагогическом совете).

Подготовила

Бартенева Д.А.

Воронеж 2015

Используемая литература:

  1. Петерсон Л.Г., Абдиллина Л.Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ.- 2013.-№ 2
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.- с.60-65
  3. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-100699.html 
  4. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками

Что бы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к органи...

Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...

"Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

В данном материале раскрывается само понятие деятельностного подхода, а также структуру и принципы деятельностного подхода...

«Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

Систематизация педагогв о деятельностном подходе в восптительно-образовательном процессе в ДОУ....

Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...

Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...