ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pavlova_lena_isprav.docx21.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павлова Л.М., Иванова М.К.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова, Якутск, Россия

FOLKLORE AS A MEANS OF DEVELOPING MUSICAL ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

Pavlova L.M., Ivanova M.K.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое.

М.И. Калинин пишет о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Цель исследования нашего исследования заключается в выявлении эффективности фольклора как средства развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:

  • проявление музыкальной впечатлительности малыша;
  • характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;
  • потребность в музыкальных впечатлениях;
  • проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).

Таким образом, основной признак ранней детской музыкальности - доминирующая роль музыки в жизни ребенка. Структуру музыкальных способностей, помимо эмоционально-перцептивного компонента [с.384, 7], составляют познавательные музыкальные способности (сенсорные и интеллектуальные)[с. 231, 6].

К основным процессам музыкальной памяти относятся запоминание материала, узнавание и воспроизведение. Благодаря памяти определяются музыкальные темы и произведения при повторном их исполнении, воспроизводятся отдельные интонации, мелодические обороты и произведения в целом. Музыкальное воображение - это необходимый элемент творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, оно делится на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение дает возможность мысленно представить мелодию или произведение. Воображение опирается на предшествующий музыкально-слуховой опыт.

Каждая из этих способностей в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве.

          Детский фольклор - неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой - собственно детское творчество. Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов - ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики.

Развивая на занятиях музыкальные способности детей через приобщение детей к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.

Воспитатель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только  спустя некоторое время, задать им вопросы.

Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере  исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.

Занятия должны проводиться в различных формах. Это и тематические занятия, занятия-праздники, занятия-концерты, занятия-экскурсии, занятия отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д. Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Методические приемы:

- наглядный, словесный, практический;

- беседы с детьми;

- наблюдение за природой;

- слушание русских народных песен, сказок;

- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;

- инсценировки песен и малых фольклорных форм;

- ручной труд.

При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.

В прослушивании музыкальных произведений на занятии подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки - потешки, песенки - пестушки, заклички, скороговорки, для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют точнее передать, а, следовательно, и освоить национальную народную характерность самовыражения.

Литература:

  1. Михайлова,  М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – М., 2005. – 397 с.
  2. Науменко, Г. Русское народное детское музыкальное творчество. – М., Советский композитор, 1988. – 289 с.
  3. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. – М., 1997. – 97 с.
  4. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель.- 2005.-№3. – 367 с.
  5. Тарасова, К. Б. Детское творчество. – М., 2011. – 197 с.
  6. Тарасова, К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности //Музыкальный руководитель.- 2009.- №5. – 231 с.
  7. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 384 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"

Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет...

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...

«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного  народного творчества....