Актуальность музейной педагогики в ДОУ
учебно-методический материал (старшая группа)

Дворкина Марина Наильевна

В настоящее время музейная педагогика является инновационной технологией в дошкольном образовании,которая приобщает детей к культуре русского народа через обычаи, праздники, традиции, прививает любовь к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_muzeynoy_pedagogiki.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 г. Челябинска»

454015, г. Челябинск, ул. Шагольская I квартал, 6 «б», тел: 8(351)283-07-26

madou.50@mail.ru

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ  через  КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ СВОЕГО НАРОДА

с детьми старшего возраста

Актуальность музейной педагогики

В настоящее время музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания решает ряд задач: - воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;

- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

- освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

  •          У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  •          Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  •          У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

При организации мини-музея в детском саду решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Задачи:

1.Познакомить дошкольников с культурой русского народа с жилищем , предметами быта, орудиями труда, одеждой,  национальными блюдами, обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным  творчеством и искусством.

2.Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине( к русской культуре, русскому языку,  природе и тд). Реализовать идею активного воспитания гражданина России, взаимодействуя с семьей воспитанника.

3.Развивать творческие и познавательные способности детей путем совместной работы ДОУ и родителей.

Формы работы:  интерактивные занятия, посещение музея, познавательные беседы, праздничные посиделки, оформление выставки, творческая продуктивная  и игровая деятельность детей , работа с родителями.

Методы и приемы:  интерактивные игры, наглядные , словесные, практические, упражнения, экспериментирование, проектирование, ИКТ –технологии( проекты, газеты, буклеты).

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Программные задачи

Творческая часть

сентябрь

Подготовка плана на учебный год , создание презентации «Русская Изба».  Оформление стендов и полочек предметами домашнего обихода.

Открытие «Русской Избы»

октябрь

Русская Изба

Экскурсия детей в  «Русскую Избу», показ презентации . Рассказать детям, как жили в избе, какими предметами домашнего обихода пользовались .       (обзорная по всей избе)

Теремок

Знакомить с традиционно - бытовой культурой русского народа ( с мини-музеем). Знакомство с жилищем наших предков, традициям строительства избы. Расширять словарный запас: изба, сруб, рубить, конек, крыльцо. Воспитывать уважение мастерством человеческих рук.

Рисование «Изба»

Ноябрь

Печь - кормилица

«Изба: внутри – печь» - обозначить значение печи: рассказать детям, что печь обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, спали и лечились.

Лепка из соленого теста «Пирожки»

Ходит сон близ     окон…

Знакомить со старинным предметом- колыбелькой.  Активизировать в речи слова: колыбелька, люлька. Развивать интерес к песням, потешкам.

Разучивание колыбельной песенки

Декабрь

Из прошлого ложки

Знакомить с кухонной утварью, ее возникновением и использованием. Развивать интерес к ремеслам наших предков

Роспись ложек

Январь

Пришла Коляда, отворяй ворота  

Знакомить с праздником народного календаря. Развивать активный и пассивный словарь  на  основе полученных знаний о народных праздниках.

Проведение театрального мероприятия «Коляда»

Февраль

Народная игрушка

Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, изготовлении игрушки из дерева.(Богородская, семеновская, потешный промысел)

Мастерская по изготовлению и украшению игрушки

Госпожа Масленица

Знакомить с обрядовым праздником Масленица. Воспитывать интерес   к традициям русского народа

Театрализованное представление «Масленица»

Март

Народная игрушка – кукла-самокрутка

Знакомить с процессом куклы – самокрутки. Развивать интерес к народной игрушке

Изготовление куклы - самокрутки

Потешный промысел наших предков

Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров. Расширять словарный запас: дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская  игрушка.

Лепка из соленого теста

Апрель

Великий праздник - Пасха

Знакомить с праздником Пасха, ее обычаями, традициями. Воспитывать уважение к народным традициям

Раскрашивание пасхальных яиц

Прялка

Знакомить с народным видом рукоделия – прядением. Закреплять полученную информацию в играх.

Плетение пояса из нитей

Май

Эх, русская душа!

Знакомить детей с устным народным творчеством: потешками, небылицами, считалками. Воспитывать интерес к малым формам фольклора

Музыкальное развлечение с русскими хороводными песнями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...