Опыт работы по теме «Социально - педагогические условия формирования здорового образа жизни дошкольников»
методическая разработка на тему

Мелешина Инна Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок»  муниципального образования Тимашевский район

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 «Социально - педагогические условия формирования

здорового образа жизни дошкольников»

                                                                                                           

Опыт работы воспитателя

Мелешиной Инны Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тимашевск

2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_na_sayt.docx76.31 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя  Мелешиной Инны Владимировны

«Социально - педагогические условия формирования

здорового образа жизни дошкольников»

Оглавление:

Введение

……………………………………………………………

с. 3

Глава 1.

Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….

с. 5

§ 1.1.

Междисциплинарный анализ понятия «здоровый образ жизни»……………………………………………

с. 5

§ 1.2.

Детское сообщество как среда жизнедеятельности дошкольника…………………………………….

с. 13

Глава 2.

Осуществление работы по формированию здорового образа жизни дошкольника…………………….

с. 16

§ 2.1.

Диагностика уровня сформированности основ культуры здорового образа жизни дошкольника………………………………………….

с. 16

§ 2.2.

Опыт формирования основ культуры здорового образа жизни дошкольников в сообществе сверстников……………………………………….…    

§ 2.3.

Особенности социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры здорового образа дошкольника…………………

с. 24

Заключение

……………………………………………………………

с. 31

Приложения

……………………………………………………………

с. 32

Глоссарий …………………………………………………...................... 

Список литературы ………………………………………………………      

с. 62

с. 65

Введение.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В последние десятилетия в Российской Федерации наблюдается неблагополучное состояние здоровья детей, о чем свидетельствуют данные, полученные в результате  исследований специалистами Института возрастной физиологии. Здоровья не только физического, но и духовного. Огромной проблемой общества на современном этапе является снижение уровня социально-коммуникативного развития детей, духовно-нравственной  основы, формируемой в семье.

По данным Всероссийской диспансеризации (осмотрено всего 30 млн. 400 тыс. детей), только 32,4% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% - имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), а 16,2% - хронические заболевания (III - IV - V группы здоровья).

Можно сделать вывод о том, что здоровье и здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Это говорит о том, что проблема раннего формирования ценностного отношения к здоровью и формирования здорового образа жизни  дошкольников актуальна, своевременна и достаточно сложна. И только осуществление целенаправленной, систематической социально-педагогической деятельности, направленной на решение данной проблемы позволит надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически. Этот факт и лег в основу моего опыта работы.

Основная роль в формировании  здорового образа жизни дошкольников отводится семье и образовательному учреждению. Только при их активном взаимодействии и тесном сотрудничестве социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни дошкольников будет наиболее эффективной.

Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья детей закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования: Конвенция ООН «О правах ребенка»; «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития  детей»; «Конституция РФ», Федеральные целевые программы: «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»; Письмо Министерства образования РФ «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция модернизации образования РФ, Федеральные государственные стандарты дошкольного  образования и др.

В них в частности говорится о реализации первоочередных мер, направленных на изменение образа жизни подрастающего поколения: «В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих».

В связи со сложившейся ситуацией, правительством Российской Федерации были приняты национальные проекты «Образование» и «Здравоохранение», где особо подчеркивается необходимость повышения качества организации просветительной, лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Поэтому в последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.

Очевидно то, что проблема здоровья затрагивает все сферы человеческой жизни и деятельности, соответственно и решаться она должна комплексно. Поэтому формирование здорового образа жизни подрастающего поколения единое поле деятельности, общее для родителей, педагогов, возрастных физиологов, гигиенистов, психологов, врачей и других специалистов.

Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей  дошкольного возраста.

§ 1.1. Междисциплинарный анализ понятия «здоровый образ жизни».

Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический, социальный и педагогический аспекты. Последний из них, понимаемый как формирование у человека индивидуального способа вести здоровый образ жизни с самого раннего детства, по мнению ученых, имеет определяющее значение.

Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем применительно к любому человеку и к любому отрезку его жизненной биографии, а также к обществу в целом: здоровье общества, здоровье нации, здоровье подрастающего поколения.

В толковом словаре С.И.Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

В большой медицинской энциклопедии уточняется, что речь идет об отсутствии «выраженных » болезненных состояний.

В российской педагогической энциклопедии определяется здоровье как «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений».

В настоящее время специалисты насчитывают от 80 до 300 определений здоровья. Эта сложность объясняется, с одной стороны, многоаспектностью и противоречивостью самого феномена человека, многообразием проявлений духовной и материальной жизни людей; с другой стороны, отличием исследовательских установок авторов.

С философской точки зрения, одно из определений здоровья звучит, как способность адаптироваться, приспосабливаться к все более содержательно богатой жизни во всё менее эволюционно благоприятной среде обитания.

Социологи выделили следующие основные социальные тенденции в определении понятия здоровье:

1. Здоровье — отсутствие болезней и обладание идеальным состоянием благополучия, которое зависит от хорошей физической конституции или рождения в определенном месте.

2. Здоровье — отсутствие болезней и обладание идеальным состоянием благополучия, зависит от поведения самого человека.

3. Здоровье — нечто динамичное, балансируемое, инструментально измеряемое и является показателем  качества жизни. Окружающая среда присутствует как постоянный фактор.

4. Здоровье — способность к развитию.

5. В качестве пятой тенденции в понимании здоровья  выдвигают  концепцию многопричинной природы здоровья, объединяющей некоторые аспекты всех четырех тенденций, но с преимущественной ориентацией на способность человека к развитию.  В такой модели человек не изолирован, а  принадлежит обществу и окружающей среде, поэтому значимы как персональное поведение, так и изменение окружающей среды. Главной целью являются позитивные подходы и усвоение форм поведения, ориентированного на здоровье.

По мнению Г.Л. Апанасенко содержательная характеристика категории здоровья может быть получена только при глубоком анализе его компонентов.

Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, в котором «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов», можно сказать, что в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации зависят от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Таким образом, с медицинской точки зрения, термин «здоровье» трактуется как состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья:

- здоровье психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние  и внутренние раздражители, умение уравновесить себя   с окружающей средой;

- здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру;

- здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет  место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и  максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

И.И. Брехман определяет здоровье как норму и гармонию генетического, физического, психосоциального состояния и развития индивида, рода (семьи), народа (популяции).

Своеобразие категории «здоровье» и практическая необходимость поиска специфических немедикаментозных методов и средств поддержания, сохранения и восстановления здоровья определили инициативу академика И.И. Брехмана поставить в научной печати вопрос о необходимости формирования новой отрасли научного знания о «здоровье здорового человека», не только вбирающего в себя известные науке и практике способы оздоровления и поддержания здоровья, но и основывающегося на методологии и теории, отличной от медицинской. Понятие «здоровье» является центральным в такой отрасли научного знания, как валеология.

По мнению валеологов,  здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

В системе педагогических понятий здоровье трактуют, как центральное категориальное понятие концепции образования, в которой высшей целью педагогического процесса признается развитие неповторимой индивидуальности, сохранение и укрепление здоровья ребенка на основе усиления самоконтроля личности.

По мнению Р.В. Овчаровой,  здоровье – это такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается необходимым внутренним миром конкретного человека.

Но наиболее полный анализ определения категории «здоровье» провел П.И. Калью. Доминирующими характеристиками в его определениях понятия здоровья являются следующие:

  • Нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
  • Динамичное равновесие организма и его функций с окружающей средой.
  • Способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
  • Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.
  • Отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.  
  • Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил.

Структура здорового образа жизни представляет собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека. Она включает следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и здоровьесберегающее (валеологическое) образование.

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Культура здорового образа жизни (как элемент общей культуры человека) - это осознанное, ежедневное выполнение здоровьесберегающих норм и правил, умение предвидеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей. От уровня сформированности культуры здорового образа жизни в детстве зависит последующий образ жизни человека, степень реализации его личностного потенциала.

В последнее время как часть общей культуры человека также выделяется    валеологическая культура - социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности.

Помимо этих основных компонентов в системе формирования здорового образа жизни многими учеными выделяется еще и воспитательно - образовательный компонент как детей, так и воспитателей, и родителей, в  котором  можно выделить следующие основные знания:

  • о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;
  • о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;
  • о целенаправленном   применении  разнообразных форм физической культуры;
  • о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
  • об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
  • об активной пропаганде  по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества.

Сбалансированное и согласованное функционирование всех названных компонентов обеспечивает человеку душевное благополучие, интеллектуальную, производственную и творческую активность. Уровень здоровья зависит от характера взаимодействия внешних и внутренних факторов.

В итоге можно вывести следующее определение здорового образа жизни: здоровый образ жизни — это комплекс оздоровительных мероприятий,
форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности
личности, который проявляется в двигательной активности, зака-
ливающих процедурах, соблюдении режимов питания, сна, труда
и отдыха, отказе от вредных привычек, умении управлять собой,
своими эмоциями и своим здоровьем.

 В результате анализа сформулированных учеными понятий здоровье и здоровый  образ жизни, мы пришли к выводу о том, что здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности человека, который предполагает знание закономерностей и особенностей организма, выражается в заботливом отношении к своему физическому, психическому и нравственному состоянию, к здоровью других людей, в поведении, направленном на поддержание здоровья.

§ 1.2.  Детское сообщество    как     среда     жизнедеятельности     старшего  дошкольника.

Культура здорового образа жизни не может рассматриваться вне контекста культуры той среды, в которой человек живет.

Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.

В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья дошкольников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса - с другой.

Таким образом, здоровый образ жизни дошкольника  имеет прямую зависимость от социальной среды, в которой он  находится, а это, как правило, семья, детский сад (сверстники).

Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращение его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает нормы и ценностные ориентации социальной сферы, в которой он функционирует.

Стратегическая цель детского сада - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Ведущими задачами дошкольного образования в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Детский сад в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта ребенка, системно организованной воспитательной работы.

Педагог, наряду с традиционной функцией обучения и воспитания, выполняет  такие функции как:

а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая;

б) социально-преобразующая;

в) социально-защитная;

г) здоровъесберегающая и реабилитационная;

д) кулътуропреемственная и культуротворческая.

Но современная ситуация требует усиления воспитательных, личностно-образующих  функций детского сада, требует чтобы образовательное пространство было социально и личностно-развивающим. И одной из важнейших задач остается формирование здорового образа жизни и воспитание предпосылок сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольника.

В настоящее время в учебно-воспитательном процессе выделена группа факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:

• недостаточная двигательная активность;

• нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;

• наличие вредных привычек;

• неблагоприятный психологический микроклимат  в семье и в детском сообществе.

   В результате упомянутых выше причин здоровье современных дошкольников находится не на должном уровне. Для физически ослабленных, часто болеющих детей нахождение в большом детском коллективе вызывает необходимость изменения привычного поведения в связи с трансформацией режима дня, что является стрессовым фактором.

Поэтому на сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.

Свою деятельность детский сад направляет на:

  •   обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка;
  •  построение воспитательно-образовательной работы на основе медико-психолого-педагогического наблюдения за развитием ребенка;

        Углубленная работа по данной теме  на дошкольной ступени, позволяет решить задачи по приобщению детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечению эмоционального благополучия ребенка, развитию его положительного самоощущения; способности к творческому самовыражению; стимулированию коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитию компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включению детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и детьми разного возраста.

        Специально созданная здоровьесберегающая образовательная среда

способствует снижению факторов риска в учебно-воспитательном процессе, реализации работы по формированию здорового образа жизни ребенка, эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному и эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности и здоровья. Это происходит, благодаря тесному взаимодействию педагогов и родителей.

Режим полного дня позволяет вовлекать детей в разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортивными играми.

Создание благоприятной психологической обстановки, развивающей предметной и двигательной среды, побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интересы и потребности в разнообразных формах  жизнедеятельности.

Можно сделать вывод, что целенаправленная работа, теоретически, способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников, благодаря:

- учету возрастных особенностей дошкольников;

-  режиму полного дня, так как деятельность детей в свободное время занятий   организуется с учетом особенностей состояния их здоровья и интересов, и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических, познавательных, творческих, коммуникативных;

- возможности создания единого образовательного пространства и

здоровьесберегающей среды в ДОУ (Приложение №1).

Глава II. Осуществление работы по формированию здорового образа жизни дошкольника.

§ 2.1. Диагностика уровня сформированности основ культуры здорового образа жизни дошкольника.

Первым этапом нашей работы по формированию здорового образа жизни стало проведение диагностики, цель которой состояла в выявлении уровня сформированности основ культуры здорового образа жизни дошкольников 5-7 лет.

У дошкольника недостаточно сформирована волевая сфера, образ жизни ребенка в значительной мере определяется образом жизни его семьи, наличием или отсутствием в детском саду и дома необходимых условий для следования здоровому образу жизни. В связи с этим считаем малоэффективным исследование уровня сформированности эмоционально-волевого компонентов культуры здорового образа жизни в дошкольном возрасте. Наиболее полно у детей формируются мотивационно-ценностный, содержательно-операционный компоненты культуры здорового образа жизни.

Для диагностики уровня сформированности культуры здорового образа жизни были использованы три группы методик, каждая из которых направлена на выявление степени сформированности одного из компонентов.

В соответствии с классификацией, предложенной М.П. Осиповой, мною были выделены четыре уровня сформированности культуры здорового образа жизни.

Низкий уровень. У детей отсутствует понимание важности здорового образа жизни для реализации жизненной программы личности, не сформированы самостоятельные навыки выполнения основных гигиенических процедур, отсутствует понимание долга и ответственности за собственное здоровье, здоровье окружающих.

Средний уровень. У дошкольника четкое и правильное представление о сущности здоровья и здорового образа жизни, но здоровьесберегающее поведение недостаточно устойчиво проявляется в деятельности. Ребенок самостоятельно выполняет элементарные гигиенические нормы, проявляет заботу о здоровье членов своей семьи.

Высокий уровень. Ребенок осознает здравосозидательные цели. В структуре его ценностных ориентации здоровье занимает одно из важных мест, преобладают собственно здравосозидательные мотивы деятельности. Дошкольник свободно владеет специальной терминологией, доступной возрасту, умеет применять имеющиеся знания в конкретных ситуациях, объяснять взаимосвязь между образом жизни и состоянием здоровья. Высокий уровень сформированности культуры здорового образа жизни характеризуется овладением навыками гигиенического поведения, их систематическим применением в повседневной жизни.

       Первая группа методик направлена на выявление уровня сформированности у дошкольников содержательно-операционного компонента культуры здорового образа жизни. Диагностику я провела  с использованием таких методик: «Знания о здоровье», «Мое здоровье», «Гигиенические навыки». Также было проведено анкетирование родителей (Приложение № 2).

         Методика «Знания о здоровье» позволила изучить уровень информированности старших дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитанникам предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком "+" те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными. Сумма набранных баллов определила уровень знаний о здоровом образе жизни. Я выявила, что дети подготовительной группы владеют знаниями о здоровье и здоровом образе жизни, хотя иногда их ответы были недостаточно полными и осознанными. Но большинство воспитанников, в результате анкетирования показали, что хорошо ориентируются в вопросах сферы здоровьесозидания. Низкий уровень информированности составил – 0%, средний уровень -  17,6 %, приемлемый уровень - 82,4 %, высокий – 0 %.

Методика «Гигиенические навыки» проводилась для выявления степени сформированности у детей навыков гигиенического поведения (мытье рук). В течение недели велось наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо. На основе показателей качества деятельности был сделан вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения. В результате низкий уровень сформированности – 0%, средний уровень составил -26 %, приемлемый – 64,8 %, высокий уровень – 8,8 %.

Анкетирование родителей детей позволило выявить представления родителей об умениях и навыках детей сохранять свое здоровье, а также оценить знания и умения родителей по укреплению здоровья дошкольника в семье. Мы сделали вывод о том, что родители имеют представления об умениях и навыках своих детей по сохранению здоровья, обладают знаниями по укреплению здоровья своих детей, но не всегда используют их в полной мере. В итоге: низкий уровень – 0%, средний уровень – 35,3 %, приемлемый уровень – 53 %, высокий уровень – 11,7 %.

После проведения второй группы методик, я получила результаты об уровне сформированности содержательно-операционного компонента культуры здорового образа жизни: низкий уровень – 0%, средний уровень составил -28,7 %, приемлемый – 61,8 %, высокий уровень – 9,5 %.

Вторая группа методик направлена на определение уровня сформированности рефлексивно-оценочный компонента. Диагностирование этого компонента отражает оценку результативности процесса формирования здоровья: физического, психического и нравственного. Были использованы методики «Физическое здоровье», «Психическое здоровье» и «Нравственное здоровье» (Приложение № 3).

Использование методики «Физическое здоровье» позволило оценить уровень физического здоровья дошкольников. Был проведен анализ медицинских карт, «Карт развития». К исследованию были привлечены родители, которым предлагалось оценить состояние здоровья их детей. Был проведен сравнительный анализ результатов оценок состояния здоровья детей врачами, родителями и самими ребятами. Это позволило сделать вывод об уровне физического здоровья детей, их умении адекватно его оценивать. Оценка состояния здоровья детей врачами (распределение по группам здоровья) составила: низкий уровень – 0%, средний уровень – 11,8 %, приемлемый уровень – 58,8 %, высокий уровень – 29,4 %. Родители оценивают физическое здоровье своих детей так: низкий уровень – 0%, средний уровень – 35,3 %, приемлемый уровень – 53 %, высокий уровень – 11,7 %. Результаты оценки состояния собственного здоровья детьми таковы: низкий уровень - 0%, средний уровень – 35,2 %, приемлемый уровень – 47,2 %, высокий уровень – 17,6 %.

В итоге, обобщив данные, полученные в ходе проведения данной методики, выявили, что: низкий уровень физического здоровья составил -0%, средний уровень – 27,7 %, приемлемый уровень – 53 % и высокий уровень – 19,6 %.

§ 2.2. Опыт формирования основ культуры здорового образа жизни старшего дошкольника.

Данные, полученные в ходе диагностического этапа исследования, послужили основанием для разработки  плана формирования  основ  здорового образа жизни.

При разработке плана я опиралась на имеющийся опыт работы по формированию здорового образа жизни.

План-программа  «Здоровый образ жизни» (Приложение № 4).

Цель программы:

Создание в группе целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для физического, психического и социального развития детей в соответствии с их возрастными индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Задачи программы:

  1. Содействовать осознанию (воспитателями, родителями, детьми) сущности здоровья, здорового образа жизни.
  2. Научить детей основам культуры здорового образа жизни.
  3. Помочь социально ответственным взрослым в формировании культуры здорового образа жизни детей.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение уровня сформированности культуры здорового образа жизни дошкольников.
  2. Повышения уровня здоровья детей.

В качестве  основных при создании план-программы выступили три группы принципов:

1. Системно-структурная группа принципов:

- непрерывность формирования навыков здорового образа жизни
в течение 1 года;

- повторение сведений, относящихся к проблемам здоровья, вредных привычек, безопасного поведения, при этом первичная информация должна быть элементарной, а затем расширяться за счет введения новых понятий, фактов и сведений; конкретность и доступность предполагает, что все сведения должны излагаться в соответствии с подготовленностью детей подготовительной к школе группе;

- оптимизация задач означает, что обучение основам культуры здорового образа жизни должно соотноситься с целями и задачами воспитания;

- системность включает разработку программ на основе системного анализа актуальной социальной ситуации  в стране и состояния здоровья;

- стратегическая целостность определяет единую, целостную стратегию оздоровительно - профилактической деятельности;

- многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности.

2. Социальная группа принципов:

- деловитость предполагает деловое отношение к обсуждаемым проблемам;

- активная инициатива и опережение - детей трудно оградить от негативных воздействий социума, - поэтому лишь современные оздоровительно-профилактические программы способны исключить или, по крайней мере, смягчить их влияние;

- выработка  индивидуальных и социальных установок – очень важно чтобы дети понимали,  что здоровый образ жизни является проявлением межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности.

Также в основу план-программы "Здоровый образ жизни" был положен принцип взаимодействия, который предполагает построение воспитательного процесса таким образом, что обе его стороны – детский сад - семья - активны, деятельны; в их отношениях проявляются уважение и гуманизм.

Одним из главных правил формирования основ культуры здорового образа жизни, в процессе реализации данной программы  явилось: лучше знать и уметь меньше, но хорошо, чем иметь поверхностные сведения по многим вопросам, связанным с совершенствованием здоровья.

 Представленная план-программа «Здоровый образ жизни» состоит из трех разделов: «Я и мое здоровье», «Пути-дороги в мир здоровья» и «Опасно-безопасно».

Первый раздел программы «Я и мое здоровье» –  направлен на формирование представлений у детей о нравственном аспекте здоровья, приобщение их к валеологической культуре, культуре здорового образа жизни. В процессе занятий ребята совершенствовали навыки гигиенического поведения, причем происходило это на базе усвоения элементарных анатомо-физиологических сведений.

Структуру этого раздела программы составляли  три блока: «Познай себя и соблюдай правила для всех», «Уроки Знайки».

Задачи  блока «Познай себя и соблюдай правила для всех» – создание условий для формирования потребности в познании и совершенствовании своего организма. Занятия этого блока способствовали накоплению детьми определенных знаний и навыков режима и гигиены питания. Поэтому  в ходе практикума «Кто такой  Барабек» я предлагала ребятам узнать о важности для здоровья соблюдения последовательности в употреблении продуктов питания, учили правильно составлять меню на каждый день. Дети не только в детском саду, но и дома принимали участие в оформлении стола к завтраку, обеду или ужину, учились пользоваться столовыми приборами – приобщались к культуре питания. Эстетический вид пищи, спокойная обстановка за столом, за которым собралась вся семья, помогали ребятам оставаться здоровыми, получать удовольствие от приема пищи.

Профилактика вредных пристрастий у детей представляет непростую задачу. На ребят слабо действуют беседы, нотации и увещевания воспитателей и родителей, так как «прогнозируемый от них вред представляется слишком далеким от настоящей жизни». По этой причине в работе с дошкольниками я опиралась на особенности их эмоционального реагирования и адекватные возрасту формы организации деятельности: игры, практикумы, инсценировки, выставки плакатов и др.

В этом возрасте у  детей уже «сложилось умение соотносить свое поведение с требованиями старших, появились переживания морального характера», поэтому дела, объединенные в блок «Прочь, похитители здоровья!» (практикум «Черная метка», беседа «Серьезный разговор» и др.), я  проводила модульно, в течение нескольких дней подряд. Основными требованиями к организации занятий  были такие: атмосфера доброжелательности, доверительности, обязательное участие родителей, соблюдение анонимности в разговоре о вредных привычках и др.

Одна из самых частых причин пропусков– простуда. Поэтому я продолжили знакомить ребят с основными видами и правилами закаливания как наиболее действенного средства профилактики простудных заболеваний – блок «В единстве с природой». Как правило, о пользе закаливания дети уже знают, но я посчитала необходимым познакомить детей уже с более сложными закаливающими процедурами: принятием солнечных и воздушных ванн, контрастным душем, обтиранием, обливанием холодной водой и др. Этому способствовала атмосфера праздника «Солнце, воздух и вода!», опора на познавательный интерес в игре-путешествии «Где живут моржи?» и другие мероприятия.  Дела, включенные в блок «В единстве с природой», я проводила  в теплое время и холодное время года.

В работе  с детьми я следовала принципу опоры на положительное в ребенке, старались подчеркивать его достоинства, создавать ситуацию успеха. Считаем важным говорить с детьми о закаливании потому, что оно не только оздоровляет ребенка, но и способствует выработке у него силы воли, целеустремленности, решительности и других ценных нравственных качеств.

Движение оказывает благотворное влияние на деятельность всех без исключения физиологических систем ребенка, а также развивает интеллект, повышает иммунитет и резервные возможности организма. Однако важно не просто использовать движения, следует обучать правильности их выполнения с учетом специфики возраста (динамика, объем нагрузок, соответствующие условия и др.).

Я продолжила работу по развитию  двигательных умений  и навыков реальный уровень знания воспитанниками основ безопасности жизни.

Одна из отличительных особенностей план-программы – рассмотрение нравственного аспекта здоровья. Участие в занятиях «Путь к здоровому сердцу», «Если мама заболела» и др. помогала ребятам осознать, что нравственные отношения между людьми – непременное условие достижения полноценного здоровья. Большое внимание уделялось и психическому здоровью детей. Психотехнические игры и упражнения способствовали усвоению ребятами приемов саморегуляции, учили наблюдать за реакциями своего организма, контролировать свои психоэмоциональные состояния.

Таким образом, чтобы реализовать цели программы, сформировать у детей культуру здорового образа жизни, я учитывала не только физиологический, психологический и нравственный аспекты здоровья.

В конце года  была проведена повторная диагностика сформированности у детей основ культуры здорового образа жизни.

Так по итогам проведения социально-педагогической работы, я получила следующие результаты: детей с низким уровнем сформированности мотивационно-ценностного компонента культуры здорового образа жизни не выявлено, количество детей со средним уровнем понизилось на 5,6 %, с приемлемым уровнем - на 1,8 %, а количество дошкольников с высоким уровнем повысилось  на 25 %.  Полученные данные говорят о том, что у детей сформирована хорошая и высокая мотивация к здоровому образу жизни.

В итоге проведенной работы, я пришла к таким результатам: детей с низким уровнем сформированности рефлексивно-оценочного компонента культуры здорового образа жизни не выявлено, что говорит о результативности процесса формирования здоровья. Со средним уровнем стало на 8,1 % меньше, с приемлемым уровнем стало больше на 8,1 %, и количество детей с высоким уровнем сформированности данного компонента осталось прежним.

Результаты сформированности у дошкольников основ культуры здорового образа жизни, полученные в ходе повторной  диагностики, в обобщенном виде следующие:

Таблица №2.

Компоненты

культуры здорового образа жизни

Низкий уровень

Средний уровень

Приемлемый уровень

Высокий

уровень

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Мотивационно-ценностный

17,6 %

0 %

23,2 %

17,6%

50,4 %

48,6%

8,8 %

33,8%

Содержательно-операционный

0%

0 %

28,7 %

10,3%

61,8 %

74,9%

9,5 %

14,8%

Рефлексивно-оценочный

0%

0 %

23,7 %

15,6%

38,5 %

46,6%

37,8 %

37,8%

Полученные в ходе мониторинга результаты, свидетельствуют об эффективности социально-педагогической работы по формированию культуры здорового образа жизни.

§ 2.3. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры здорового образа жизни дошкольника.

Дети в дошкольном возрасте очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребенка все время пугать болезнями и несчастьями, то мы не разовьем у него желания быть здоровым, а вызовем постоянный страх перед болезнями. Ребенок должен расти с сознанием, что от его знаний, умений и навыков в области сохранения и укрепления своего здоровья зависит его будущее. У ребенка необходимо выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия. «Я знаю, где и как нужно переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие», - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.

      Возможность формирования культуры здорового образа жизни зависит от потребностей ребенка. Иерархия потребностей огромна. Но весьма важно то, что они не существуют, изолировано друг от друга, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры ребенка, его знаний о действительности и отношения к ней.

Следовательно, мы можем влиять на их формирование и удовлетворение, а значит, и на состояние и развитие здоровья ребенка. Но для этого должны быть созданы необходимые условия. Я считаю, что такие условия могут быть созданы, если основное внимание будет уделено удовлетворению одной из основных потребностей ребенка в индивидуальном эмоционально-ценностном сопровождении развития его личности, в том числе и в ходе образовательной деятельности.

      Данная потребность характеризуется возможностями удовлетворения составляющих ее содержание притязаний на внимание, признание, конструктивное общение, успешность в деятельности, уважение, поддержку, сотрудничество, проявление активности, самостоятельности и прочих.

      Здоровый образ жизни является одним из ведущих принципов гуманистической образовательной системы. Несмотря на трудности сегодняшнего времени, воспитатель может и должна играть активную роль в укреплении здоровья детей и утверждении здорового образа жизни.

Формирование культуры здорового образа жизни - это побуждение ребенка к включению в повседневную жизнь различных форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья  привычек, овладение знаниями,  на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.

Формирование культуры ЗОЖ - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств ребенка в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. При этом возникает необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка.

      Кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных  путях его укрепления. Я рекомендую при формировании здорового образа жизни демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей с учетом их конституциональных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов. Таких моделей, к сожалению, не очень часто ребенок может найти в семье.  Поэтому воспитатель должна стать для такого ребенка «примером здоровья».

Основываясь на принципе функционального единства организма, обуславливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, важно, чтобы педагог был ориентирован на сохранение и укрепления не только физического и психического, но и социального здоровья ребенка.

Занятия по здоровому образу жизни несут, прежде всего, профилактическую функцию и требуют соблюдения определенных принципов, которые должны быть заложены в программе по здоровому образу жизни.

Прежде чем начать работу по созданию и стимулированию здорового образа жизни педагог для себя и своих воспитанников определяет принципы и методические правила, которым неукоснительно следует и приобщает к ним воспитанников.

Основные задачи деятельности  педагогов образовательного учреждения  по формированию здорового образа жизни:

1. Формирование ценностного отношения к здоровью всех воспитанников педагогического процесса.

2. Формирование  культуры здорового образа жизни воспитанников и их родителей.

3. Внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих здоровому образу жизни.

4. Отслеживание параметров личностного здоровья всех воспитанников педагогического процесса.

5. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.

      Правильная организация выше указанных условий несет в себе огромную возможность для формирования культуры здорового образа жизни у детей.

1. Физкультурные занятия, занятия по валеологии и охране безопасности жизнедеятельности.

Пути оптимизации здоровья и формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста определены в программах,  используемых на непосредственно-образовательной деятельности по физкультуре и охране безопасности жизнедеятельности: программа физического развития и укрепления здоровья детей Е.Н. Литвинова, М.Я. Виленского, Г.И. Погадаева, «Педагогика здоровья» под редакцией В. Касаткина и др.

Наряду с традиционными занятиями по физ. воспитанию, целесообразно проводить нетрадиционные занятия физкультурой, которые предполагают отличие от классической структуры занятия за счёт использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения занятий. Занятия в такой форме способствуют повышению интереса у детей к физическим упражнениям, занятиям физкультурой и спортом.

Варианты проведения физкультурных занятий:

  • занятия по единому сюжету («Гуси-лебеди», «Золотой ключик», «Прогулка в лес», «В цирке», «Зоопарк», «Туристы»);
  • круговая тренировка;
  • занятия на тренажёрах: беговая дорожка - массажер «Колибри», эспандеры кистевые и резиновые, ролики гимнастические, диски здоровья, вело тренажер, дорожка «Лесенка» и другие;
  • занятие, построенное на подвижных играх («Русские народные игры», «Казачьи гулянья», «Масленица»);
  • занятие, построенное на музыкально-ритмических движениях;
  • занятия с элементами спортивного ориентирования («Следопыты», «Секретный пакет», «Кладоискатели»);
  • спортивно-развлекательные праздники: «Малые Олимпийские игры», «День прыгуна», «Осенние игры», «Неделя нескучного здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Праздник Нептуна», «День здоровья»,  «А ну-ка, мальчики» и др.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, которые ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Заложить основные навыки по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста помогает программа Р.В. Гофман «Знай и люби свое тело».

Цель занятий по валеологии: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей.

В своей работе педагогу необходимо ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми эффективна в случае, если строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Занятия, содержащие познавательный материал, соответствующие возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимы для развития навыков ребенка.

Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

  1. Физкультурно-оздоровительная работа.

Утренняя гимнастика, физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, восстановительная гимнастика, точечный массаж, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения на релаксацию целесообразно проводить с детьми ежедневно.

Задачи и содержание занятий определяются с учётом подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей детей.

Физкультурно-оздоровительная работа в теплое время года может осуществляться на спортивной площадке, мини стадионе, в плавательном бассейне.

Основные цели проведения игровых упражнений:

  • обучение детей правильному дыханию;
  • соблюдение профилактики простудных заболеваний;
  • закаливание детей;
  • подведение детей к сознательному умению быть здоровым,    
  • внимательным, чутким;
  • учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;
  • прививать необходимые умения проведения точечного массажа

Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. В процессе игры дети «плачут», «смеются», могут вволю покричать, свободно выражая свои эмоции, раскрепощены, они не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это просто игра, а в результате кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки дети, рожденные самыми совершенными существами на Земле, обретают вновь утерянные, подчас под давлением взрослых, внутреннюю свободу, открытость, восприятие бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества в семью, делая взрослых добрее, мягче, светлее.

Работа ведется по разделам:

1.Гимнастика.

  1. Упражнения улучшения осанки.
  2. Психогимнастика.
  3. Дыхательная и  артикуляционная гимнастика.

4. Индивидуальная и дифференцированная работа.

Это личностно-ориентированный подход на занятиях дифференцированный подход при выполнении упражнений, выборе нагрузки и двигательной активности с учетом индивидуальных и физических особенностей детей, учет за состоянием здоровья детей.

Но самым главным в работе по укреплению и сохранению  здоровья детей, является проведение физкультурных занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка, т.е. правильное определение степени нагрузки  ребенка с учетом уровня физического развития, особенностей состояния его здоровья.

5.  Домашние задания по физической культуре.

Закрепление и совершенствование двигательных навыков, умений, общеразвивающих упражнений (ОРУ) и основных видов движений (ОВД)  под руководством родителей.

6. Активный отдых.

Спортивные праздники, развлечения, спортивные состязания, походы, подвижные игры  и др.

7.  Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Проведение прогулок с учетом двигательной активности детей, подвижные игры, использование физкультурного уголка в группах и навесах.

Оптимизация развития психологического здоровья будет позитивно сказываться и на физическом здоровье детей, ведь на своих занятиях педагог помогает детям  научиться адекватно реагировать на окружение и адаптироваться в нем. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя» М.В. Карпенко, Е.В. Харламова, программа социального развития ребенка «Я – человек» и программа по социальному развитию Р.М. Чумичевой – вот необходимый арсенал, который поможет решить проблемы социальной адаптации детей.

 Программы, направленные на социальное развитие способствуют: формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с доброй нравственной основой.  

Необходимым условием формирования основ здорового образа жизни является то, что эта работа должна проводиться комплексно и систематически, в тесном сотрудничестве с родителями.

Заключение.

Современная жизнь создает много проблем и предъявляет повышенные требования к человеку и его здоровью.

В условиях общественной неустойчивости человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи и педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. 

Детство – период интенсивного и целенаправленного развития, процесс и путь формирования физического, интеллектуального духовного и социального совершенствования человека.

Поэтому учить здоровому образу жизни и воспитывать сознательное, ответственное отношение к своему здоровью необходимо начинать в дошкольном возрасте. Это возможно путем активного привлечения педагогов, родителей к организации и проведению совместной просветительной и оздоровительной работы в условиях семьи и ДОУ, а также  путем создания необходимых социально-педагогических условий:

- проведение комплексной диагностики, позволяющей выявить уровень сформированности всех компонентов культуры здорового образа жизни дошкольника;

- разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексной программы по формированию здорового образа жизни с привлечением родителей;

- создание здоровьесберегающей среды, способствующей формированию здорового образа дошкольника.

Глоссарий.

Валеология – наука о здоровье, о механизмах сохранения и укрепления здоровья человека. Понятие «валеология» было введено И.И. Брехманом в 1980 г. Согласно его воззрениям, валеология синтезирует научные достижения биологии, медицины, психологии и других наук, внесших значительный вклад в сферу здоровья. Валеология объединяет физиологию, генетику, психологию, педагогику. Валеология изучает механизмы формирования, физиологического, психологического, социального развития и сохранения здоровья человека в условиях его жизнедеятельности, осуществляемой при значительных изменениях внешней и внутренней среды. Валеология также исследует резервы систем организма, возможности их компенсаторного взаимодействия для обеспечения устойчивой реализации и сохранения его генетических, физиологических, психологических и генеративных функций.

Вредные привычки – навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии. К ним относятся: курение, онанизм, навязчивые действия (теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать,  хватать собеседника за руки или пуговицу, поминутно отплевываться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты: «ну», «значит», «короче», и тому подобное, сосать палец, губы края одежды или постельного белья, вертеться, выдергивать волосы, грызть ногти, раскачивать головой или биться ею о подушку перед сном тому подобное.  

Здоровье – состояние полного физического, морального, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенностью с окружающей средой.

Здоровье – способности адаптироваться, приспосабливаться ко все более содержательно богатой жизни во все менее эволюционно благоприятной среде обитания.

Здоровье – это такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается необходимым внутренним миром конкретного человека.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровый образ жизни – образ жизни, положительно влияющий на здоровья.

Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

Здоровый образ жизни – активная деятельность, направленная в первую очередь на сохранение и улучшения здоровья. Типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивают тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политической, экономической и социально- психологической ситуации.

Иммунитет – это невосприимчивость к повторному заражению соответствующим возбудителем; он может сохраняться в течение нескольких месяцев или нескольких лет, в некоторых случаях - пожизненно.

Массаж – это механическое воздействие на различные участки поверхности тела человека. Массаж относиться к числу самых эффективных и достаточно простых методов расслабления и снятия стресса.

Образ жизни – это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека.

Образ жизни – интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире.

Образ жизни – система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Образ жизни – привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения.

Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

Режим – это четко установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающие у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

Самовнушение – особое психическое состояние, вызываемое определенными ритуальными действиями, при котором восприятие память и поведение человека изменяется в соответствии с самовнушением.

Соматическое (биологическое, физическое) здоровье – это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.

Эмоции – субъективное переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе.

Литература:

  1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз». Автореферат докторской диссертации. Барнаул.
  2. Айзман Р.И. Психологическая и медицинская валеология – цели и задачи //Научно-практический журнал «Валеология».
  3. Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М.
  4. Апанасенко Г.Л. Валеология: первые шаги и ближайшие перспективы // Теория и практика физической культуры.
  5. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология //Серия «Гиппократ». – Ростов н/Д: Феникс.
  6. Бандура, Бест, Влэнд и др.// Вопросы психологии №2.
  7. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека»// Теория и практика физической культуры.- 1990.- №1.
  8. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта».
  9. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье, -2-е издание, доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт.
  10. Большая медицинская энциклопедия//Под редакцией. Б.В. Петровского. — 3-е изд. (В 30 т.) Т.8. — М.: Советская энциклопедия.
  11. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия».
  12. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов – М.: Флинта, Наука.
  13. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики.– М.: Политиздат.
  14. Вентцель К.Н. Как создать свободную школу. – М.
  15. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни учащихся молодежи как условие культурной жизнедеятельности // Физическая культура - основа здорового образа жизни. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.
  16. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры.
  17. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
  18. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры».
  19.  Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации   преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа.
  20. Гаджиев Р.Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников: Автореф. дис. пед. наук. – М.
  21. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.– М.: Школа.
  22. Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование, педагогические проблемы валеологии. СПб: Издательство университета.
  23. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под. Редакцией  В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ».
  24. Дик Н.Ф., Белостоцкая Н.Ф. Школа полного дня: целый день идет игра: Игровые технологии обучения и воспитания в 3-4 классах в условиях введения стандартов второго поколения. – Ростов н/Дону: Феникс.
  25. Девиантное поведение // Под. ред. Рудакова Н.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Ростов-на-Дону, «Феникс».
  26. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования ЗОЖ населения России //Теория и практика физической культуры.
  27. Демидова Е.В. Воспитание в прогимназии: – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры».
  28. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика.
  29. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Учеб. Пособие для студ. Сред. И высш. Пед. учеб. Заведений: 2-е изд. Стереотип – М.:Издательский центр «Академия».
  30. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд., перераб. И доп., - СПб.: Акцидент.
  31. Загвяздинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Стрюков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей//Под. Ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России.
  32. Засорина Л.Н. Частотный словарь русского языка, издат-во Русский язык.
  33. Кучма В.Р., Барсукова Н.К, Храмцов П.И. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков // ж-л «Вестник образования». Министерство образования и науки РФ, Издательство «Про-Пресс».
  34. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровье-сберегающих технологий // ж-л «Начальная школа», №11.
  35. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация // ВНИИМИ.
  36. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – СПб.: Тип.О. Богданова.
  37. Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника»: пособие для учителя.- М.: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогическому совету "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников"

Презентация к педсовету  "Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников". ОО "Здоровье".  Раскрыто понятие ЗОЖ. Значение питания в формировании ЗОЖ дошкольников. ...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Исследовательская работа "Педагогические условия формирования здорового образа жизни в семье дошкольника посредством проектной деятельности"

Исследовательская работа "Педагогические условия формирования здорового образа жизни в семье дошкольника посредством проектной деятельности"...

Статья "Педагогические условия формирования здорового образа жизни детей средней группы ДОУ"

+VНа сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными стандартами направление «физическое развитие» занимает  ведущее  место  в  воспитательно-образовате...

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни дошкольников»

Опыт работы«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни дошкольников»...

Выступление на семинаре ДОУ из опыта работы «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий»

Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка....