ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Однако трактовка целей и содержания этнокультурного воспитания неодинакова. Одна из этих целей, о чем пишут многие авторы, «социальное воспроизводство любого этноса». При этом обращается внимание на то, что народное образование должно быть национальным по содержанию и характеру. Содержание этнокультурного воспитания должно быть построено таким образом, чтобы обеспечить гармоничное сочетание познания собственной этнической культуры и осознания её места, как в общероссийской, так и в мировой культуре, что возможно лишь при знакомстве с культурой других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Однако трактовка целей и содержания этнокультурного воспитания неодинакова. Одна из этих целей, о чем пишут многие авторы, «социальное воспроизводство любого этноса» При этом обращается внимание на то, что народное образование должно быть национальным по содержанию и характеру. Содержание этнокультурного воспитания должно быть построено таким образом, чтобы обеспечить гармоничное сочетание познания собственной этнической культуры и осознания её места, как в общероссийской, так и в мировой культуре, что возможно лишь при знакомстве с культурой других народов.
Процесс этнокультурного воспитания начинается с раннего детства. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представления о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Возрождение и культивирование национнальных ценностей, актуализация национальных обычаев духовно-Нравственного, интеллектуального, трудового, культурно-этнического, оздоровительного характера направлены на решение проблемы этнокультурного воспитания дошкольников в процессе приобщения к народным традициям, к культуре определенного народа. На представления детей влияет не только специально организованное обучение, но и окружение ребенка - предметное и социальное.
Под развивающей предметно-пространственной средой в дошкольном образовательном учреждении понимается естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. Развивающая среда влияет на познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферу личности, поэтому включение в оформление дошкольных учреждений этнокультурной специфики может способствовать формированию представлений о природе, истории, культуре родного края, развитию познавательного интереса. Поскольку в ДОУ реализуется примерный модуль программы «Мы в Мордовии живем», дети проявляют интерес при знакомстве с родным краем и с историко-культурными сведениями о родном крае. Они знают имена героев мордовских сказок (Видява, Вирява), с удовольствием знакомятся с деталями мордовского костюма, тщательно его рассматривают. При чтении мордовских сказок проявляют интерес, задают вопросы, просят почитать еще. Дети посещают национальные театры. В детском саду создаются условия для воспитания в детях любви к родному краю, это национальные уголки, музеи, различные стенды. С детьми прослушиваются национальные песни, они и сами знают некоторые.
Чтобы определить представления детей о родном крае, нами был определен круг вопросов, включающих знания о республике, ее столице (г. Саранск), о республиканской символике, о людях, населяющих Мордовию, их языках, одежде, а также о знаменитых земляках. Нами учитывались мотивационный компонент (наличие познавательного интереса и желания к ознакомлению с этнической культурой и особенностями родного края) и когнитивный компонент (знания и представления об этнокультурной среде, в которой живет ребенок). Практически все осведомлены о том, в какой республике они живут и какой город является ее столицей. Дети без особого труда назвали, людей, каких национальностей живут в Мордовии (мордва - эрзя и мокша, русские, татары и пр.). Большинство детей имеют представление о нашей республике, природе нашего края: перечисляли большие реки, усвоили названия деревьев (береза, дуб, сосна) и животных (медведь, волк, олень) Мордовии, говорили на эту тему образно, приводили примеры из жизни, делились собственным опытом. Дошкольники с интересом слушают мордовские сказки и произведения мордовской детской литературы, легко перечисляет знаменитостей Мордовии. В группах созданы национальные уголки, где находится множество предметов национальной культуры: флаг и герб республики, национальная одежда, куклы в одежде народов разных национальностей: мордва, чуваши, башкиры, татары, русские, что сформировывает у детей представление о красоте и разнообразии костюмов этих народов. По отзывам воспитателей, родители положительно реагируют на данный вид работы.
Таким образом, формирование этнокультурных представлений проходит успешнее при целесообразном размещении экспонатов, доступности, эстетичности, научности, достоверности представленного краеведческого материала; при создании определенной позиции при взаимодействии ребенка с объектами родной природы, сверстниками и взрослыми; при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
Интерес к воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста многие годы прослеживался в педагогической науке и продолжает оставаться актуальной проблемой на сегодня. Трудолюбие рассматривается...
Развивающая среда ДОУ как условие формирования экологических представлений у дошкольников старшего возраста.
Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения: организации (предметно-пространственная, духовная); осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая)...
Опыт работы по теме «Социально - педагогические условия формирования здорового образа жизни дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район...
Статья на тему: "Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста".
Ермакова К.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста / К.В. Ермакова, Е.В. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и...
Педагогические условия формирования экологических представлений
Разработка пед. условии по экологическому образованию...
Педагогические условия формирования начальных представлений ЗОЖ у детей ст.дошк.возраста
Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным...