ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по математике на тему
Педагогические
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_usloviya_razvitiya_matematicheskih_predstavleniy_u_doshkolnikov.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В старшем дошкольном возрасте проблема развития элементарных математических представлений актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе.
Под формированием элементарных математических представлений многие авторы понимают целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Математические представления являются средством математического развития ребенка.
При постановке и реализации задач математического развития дошкольников учитывают:
- закономерности становления и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом;
- возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений;
- принцип преемственности в работе детского сада и школы.
Выделяют пять видов математических представлений: количественные, величинные, геометрические, пространственные и временные.
Среди задач по формированию элементарных математических представлений у детей выделяются главные, а именно:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка.
А.В. Белошистая формулирует актуальные задачи курса предматематической подготовки, ориентированной на развитие мышления и познавательных способностей старших дошкольников:
- обучение ребенка доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.);
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.);
- формирование и развитие пространственного мышления;
- формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления;
- формирование простейших графических умений и навыков;
- подготовка к изучению математики в начальной школе.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Одним из условия развития математических представлений у дошкольников является интеграция образовательных областей.
На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.
На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения. Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области [2].
Необходимыми педагогическими условиями математического развития старших дошкольников на основе интегрированного подхода являются:
- продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;
- рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;
- активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.
В нашем исследовании мы предполагаем, что формирование и развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции основных направлений (познавательного, речевого и физического) будет эффективным при реализации следующих условий:
- оптимальное сочетание практических, словесных и наглядных методов обучения для активизации мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям;
- решение в комплексе оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в обогащенной предметно-пространственной развивающей среде;
- взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса (педагоги – дети – родители).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно...
Педагогические основы развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, буквой); как прием, обо...
Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Однако трактовка целей и содержания этнокультурного воспитания неодинакова. Одна из этих целей, о чем пишут многие авторы, «социальное воспрои...
Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы
Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...
Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы
Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...
Развитие математических представлений у дошкольников на примере парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.
Презентация и текст к ней по теме: Развитие математических представлений у дошкольников на примере парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой....