Опыт работы по теме «Социально - педагогические условия формирования здорового образа жизни дошкольников»
методическая разработка на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район
«Социально - педагогические условия формирования
здорового образа жизни дошкольников»
Опыт работы воспитателя
Мелешиной Инны Владимировны
г. Тимашевск
2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_na_sayt.docx | 76.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя Мелешиной Инны Владимировны
«Социально - педагогические условия формирования
здорового образа жизни дошкольников»
Оглавление:
Введение | …………………………………………………………… | с. 3 | |
Глава 1. | Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………. | с. 5 | |
§ 1.1. | Междисциплинарный анализ понятия «здоровый образ жизни»…………………………………………… | с. 5 | |
§ 1.2. | Детское сообщество как среда жизнедеятельности дошкольника……………………………………. | с. 13 | |
Глава 2. | Осуществление работы по формированию здорового образа жизни дошкольника……………………. | с. 16 | |
§ 2.1. | Диагностика уровня сформированности основ культуры здорового образа жизни дошкольника…………………………………………. | с. 16 | |
§ 2.2. | Опыт формирования основ культуры здорового образа жизни дошкольников в сообществе сверстников……………………………………….… | ||
§ 2.3. | Особенности социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры здорового образа дошкольника………………… | с. 24 | |
Заключение | …………………………………………………………… | с. 31 | |
Приложения | …………………………………………………………… | с. 32 | |
Глоссарий …………………………………………………...................... Список литературы ……………………………………………………… | с. 62 с. 65 |
Введение.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
В последние десятилетия в Российской Федерации наблюдается неблагополучное состояние здоровья детей, о чем свидетельствуют данные, полученные в результате исследований специалистами Института возрастной физиологии. Здоровья не только физического, но и духовного. Огромной проблемой общества на современном этапе является снижение уровня социально-коммуникативного развития детей, духовно-нравственной основы, формируемой в семье.
По данным Всероссийской диспансеризации (осмотрено всего 30 млн. 400 тыс. детей), только 32,4% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% - имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), а 16,2% - хронические заболевания (III - IV - V группы здоровья).
Можно сделать вывод о том, что здоровье и здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Это говорит о том, что проблема раннего формирования ценностного отношения к здоровью и формирования здорового образа жизни дошкольников актуальна, своевременна и достаточно сложна. И только осуществление целенаправленной, систематической социально-педагогической деятельности, направленной на решение данной проблемы позволит надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически. Этот факт и лег в основу моего опыта работы.
Основная роль в формировании здорового образа жизни дошкольников отводится семье и образовательному учреждению. Только при их активном взаимодействии и тесном сотрудничестве социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни дошкольников будет наиболее эффективной.
Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья детей закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования: Конвенция ООН «О правах ребенка»; «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»; «Конституция РФ», Федеральные целевые программы: «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»; Письмо Министерства образования РФ «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция модернизации образования РФ, Федеральные государственные стандарты дошкольного образования и др.
В них в частности говорится о реализации первоочередных мер, направленных на изменение образа жизни подрастающего поколения: «В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих».
В связи со сложившейся ситуацией, правительством Российской Федерации были приняты национальные проекты «Образование» и «Здравоохранение», где особо подчеркивается необходимость повышения качества организации просветительной, лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Поэтому в последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.
Очевидно то, что проблема здоровья затрагивает все сферы человеческой жизни и деятельности, соответственно и решаться она должна комплексно. Поэтому формирование здорового образа жизни подрастающего поколения единое поле деятельности, общее для родителей, педагогов, возрастных физиологов, гигиенистов, психологов, врачей и других специалистов.
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
§ 1.1. Междисциплинарный анализ понятия «здоровый образ жизни».
Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический, социальный и педагогический аспекты. Последний из них, понимаемый как формирование у человека индивидуального способа вести здоровый образ жизни с самого раннего детства, по мнению ученых, имеет определяющее значение.
Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем применительно к любому человеку и к любому отрезку его жизненной биографии, а также к обществу в целом: здоровье общества, здоровье нации, здоровье подрастающего поколения.
В толковом словаре С.И.Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».
В большой медицинской энциклопедии уточняется, что речь идет об отсутствии «выраженных » болезненных состояний.
В российской педагогической энциклопедии определяется здоровье как «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений».
В настоящее время специалисты насчитывают от 80 до 300 определений здоровья. Эта сложность объясняется, с одной стороны, многоаспектностью и противоречивостью самого феномена человека, многообразием проявлений духовной и материальной жизни людей; с другой стороны, отличием исследовательских установок авторов.
С философской точки зрения, одно из определений здоровья звучит, как способность адаптироваться, приспосабливаться к все более содержательно богатой жизни во всё менее эволюционно благоприятной среде обитания.
Социологи выделили следующие основные социальные тенденции в определении понятия здоровье:
1. Здоровье — отсутствие болезней и обладание идеальным состоянием благополучия, которое зависит от хорошей физической конституции или рождения в определенном месте.
2. Здоровье — отсутствие болезней и обладание идеальным состоянием благополучия, зависит от поведения самого человека.
3. Здоровье — нечто динамичное, балансируемое, инструментально измеряемое и является показателем качества жизни. Окружающая среда присутствует как постоянный фактор.
4. Здоровье — способность к развитию.
5. В качестве пятой тенденции в понимании здоровья выдвигают концепцию многопричинной природы здоровья, объединяющей некоторые аспекты всех четырех тенденций, но с преимущественной ориентацией на способность человека к развитию. В такой модели человек не изолирован, а принадлежит обществу и окружающей среде, поэтому значимы как персональное поведение, так и изменение окружающей среды. Главной целью являются позитивные подходы и усвоение форм поведения, ориентированного на здоровье.
По мнению Г.Л. Апанасенко содержательная характеристика категории здоровья может быть получена только при глубоком анализе его компонентов.
Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, в котором «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов», можно сказать, что в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации зависят от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Таким образом, с медицинской точки зрения, термин «здоровье» трактуется как состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.
Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья:
- здоровье психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;
- здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру;
- здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
И.И. Брехман определяет здоровье как норму и гармонию генетического, физического, психосоциального состояния и развития индивида, рода (семьи), народа (популяции).
Своеобразие категории «здоровье» и практическая необходимость поиска специфических немедикаментозных методов и средств поддержания, сохранения и восстановления здоровья определили инициативу академика И.И. Брехмана поставить в научной печати вопрос о необходимости формирования новой отрасли научного знания о «здоровье здорового человека», не только вбирающего в себя известные науке и практике способы оздоровления и поддержания здоровья, но и основывающегося на методологии и теории, отличной от медицинской. Понятие «здоровье» является центральным в такой отрасли научного знания, как валеология.
По мнению валеологов, здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
В системе педагогических понятий здоровье трактуют, как центральное категориальное понятие концепции образования, в которой высшей целью педагогического процесса признается развитие неповторимой индивидуальности, сохранение и укрепление здоровья ребенка на основе усиления самоконтроля личности.
По мнению Р.В. Овчаровой, здоровье – это такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается необходимым внутренним миром конкретного человека.
Но наиболее полный анализ определения категории «здоровье» провел П.И. Калью. Доминирующими характеристиками в его определениях понятия здоровья являются следующие:
- Нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
- Динамичное равновесие организма и его функций с окружающей средой.
- Способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
- Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.
- Отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
- Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил.
Структура здорового образа жизни представляет собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека. Она включает следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и здоровьесберегающее (валеологическое) образование.
Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.
Культура здорового образа жизни (как элемент общей культуры человека) - это осознанное, ежедневное выполнение здоровьесберегающих норм и правил, умение предвидеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей. От уровня сформированности культуры здорового образа жизни в детстве зависит последующий образ жизни человека, степень реализации его личностного потенциала.
В последнее время как часть общей культуры человека также выделяется валеологическая культура - социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности.
Помимо этих основных компонентов в системе формирования здорового образа жизни многими учеными выделяется еще и воспитательно - образовательный компонент как детей, так и воспитателей, и родителей, в котором можно выделить следующие основные знания:
- о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;
- о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;
- о целенаправленном применении разнообразных форм физической культуры;
- о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
- об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
- об активной пропаганде по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества.
Сбалансированное и согласованное функционирование всех названных компонентов обеспечивает человеку душевное благополучие, интеллектуальную, производственную и творческую активность. Уровень здоровья зависит от характера взаимодействия внешних и внутренних факторов.
В итоге можно вывести следующее определение здорового образа жизни: здоровый образ жизни — это комплекс оздоровительных мероприятий,
форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности
личности, который проявляется в двигательной активности, зака-
ливающих процедурах, соблюдении режимов питания, сна, труда
и отдыха, отказе от вредных привычек, умении управлять собой,
своими эмоциями и своим здоровьем.
В результате анализа сформулированных учеными понятий здоровье и здоровый образ жизни, мы пришли к выводу о том, что здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности человека, который предполагает знание закономерностей и особенностей организма, выражается в заботливом отношении к своему физическому, психическому и нравственному состоянию, к здоровью других людей, в поведении, направленном на поддержание здоровья.
§ 1.2. Детское сообщество как среда жизнедеятельности старшего дошкольника.
Культура здорового образа жизни не может рассматриваться вне контекста культуры той среды, в которой человек живет.
Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья дошкольников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса - с другой.
Таким образом, здоровый образ жизни дошкольника имеет прямую зависимость от социальной среды, в которой он находится, а это, как правило, семья, детский сад (сверстники).
Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращение его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает нормы и ценностные ориентации социальной сферы, в которой он функционирует.
Стратегическая цель детского сада - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Ведущими задачами дошкольного образования в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Детский сад в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта ребенка, системно организованной воспитательной работы.
Педагог, наряду с традиционной функцией обучения и воспитания, выполняет такие функции как:
а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая;
б) социально-преобразующая;
в) социально-защитная;
г) здоровъесберегающая и реабилитационная;
д) кулътуропреемственная и культуротворческая.
Но современная ситуация требует усиления воспитательных, личностно-образующих функций детского сада, требует чтобы образовательное пространство было социально и личностно-развивающим. И одной из важнейших задач остается формирование здорового образа жизни и воспитание предпосылок сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольника.
В настоящее время в учебно-воспитательном процессе выделена группа факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:
• недостаточная двигательная активность;
• нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
• наличие вредных привычек;
• неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в детском сообществе.
В результате упомянутых выше причин здоровье современных дошкольников находится не на должном уровне. Для физически ослабленных, часто болеющих детей нахождение в большом детском коллективе вызывает необходимость изменения привычного поведения в связи с трансформацией режима дня, что является стрессовым фактором.
Поэтому на сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.
Свою деятельность детский сад направляет на:
- обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка;
- построение воспитательно-образовательной работы на основе медико-психолого-педагогического наблюдения за развитием ребенка;
Углубленная работа по данной теме на дошкольной ступени, позволяет решить задачи по приобщению детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечению эмоционального благополучия ребенка, развитию его положительного самоощущения; способности к творческому самовыражению; стимулированию коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитию компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включению детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и детьми разного возраста.
Специально созданная здоровьесберегающая образовательная среда
способствует снижению факторов риска в учебно-воспитательном процессе, реализации работы по формированию здорового образа жизни ребенка, эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному и эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности и здоровья. Это происходит, благодаря тесному взаимодействию педагогов и родителей.
Режим полного дня позволяет вовлекать детей в разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортивными играми.
Создание благоприятной психологической обстановки, развивающей предметной и двигательной среды, побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интересы и потребности в разнообразных формах жизнедеятельности.
Можно сделать вывод, что целенаправленная работа, теоретически, способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников, благодаря:
- учету возрастных особенностей дошкольников;
- режиму полного дня, так как деятельность детей в свободное время занятий организуется с учетом особенностей состояния их здоровья и интересов, и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических, познавательных, творческих, коммуникативных;
- возможности создания единого образовательного пространства и
здоровьесберегающей среды в ДОУ (Приложение №1).
Глава II. Осуществление работы по формированию здорового образа жизни дошкольника.
§ 2.1. Диагностика уровня сформированности основ культуры здорового образа жизни дошкольника.
Первым этапом нашей работы по формированию здорового образа жизни стало проведение диагностики, цель которой состояла в выявлении уровня сформированности основ культуры здорового образа жизни дошкольников 5-7 лет.
У дошкольника недостаточно сформирована волевая сфера, образ жизни ребенка в значительной мере определяется образом жизни его семьи, наличием или отсутствием в детском саду и дома необходимых условий для следования здоровому образу жизни. В связи с этим считаем малоэффективным исследование уровня сформированности эмоционально-волевого компонентов культуры здорового образа жизни в дошкольном возрасте. Наиболее полно у детей формируются мотивационно-ценностный, содержательно-операционный компоненты культуры здорового образа жизни.
Для диагностики уровня сформированности культуры здорового образа жизни были использованы три группы методик, каждая из которых направлена на выявление степени сформированности одного из компонентов.
В соответствии с классификацией, предложенной М.П. Осиповой, мною были выделены четыре уровня сформированности культуры здорового образа жизни.
Низкий уровень. У детей отсутствует понимание важности здорового образа жизни для реализации жизненной программы личности, не сформированы самостоятельные навыки выполнения основных гигиенических процедур, отсутствует понимание долга и ответственности за собственное здоровье, здоровье окружающих.
Средний уровень. У дошкольника четкое и правильное представление о сущности здоровья и здорового образа жизни, но здоровьесберегающее поведение недостаточно устойчиво проявляется в деятельности. Ребенок самостоятельно выполняет элементарные гигиенические нормы, проявляет заботу о здоровье членов своей семьи.
Высокий уровень. Ребенок осознает здравосозидательные цели. В структуре его ценностных ориентации здоровье занимает одно из важных мест, преобладают собственно здравосозидательные мотивы деятельности. Дошкольник свободно владеет специальной терминологией, доступной возрасту, умеет применять имеющиеся знания в конкретных ситуациях, объяснять взаимосвязь между образом жизни и состоянием здоровья. Высокий уровень сформированности культуры здорового образа жизни характеризуется овладением навыками гигиенического поведения, их систематическим применением в повседневной жизни.
Первая группа методик направлена на выявление уровня сформированности у дошкольников содержательно-операционного компонента культуры здорового образа жизни. Диагностику я провела с использованием таких методик: «Знания о здоровье», «Мое здоровье», «Гигиенические навыки». Также было проведено анкетирование родителей (Приложение № 2).
Методика «Знания о здоровье» позволила изучить уровень информированности старших дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитанникам предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком "+" те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными. Сумма набранных баллов определила уровень знаний о здоровом образе жизни. Я выявила, что дети подготовительной группы владеют знаниями о здоровье и здоровом образе жизни, хотя иногда их ответы были недостаточно полными и осознанными. Но большинство воспитанников, в результате анкетирования показали, что хорошо ориентируются в вопросах сферы здоровьесозидания. Низкий уровень информированности составил – 0%, средний уровень - 17,6 %, приемлемый уровень - 82,4 %, высокий – 0 %.
Методика «Гигиенические навыки» проводилась для выявления степени сформированности у детей навыков гигиенического поведения (мытье рук). В течение недели велось наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо. На основе показателей качества деятельности был сделан вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения. В результате низкий уровень сформированности – 0%, средний уровень составил -26 %, приемлемый – 64,8 %, высокий уровень – 8,8 %.
Анкетирование родителей детей позволило выявить представления родителей об умениях и навыках детей сохранять свое здоровье, а также оценить знания и умения родителей по укреплению здоровья дошкольника в семье. Мы сделали вывод о том, что родители имеют представления об умениях и навыках своих детей по сохранению здоровья, обладают знаниями по укреплению здоровья своих детей, но не всегда используют их в полной мере. В итоге: низкий уровень – 0%, средний уровень – 35,3 %, приемлемый уровень – 53 %, высокий уровень – 11,7 %.
После проведения второй группы методик, я получила результаты об уровне сформированности содержательно-операционного компонента культуры здорового образа жизни: низкий уровень – 0%, средний уровень составил -28,7 %, приемлемый – 61,8 %, высокий уровень – 9,5 %.
Вторая группа методик направлена на определение уровня сформированности рефлексивно-оценочный компонента. Диагностирование этого компонента отражает оценку результативности процесса формирования здоровья: физического, психического и нравственного. Были использованы методики «Физическое здоровье», «Психическое здоровье» и «Нравственное здоровье» (Приложение № 3).
Использование методики «Физическое здоровье» позволило оценить уровень физического здоровья дошкольников. Был проведен анализ медицинских карт, «Карт развития». К исследованию были привлечены родители, которым предлагалось оценить состояние здоровья их детей. Был проведен сравнительный анализ результатов оценок состояния здоровья детей врачами, родителями и самими ребятами. Это позволило сделать вывод об уровне физического здоровья детей, их умении адекватно его оценивать. Оценка состояния здоровья детей врачами (распределение по группам здоровья) составила: низкий уровень – 0%, средний уровень – 11,8 %, приемлемый уровень – 58,8 %, высокий уровень – 29,4 %. Родители оценивают физическое здоровье своих детей так: низкий уровень – 0%, средний уровень – 35,3 %, приемлемый уровень – 53 %, высокий уровень – 11,7 %. Результаты оценки состояния собственного здоровья детьми таковы: низкий уровень - 0%, средний уровень – 35,2 %, приемлемый уровень – 47,2 %, высокий уровень – 17,6 %.
В итоге, обобщив данные, полученные в ходе проведения данной методики, выявили, что: низкий уровень физического здоровья составил -0%, средний уровень – 27,7 %, приемлемый уровень – 53 % и высокий уровень – 19,6 %.
§ 2.2. Опыт формирования основ культуры здорового образа жизни старшего дошкольника.
Данные, полученные в ходе диагностического этапа исследования, послужили основанием для разработки плана формирования основ здорового образа жизни.
При разработке плана я опиралась на имеющийся опыт работы по формированию здорового образа жизни.
План-программа «Здоровый образ жизни» (Приложение № 4).
Цель программы:
Создание в группе целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для физического, психического и социального развития детей в соответствии с их возрастными индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Задачи программы:
- Содействовать осознанию (воспитателями, родителями, детьми) сущности здоровья, здорового образа жизни.
- Научить детей основам культуры здорового образа жизни.
- Помочь социально ответственным взрослым в формировании культуры здорового образа жизни детей.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня сформированности культуры здорового образа жизни дошкольников.
- Повышения уровня здоровья детей.
В качестве основных при создании план-программы выступили три группы принципов:
1. Системно-структурная группа принципов:
- непрерывность формирования навыков здорового образа жизни
в течение 1 года;
- повторение сведений, относящихся к проблемам здоровья, вредных привычек, безопасного поведения, при этом первичная информация должна быть элементарной, а затем расширяться за счет введения новых понятий, фактов и сведений; конкретность и доступность предполагает, что все сведения должны излагаться в соответствии с подготовленностью детей подготовительной к школе группе;
- оптимизация задач означает, что обучение основам культуры здорового образа жизни должно соотноситься с целями и задачами воспитания;
- системность включает разработку программ на основе системного анализа актуальной социальной ситуации в стране и состояния здоровья;
- стратегическая целостность определяет единую, целостную стратегию оздоровительно - профилактической деятельности;
- многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности.
2. Социальная группа принципов:
- деловитость предполагает деловое отношение к обсуждаемым проблемам;
- активная инициатива и опережение - детей трудно оградить от негативных воздействий социума, - поэтому лишь современные оздоровительно-профилактические программы способны исключить или, по крайней мере, смягчить их влияние;
- выработка индивидуальных и социальных установок – очень важно чтобы дети понимали, что здоровый образ жизни является проявлением межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности.
Также в основу план-программы "Здоровый образ жизни" был положен принцип взаимодействия, который предполагает построение воспитательного процесса таким образом, что обе его стороны – детский сад - семья - активны, деятельны; в их отношениях проявляются уважение и гуманизм.
Одним из главных правил формирования основ культуры здорового образа жизни, в процессе реализации данной программы явилось: лучше знать и уметь меньше, но хорошо, чем иметь поверхностные сведения по многим вопросам, связанным с совершенствованием здоровья.
Представленная план-программа «Здоровый образ жизни» состоит из трех разделов: «Я и мое здоровье», «Пути-дороги в мир здоровья» и «Опасно-безопасно».
Первый раздел программы «Я и мое здоровье» – направлен на формирование представлений у детей о нравственном аспекте здоровья, приобщение их к валеологической культуре, культуре здорового образа жизни. В процессе занятий ребята совершенствовали навыки гигиенического поведения, причем происходило это на базе усвоения элементарных анатомо-физиологических сведений.
Структуру этого раздела программы составляли три блока: «Познай себя и соблюдай правила для всех», «Уроки Знайки».
Задачи блока «Познай себя и соблюдай правила для всех» – создание условий для формирования потребности в познании и совершенствовании своего организма. Занятия этого блока способствовали накоплению детьми определенных знаний и навыков режима и гигиены питания. Поэтому в ходе практикума «Кто такой Барабек» я предлагала ребятам узнать о важности для здоровья соблюдения последовательности в употреблении продуктов питания, учили правильно составлять меню на каждый день. Дети не только в детском саду, но и дома принимали участие в оформлении стола к завтраку, обеду или ужину, учились пользоваться столовыми приборами – приобщались к культуре питания. Эстетический вид пищи, спокойная обстановка за столом, за которым собралась вся семья, помогали ребятам оставаться здоровыми, получать удовольствие от приема пищи.
Профилактика вредных пристрастий у детей представляет непростую задачу. На ребят слабо действуют беседы, нотации и увещевания воспитателей и родителей, так как «прогнозируемый от них вред представляется слишком далеким от настоящей жизни». По этой причине в работе с дошкольниками я опиралась на особенности их эмоционального реагирования и адекватные возрасту формы организации деятельности: игры, практикумы, инсценировки, выставки плакатов и др.
В этом возрасте у детей уже «сложилось умение соотносить свое поведение с требованиями старших, появились переживания морального характера», поэтому дела, объединенные в блок «Прочь, похитители здоровья!» (практикум «Черная метка», беседа «Серьезный разговор» и др.), я проводила модульно, в течение нескольких дней подряд. Основными требованиями к организации занятий были такие: атмосфера доброжелательности, доверительности, обязательное участие родителей, соблюдение анонимности в разговоре о вредных привычках и др.
Одна из самых частых причин пропусков– простуда. Поэтому я продолжили знакомить ребят с основными видами и правилами закаливания как наиболее действенного средства профилактики простудных заболеваний – блок «В единстве с природой». Как правило, о пользе закаливания дети уже знают, но я посчитала необходимым познакомить детей уже с более сложными закаливающими процедурами: принятием солнечных и воздушных ванн, контрастным душем, обтиранием, обливанием холодной водой и др. Этому способствовала атмосфера праздника «Солнце, воздух и вода!», опора на познавательный интерес в игре-путешествии «Где живут моржи?» и другие мероприятия. Дела, включенные в блок «В единстве с природой», я проводила в теплое время и холодное время года.
В работе с детьми я следовала принципу опоры на положительное в ребенке, старались подчеркивать его достоинства, создавать ситуацию успеха. Считаем важным говорить с детьми о закаливании потому, что оно не только оздоровляет ребенка, но и способствует выработке у него силы воли, целеустремленности, решительности и других ценных нравственных качеств.
Движение оказывает благотворное влияние на деятельность всех без исключения физиологических систем ребенка, а также развивает интеллект, повышает иммунитет и резервные возможности организма. Однако важно не просто использовать движения, следует обучать правильности их выполнения с учетом специфики возраста (динамика, объем нагрузок, соответствующие условия и др.).
Я продолжила работу по развитию двигательных умений и навыков реальный уровень знания воспитанниками основ безопасности жизни.
Одна из отличительных особенностей план-программы – рассмотрение нравственного аспекта здоровья. Участие в занятиях «Путь к здоровому сердцу», «Если мама заболела» и др. помогала ребятам осознать, что нравственные отношения между людьми – непременное условие достижения полноценного здоровья. Большое внимание уделялось и психическому здоровью детей. Психотехнические игры и упражнения способствовали усвоению ребятами приемов саморегуляции, учили наблюдать за реакциями своего организма, контролировать свои психоэмоциональные состояния.
Таким образом, чтобы реализовать цели программы, сформировать у детей культуру здорового образа жизни, я учитывала не только физиологический, психологический и нравственный аспекты здоровья.
В конце года была проведена повторная диагностика сформированности у детей основ культуры здорового образа жизни.
Так по итогам проведения социально-педагогической работы, я получила следующие результаты: детей с низким уровнем сформированности мотивационно-ценностного компонента культуры здорового образа жизни не выявлено, количество детей со средним уровнем понизилось на 5,6 %, с приемлемым уровнем - на 1,8 %, а количество дошкольников с высоким уровнем повысилось на 25 %. Полученные данные говорят о том, что у детей сформирована хорошая и высокая мотивация к здоровому образу жизни.
В итоге проведенной работы, я пришла к таким результатам: детей с низким уровнем сформированности рефлексивно-оценочного компонента культуры здорового образа жизни не выявлено, что говорит о результативности процесса формирования здоровья. Со средним уровнем стало на 8,1 % меньше, с приемлемым уровнем стало больше на 8,1 %, и количество детей с высоким уровнем сформированности данного компонента осталось прежним.
Результаты сформированности у дошкольников основ культуры здорового образа жизни, полученные в ходе повторной диагностики, в обобщенном виде следующие:
Таблица №2.
Компоненты культуры здорового образа жизни | Низкий уровень | Средний уровень | Приемлемый уровень | Высокий уровень | |||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | ||
Мотивационно-ценностный | 17,6 % | 0 % | 23,2 % | 17,6% | 50,4 % | 48,6% | 8,8 % | 33,8% | |
Содержательно-операционный | 0% | 0 % | 28,7 % | 10,3% | 61,8 % | 74,9% | 9,5 % | 14,8% | |
Рефлексивно-оценочный | 0% | 0 % | 23,7 % | 15,6% | 38,5 % | 46,6% | 37,8 % | 37,8% |
Полученные в ходе мониторинга результаты, свидетельствуют об эффективности социально-педагогической работы по формированию культуры здорового образа жизни.
§ 2.3. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры здорового образа жизни дошкольника.
Дети в дошкольном возрасте очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребенка все время пугать болезнями и несчастьями, то мы не разовьем у него желания быть здоровым, а вызовем постоянный страх перед болезнями. Ребенок должен расти с сознанием, что от его знаний, умений и навыков в области сохранения и укрепления своего здоровья зависит его будущее. У ребенка необходимо выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия. «Я знаю, где и как нужно переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие», - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.
Возможность формирования культуры здорового образа жизни зависит от потребностей ребенка. Иерархия потребностей огромна. Но весьма важно то, что они не существуют, изолировано друг от друга, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры ребенка, его знаний о действительности и отношения к ней.
Следовательно, мы можем влиять на их формирование и удовлетворение, а значит, и на состояние и развитие здоровья ребенка. Но для этого должны быть созданы необходимые условия. Я считаю, что такие условия могут быть созданы, если основное внимание будет уделено удовлетворению одной из основных потребностей ребенка в индивидуальном эмоционально-ценностном сопровождении развития его личности, в том числе и в ходе образовательной деятельности.
Данная потребность характеризуется возможностями удовлетворения составляющих ее содержание притязаний на внимание, признание, конструктивное общение, успешность в деятельности, уважение, поддержку, сотрудничество, проявление активности, самостоятельности и прочих.
Здоровый образ жизни является одним из ведущих принципов гуманистической образовательной системы. Несмотря на трудности сегодняшнего времени, воспитатель может и должна играть активную роль в укреплении здоровья детей и утверждении здорового образа жизни.
Формирование культуры здорового образа жизни - это побуждение ребенка к включению в повседневную жизнь различных форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.
Формирование культуры ЗОЖ - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств ребенка в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. При этом возникает необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка.
Кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных путях его укрепления. Я рекомендую при формировании здорового образа жизни демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей с учетом их конституциональных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов. Таких моделей, к сожалению, не очень часто ребенок может найти в семье. Поэтому воспитатель должна стать для такого ребенка «примером здоровья».
Основываясь на принципе функционального единства организма, обуславливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, важно, чтобы педагог был ориентирован на сохранение и укрепления не только физического и психического, но и социального здоровья ребенка.
Занятия по здоровому образу жизни несут, прежде всего, профилактическую функцию и требуют соблюдения определенных принципов, которые должны быть заложены в программе по здоровому образу жизни.
Прежде чем начать работу по созданию и стимулированию здорового образа жизни педагог для себя и своих воспитанников определяет принципы и методические правила, которым неукоснительно следует и приобщает к ним воспитанников.
Основные задачи деятельности педагогов образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни:
1. Формирование ценностного отношения к здоровью всех воспитанников педагогического процесса.
2. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников и их родителей.
3. Внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих здоровому образу жизни.
4. Отслеживание параметров личностного здоровья всех воспитанников педагогического процесса.
5. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.
Правильная организация выше указанных условий несет в себе огромную возможность для формирования культуры здорового образа жизни у детей.
1. Физкультурные занятия, занятия по валеологии и охране безопасности жизнедеятельности.
Пути оптимизации здоровья и формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста определены в программах, используемых на непосредственно-образовательной деятельности по физкультуре и охране безопасности жизнедеятельности: программа физического развития и укрепления здоровья детей Е.Н. Литвинова, М.Я. Виленского, Г.И. Погадаева, «Педагогика здоровья» под редакцией В. Касаткина и др.
Наряду с традиционными занятиями по физ. воспитанию, целесообразно проводить нетрадиционные занятия физкультурой, которые предполагают отличие от классической структуры занятия за счёт использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения занятий. Занятия в такой форме способствуют повышению интереса у детей к физическим упражнениям, занятиям физкультурой и спортом.
Варианты проведения физкультурных занятий:
- занятия по единому сюжету («Гуси-лебеди», «Золотой ключик», «Прогулка в лес», «В цирке», «Зоопарк», «Туристы»);
- круговая тренировка;
- занятия на тренажёрах: беговая дорожка - массажер «Колибри», эспандеры кистевые и резиновые, ролики гимнастические, диски здоровья, вело тренажер, дорожка «Лесенка» и другие;
- занятие, построенное на подвижных играх («Русские народные игры», «Казачьи гулянья», «Масленица»);
- занятие, построенное на музыкально-ритмических движениях;
- занятия с элементами спортивного ориентирования («Следопыты», «Секретный пакет», «Кладоискатели»);
- спортивно-развлекательные праздники: «Малые Олимпийские игры», «День прыгуна», «Осенние игры», «Неделя нескучного здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Праздник Нептуна», «День здоровья», «А ну-ка, мальчики» и др.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, которые ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Заложить основные навыки по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста помогает программа Р.В. Гофман «Знай и люби свое тело».
Цель занятий по валеологии: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей.
В своей работе педагогу необходимо ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми эффективна в случае, если строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Занятия, содержащие познавательный материал, соответствующие возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимы для развития навыков ребенка.
Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
- Физкультурно-оздоровительная работа.
Утренняя гимнастика, физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, восстановительная гимнастика, точечный массаж, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения на релаксацию целесообразно проводить с детьми ежедневно.
Задачи и содержание занятий определяются с учётом подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей детей.
Физкультурно-оздоровительная работа в теплое время года может осуществляться на спортивной площадке, мини стадионе, в плавательном бассейне.
Основные цели проведения игровых упражнений:
- обучение детей правильному дыханию;
- соблюдение профилактики простудных заболеваний;
- закаливание детей;
- подведение детей к сознательному умению быть здоровым,
- внимательным, чутким;
- учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;
- прививать необходимые умения проведения точечного массажа
Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. В процессе игры дети «плачут», «смеются», могут вволю покричать, свободно выражая свои эмоции, раскрепощены, они не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это просто игра, а в результате кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, обретают вновь утерянные, подчас под давлением взрослых, внутреннюю свободу, открытость, восприятие бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества в семью, делая взрослых добрее, мягче, светлее.
Работа ведется по разделам:
1.Гимнастика.
- Упражнения улучшения осанки.
- Психогимнастика.
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
4. Индивидуальная и дифференцированная работа.
Это личностно-ориентированный подход на занятиях дифференцированный подход при выполнении упражнений, выборе нагрузки и двигательной активности с учетом индивидуальных и физических особенностей детей, учет за состоянием здоровья детей.
Но самым главным в работе по укреплению и сохранению здоровья детей, является проведение физкультурных занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка, т.е. правильное определение степени нагрузки ребенка с учетом уровня физического развития, особенностей состояния его здоровья.
5. Домашние задания по физической культуре.
Закрепление и совершенствование двигательных навыков, умений, общеразвивающих упражнений (ОРУ) и основных видов движений (ОВД) под руководством родителей.
6. Активный отдых.
Спортивные праздники, развлечения, спортивные состязания, походы, подвижные игры и др.
7. Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Проведение прогулок с учетом двигательной активности детей, подвижные игры, использование физкультурного уголка в группах и навесах.
Оптимизация развития психологического здоровья будет позитивно сказываться и на физическом здоровье детей, ведь на своих занятиях педагог помогает детям научиться адекватно реагировать на окружение и адаптироваться в нем. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя» М.В. Карпенко, Е.В. Харламова, программа социального развития ребенка «Я – человек» и программа по социальному развитию Р.М. Чумичевой – вот необходимый арсенал, который поможет решить проблемы социальной адаптации детей.
Программы, направленные на социальное развитие способствуют: формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с доброй нравственной основой.
Необходимым условием формирования основ здорового образа жизни является то, что эта работа должна проводиться комплексно и систематически, в тесном сотрудничестве с родителями.
Заключение.
Современная жизнь создает много проблем и предъявляет повышенные требования к человеку и его здоровью.
В условиях общественной неустойчивости человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи и педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды.
Детство – период интенсивного и целенаправленного развития, процесс и путь формирования физического, интеллектуального духовного и социального совершенствования человека.
Поэтому учить здоровому образу жизни и воспитывать сознательное, ответственное отношение к своему здоровью необходимо начинать в дошкольном возрасте. Это возможно путем активного привлечения педагогов, родителей к организации и проведению совместной просветительной и оздоровительной работы в условиях семьи и ДОУ, а также путем создания необходимых социально-педагогических условий:
- проведение комплексной диагностики, позволяющей выявить уровень сформированности всех компонентов культуры здорового образа жизни дошкольника;
- разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексной программы по формированию здорового образа жизни с привлечением родителей;
- создание здоровьесберегающей среды, способствующей формированию здорового образа дошкольника.
Глоссарий.
Валеология – наука о здоровье, о механизмах сохранения и укрепления здоровья человека. Понятие «валеология» было введено И.И. Брехманом в 1980 г. Согласно его воззрениям, валеология синтезирует научные достижения биологии, медицины, психологии и других наук, внесших значительный вклад в сферу здоровья. Валеология объединяет физиологию, генетику, психологию, педагогику. Валеология изучает механизмы формирования, физиологического, психологического, социального развития и сохранения здоровья человека в условиях его жизнедеятельности, осуществляемой при значительных изменениях внешней и внутренней среды. Валеология также исследует резервы систем организма, возможности их компенсаторного взаимодействия для обеспечения устойчивой реализации и сохранения его генетических, физиологических, психологических и генеративных функций.
Вредные привычки – навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии. К ним относятся: курение, онанизм, навязчивые действия (теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за руки или пуговицу, поминутно отплевываться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты: «ну», «значит», «короче», и тому подобное, сосать палец, губы края одежды или постельного белья, вертеться, выдергивать волосы, грызть ногти, раскачивать головой или биться ею о подушку перед сном тому подобное.
Здоровье – состояние полного физического, морального, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенностью с окружающей средой.
Здоровье – способности адаптироваться, приспосабливаться ко все более содержательно богатой жизни во все менее эволюционно благоприятной среде обитания.
Здоровье – это такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается необходимым внутренним миром конкретного человека.
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Здоровый образ жизни – образ жизни, положительно влияющий на здоровья.
Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Здоровый образ жизни – активная деятельность, направленная в первую очередь на сохранение и улучшения здоровья. Типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивают тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политической, экономической и социально- психологической ситуации.
Иммунитет – это невосприимчивость к повторному заражению соответствующим возбудителем; он может сохраняться в течение нескольких месяцев или нескольких лет, в некоторых случаях - пожизненно.
Массаж – это механическое воздействие на различные участки поверхности тела человека. Массаж относиться к числу самых эффективных и достаточно простых методов расслабления и снятия стресса.
Образ жизни – это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека.
Образ жизни – интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире.
Образ жизни – система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Образ жизни – привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения.
Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
Режим – это четко установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающие у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.
Самовнушение – особое психическое состояние, вызываемое определенными ритуальными действиями, при котором восприятие память и поведение человека изменяется в соответствии с самовнушением.
Соматическое (биологическое, физическое) здоровье – это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.
Эмоции – субъективное переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе.
Литература:
- Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз». Автореферат докторской диссертации. Барнаул.
- Айзман Р.И. Психологическая и медицинская валеология – цели и задачи //Научно-практический журнал «Валеология».
- Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М.
- Апанасенко Г.Л. Валеология: первые шаги и ближайшие перспективы // Теория и практика физической культуры.
- Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология //Серия «Гиппократ». – Ростов н/Д: Феникс.
- Бандура, Бест, Влэнд и др.// Вопросы психологии №2.
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека»// Теория и практика физической культуры.- 1990.- №1.
- Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта».
- Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье, -2-е издание, доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт.
- Большая медицинская энциклопедия//Под редакцией. Б.В. Петровского. — 3-е изд. (В 30 т.) Т.8. — М.: Советская энциклопедия.
- Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия».
- Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов – М.: Флинта, Наука.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики.– М.: Политиздат.
- Вентцель К.Н. Как создать свободную школу. – М.
- Виленский М.Я. Здоровый образ жизни учащихся молодежи как условие культурной жизнедеятельности // Физическая культура - основа здорового образа жизни. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.
- Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры.
- Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
- Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры».
- Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа.
- Гаджиев Р.Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников: Автореф. дис. пед. наук. – М.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.– М.: Школа.
- Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование, педагогические проблемы валеологии. СПб: Издательство университета.
- Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под. Редакцией В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ».
- Дик Н.Ф., Белостоцкая Н.Ф. Школа полного дня: целый день идет игра: Игровые технологии обучения и воспитания в 3-4 классах в условиях введения стандартов второго поколения. – Ростов н/Дону: Феникс.
- Девиантное поведение // Под. ред. Рудакова Н.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Ростов-на-Дону, «Феникс».
- Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования ЗОЖ населения России //Теория и практика физической культуры.
- Демидова Е.В. Воспитание в прогимназии: – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры».
- Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика.
- Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Учеб. Пособие для студ. Сред. И высш. Пед. учеб. Заведений: 2-е изд. Стереотип – М.:Издательский центр «Академия».
- Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд., перераб. И доп., - СПб.: Акцидент.
- Загвяздинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Стрюков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей//Под. Ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России.
- Засорина Л.Н. Частотный словарь русского языка, издат-во Русский язык.
- Кучма В.Р., Барсукова Н.К, Храмцов П.И. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков // ж-л «Вестник образования». Министерство образования и науки РФ, Издательство «Про-Пресс».
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровье-сберегающих технологий // ж-л «Начальная школа», №11.
- Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация // ВНИИМИ.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – СПб.: Тип.О. Богданова.
- Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника»: пособие для учителя.- М.: Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"
Презентация к педсовету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье". Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...
Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...
Исследовательская работа "Педагогические условия формирования здорового образа жизни в семье дошкольника посредством проектной деятельности"
Исследовательская работа "Педагогические условия формирования здорового образа жизни в семье дошкольника посредством проектной деятельности"...
Статья "Педагогические условия формирования здорового образа жизни детей средней группы ДОУ"
+VНа сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными стандартами направление «физическое развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовате...
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни дошкольников»
Опыт работы«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни дошкольников»...
Опыт работы воспитателя по теме: "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий"
Опыт работы воспитателя по теме«Формирование здорового образа...
Выступление на семинаре ДОУ из опыта работы «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий»
Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка....