Педагогические условия формирования начальных представлений ЗОЖ у детей ст.дошк.возраста
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми.
По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Поэтому особое внимание в дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять проблеме формирования представлений детей о ЗОЖ, совершенствованию системы профилактики заболеваемости, системы закаливания, выполнению режима дня, повышению двигательной активности, организации правильного питания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Забота о здоровье – это основной труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости ребенка зависит его духовная жизнь, составляющая мировоззрения, умственного развития, прочности знаний и веры в свои силы» В.А. Сухомлинский Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми [5] . По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому особое внимание в дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять проблеме формирования представлений детей о ЗОЖ, совершенствованию системы профилактики заболеваемости, системы закаливания, выполнению режима дня, повышению двигательной активности, организации правильного питания.
Здоровый образ жизни ЗОЖ – это деятельность человека направленная на укрепление своего здоровья и профилактику различных заболеваний. ЗОЖ является предпосылкой и фундаментом для достижения успеха во всех сферах существования человека. Важное значение имеет формирование ценностей ЗОЖ у ребенка, начиная с дошкольного возраста. Ценность – это то, чему человек осознанно назначает высокую цену, чем дорожит и ради чего готов жертвовать чем-то другим, платить усилиями, временем или деньгами [1]. Приучать детей к стремлению быть здоровыми нужно с первых лет жизни , приучая соблюдать требования культурно-гигиенических навыков. Этим элементарным вещам ребёнка обучают родители. По мере взросления детей к заботе об их здоровье подключаются педагоги ДОО.
В старшем дошкольном возрасте , как указывают А.Н. Леонтьев, С.Л . Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств , оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Именно поэтому формировать представления ЗОЖ у детей необходимо начинать на этом этапе дошкольного детства [ 9 ]. В старшем дошкольном возрасте нервные процессы обладают большой силой и подвижностью по сравнению с предшествующим возрастным периодом . Восприятие по своим психологическим характеристикам приближается к уровню взрослого человека [2]. Дети старшего дошкольного возраста: обобщают и самостоятельно формулируют простейшее правило, сохраняющее здоровье (дети ставят прививки, кушают витамины , моют руки, одеваются по погоде, делают зарядку, закаляются) уверенно называют части тела , их значение могут называть процессы, происходящие в организме, к примеру , принимая пищу, во время двигательной активности возникает потребность в самореализации и самовыражении устанавливают закономерные связи между поведением человека и уровнем его здоровья Особенности детей старшего дошкольного возраста
По мнению В.И. Андреева, педагогические условия — это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания , методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей [ 6 ]. Использование здоровьесберегающих технологий ДОО Организация системы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по вопросам формирования представлений о ЗОЖ у детей. Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста будет более результативным, если реализовать следующие педагогические условия:
Организация системы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по вопросам формирования представлений о ЗОЖ у детей. Согласно закону РФ «Об образовании» . В ст. 44 говорится: «Родители являются первыми педагогами ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. В помощь семье в воспитании детей действуют дошкольные учреждения» Следовательно все субъекты воспитательно –образовательного процесса действуют сообща , в рамках партнерства. Семья это источник и важное звено передачи ребенку социально-исторического опыта, семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, приобщения ребенка к жизни в обществе. Родители являются примером для своих детей, поэтому они должны знать все основы ЗОЖ и взаимодействовать с ДОО. Без тесного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное физическое развитие дошкольника.
эффективные формы работы с родителями
Н.К. Смирнов, как основоположник определения «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую базу здоровьесберегающей педагогики, как комплекс форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога [7] .
в алеологического просвещения родителей здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО.
Технологий сохранения и стимулирования здоровья Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика Гимнастика после сна
Технологии обучения ЗОЖ Утренняя гимнастика Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию Самомассаж Активный отдых
Взаимодействие с семьей играет важную роль в формировании представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Родители являются примером для своих детей, поэтому они должны знать все основы и взаимодействовать с дошкольной образовательной организацией. Исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов, в рамках формирования представлений о здоровом образе жизни. Использование современных здоровьесберегающих технологий имеет огромное значение в здоровьесбережении, оздоровлении, укреплении здоровья дошкольников, активно помогает ДОО в решении главных задач: повышает качество дошкольного образования, играет огромную роль в воспитании детей, в формировании представлений о ЗОЖ. Итак, можно сделать вывод:
Источники: 1. Барбашов,С.В . Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников Текст. : дис . д-ра пед . наук [Текст] / C.B. Барбашов . Омск, 2000. - 389 с. 2 . Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений [Текст] / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с . 3 . Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности: Методические рекомендации для педагогов с приложением на диске Под ред. Н.А. Вершининой . [Текст] / Коллектив авторов. СПБ: ООО «Р-КОПИ». – 44 с. 4 . Закон Российской Федерации "Об образовании" от 29.12.2012 года [Текст] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 / 5. Коломыченко С.С., Узянова И.М. "Здоровье. Опыт Освоения образовательной области. Старшая группа. Фгос . 6. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.-М.: Сфера 2009 [Текст]. -128с . 7 . Сластенин , В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш . учеб. заведений [Текст]/ В.А.Сластенин . – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с . 8. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция [Текст]/ Д.Н. Ушаков. М.: ООО «Дом славянской книги», 2008. - 960 с. 9 . Филиппов, В.Н. Человек в концепции современного научного познания: Учебное пособие по антропологии. [Текст]/ В.Н. Филиппов. - Барнаул:Изд-во БГПУ, 1997. 380 с . 10. Формирование представлений о здоровом образе... elib.cspu.ru›xmlui / bitstream / handle … Домрачева О.В…
Спасибо за внимание, будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста".
Ермакова К.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста / К.В. Ермакова, Е.В. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Однако трактовка целей и содержания этнокультурного воспитания неодинакова. Одна из этих целей, о чем пишут многие авторы, «социальное воспрои...
Педагогические условия формирования экологических представлений
Разработка пед. условии по экологическому образованию...
Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Учеными доказано, что определенный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности у выпускников детского сада во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе и особенности ...
Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Презентация "Педагогические условия формирования основ безапасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"...
"Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Процесс формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста не протекает стихийно. Лишь в специально созданных педагогических условиях под грамотным руководство...
план по формированию начальных представлений ЗОЖ у детей
План работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у воспитанников старшей группы....