«Кубанская горница» конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кох Алла Викторовна

Обобщить знания детей об истории, быте и культуре жизни казаков. Формировать мотивационно- познавательную творческую активность дошкольников . Воспитывать любовь к малой Родине; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_kubanskaya_gornitsa.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации  по познавательному  развитию   для детей подготовительной группы на тему:

«Кубанская горница»

Цель: Обобщить знания детей об истории, быте и культуре жизни казаков. Формировать мотивационно- познавательную творческую активность дошкольников . Воспитывать любовь к малой Родине; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:-формировать образные представления о предметах старинного быта,  

-развивать у детей воображение,   связную речь, мышление, все виды восприятия,  

-воспитывать нравственные качества, вызвать желание у детей посетить еще раз кубанскую горницу.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, рушник, самовар, колодец, чугун.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий,  ,  

Материалы: Аудио запись песен казачьего хора,   фотографии быта казаков,  предметы казачьего быта в мини-музее, мультимидийная презентация «Предметы кубанской старины»

Ход

Звучит гимн Кубани в исполнении кубанского казачьего хора.

В : Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань . И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной край   Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое.

В:Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко.

А вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.

Вот мы и вместе, снова на этом месте.

А что же нас интересного ожидает?

Куда клубочек знаний нам путь покажет?

Куда он нас приведёт:

(Воспитатель бросает клубочек, который катится в Кубанскую горницу)

Проходите, гости дорогие, ко мне в горницу на сходницу. Посмотрите, сколько красивых вещей здесь у меня. Их сделали руки добрых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают горницу. Что вам больше всего нравиться? Что вы видите?(ответы детей)

В:Горница в доме всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей: в углу около двери – поставец для посуды, на центральной стене в одном простенке обычно стоял цветок, в другом висело зеркало, на полу стоял окованный железом сундук – скрытия. Давайте подойдем к сундуку и откроем его.

   Дети открывают сундук и рассматривают одежду казаков. Проводится игра «Наряди казачку и казака» Мальчик и девочка одевают кукол и называют элементы казачьей одежды.

   В: Стены комнаты в горнице  украшали коврами. У ковра стоял топчан, на котором спали. Кровать   появилась гораздо позже и была настоящим украшением комнаты. Давайте ее рассмотрим. На кровать клали пуховые перины, а одеяла казачки шили сами, набивая их шерстью овец и украшали разноцветными лоскутками.

Проводится игра  «Укрась одеяло»( дети по схеме из  элементов блоков Дьенеша выкладывают узор на одеяле на скорость)

В: -В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов) (фото казака)

-Ребята, давайте вспомним пословицы  про казака:

Дети:

Казак без коня,что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает,а конь его сыт.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак-атаманом будешь.
Казаку честь-родину беречь.
Казачьему роду-нет переводу.

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

-А как называли жену казака? (Казачка)  (фото казачки)

-Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

-Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду?  

-А молоко в чем хранили? (Глиняный сосуд, который называется глэчик).  

-Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Макитра-это горшочек из глины)  

Дети рассматривают предметы быта

Педагог предлагает детям по  нарисованной мнемосхеме рассказать о  предметах быта.

C:\Users\Asus\Desktop\i.jpg

-Ну, а чаем поили гостей из…….(самовара).  

- Правильно.

А из   глиняных чашек казаки пили чай. Какие травы казачки добавляли в этот ароматный напиток?  (Предположения детей). Для заварки казачки собирали и сушили душицу, мяту, зверобой, листья малины и смородины.

-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (рубель и каталка)  

Проводится игра «Хорошо-плохо»(дети называют хорошие и плохие качества  рубеля и каталки).

-А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста в круг. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

 Дети имитируют движения.

-копать

-нести коромысло

-хлеб класть в печь

-месить

-класть яблоки в корзину

-гладить

-прясть

-А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой? (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник) 

-Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.(Правильный ответ появляется на мультимидийной презениации)

-Дом, в котором жили наши предки (хата)

-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)

-С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)

-В чем замешивали тесто? (в макитре)

-Воду приносили из ….(колодца)

-В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)

-А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей. (рушник)

 

 А еще послушайте загадки о них и постарайтесь отгадать:

1. Толстая Федора наедается нескоро

Но зато, когда сыта, от Федоры теплота? (печь)

Правильно, ребята, это печь. А казаки назвали её группкой. Казачка всегда содержала группку в чистоте и подбеливала её после каждого приготовления пищи.

2. Черный конь, скачет в огонь? (кочерга)

3. Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает? (веник)

4 .Хоть не теплое окно

Но зато красивое

Из лоскутиков оно

Яркое, пестривое? (лоскутное покрывало)

5. Он пыхтит, как паровоз

Важно держит к верху нос

Пошумит, остепенится

Пригласит чайку напиться? (самовар)

Молодцы! Ребята казаки- гостеприимный народ. Часто сладким угощением к чаю были пряники (слышится плач ребенка) .

Ванечка проснулся в колыбельке:

- В оконце ветры дули

А горенке тепло

Пекла в печи хозяюшка

Фигурной формы прянички

Просил ребенок- матушка

Попробовать дай ванечке

Протягивала матушка

Узорный пряник Ванечке

Пусть будет в доме солнышко

И радость без печали

Дети, я думаю, что вам тоже хочется попить чайку с пряниками, и особенно с теми, которые будут сделаны собственными руками.

Воспитатель:- Комовато, ноздревато

И губато, и горбато

И бывает мягким, кислым

Пресным, теплым и душистым

Что же это? (тесто)

-Тесто замесила

Сахар не забыла

Вот вам всем комочек теста

Пряник сделайте чудесный

(дети изготавливают пряники с узорами)

Кроме того наши предки весело проводили время

Играют в подвижную игру:

Баба сеяла горох (дети идут приставным шагом)

Обвалился потолок (дети идут топотушками)

Баба шла, шла, шла пирожок нашла (обычным шагом)

Села поела и опять пошла

Встала баба на носок (ставят ногу на носок, потом на пятку)

А потом на пятку

Стала русскую плясать

А потом вприсядку.)

-Молодцы, ребята!  Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Спасибо этому дому пойдём к другому.

                         В:Мы гордимся стариною!

Стала нам она родною.

Куда бы по белу свету

Дороги тебя не вели,

Ты сыном останешься этой

Родимой Кубанской земли.

Всем спасибо за внимание,

За игру, за звонкий смех!

Говорю Вам: «До свидания!»

Снова в гости жду я всех.

 

Воспитатель: Ребята, что вы нового узнали?

Чему научились?

Что вам понравилось?

Чем были удивлены

Что вас обрадовало?

Может вас что-то огорчило?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с использованием технологиии ТРИЗ

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Уточнить представления детей о ж...

Конспект интегрированной деятельности для детей подготовительной группы на тему: " В гостях у Зимушки-зимы"

закреплять знания детей о временах года, о зимующих птицах; учить детей  моделировать, узнавать животных по  следам; развивать эмпатию, умение выражать свое отношение к явлениям в природе; р...

Конспект новогоднего праздника для детей подготовительной группы "Проделки Снежной Королевы"

Новогодний праздник "Проделки Снежной королевы" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Проводился в разновозрастной старшей-подготовительной группе МБДОУ детский сад №29 ст.НовоминскойПра...

Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы

Раз, два,три, четыре,пятьМы идём в поход опять.Только слабеньким , друзья,В наш поход идти нельзя.Вы сначала тренируйтесь,Бегайте и соревнуйтесь....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Поездка в Букландию".

Данное занятие направлено на  закрепление знаний детей по теме «Транспорт»; поставленные задачи способствовуют  усвоению детьми звуко-буквенного анализа,  упражняют в д...

Конспект сценария развлечения для детей подготовительной группы (по ознакомлению детей с игрушками мордовских умельцев) День рождения у мордовской матрёшки

Программное содержание:Способствовать закреплению знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. Дать представление о национальной деревянной игрушке - Матрёшке, е...