Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"
план-конспект занятия по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кузнецова Ольга Валентиновна

Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc63.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Волшебный сундучок домовенка: Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Форма НОД: Доминантное занятие. Открытый показ с детьми подготовительной группы.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное.

Цель: развитие чувства ритма через различные виды деятельности детей.
Задачи: 
1. Формировать ощущение метрической пульсации.
2. Развивать полифонический и ритмический слух, внимание и координацию.
3. Воспитывать навыки совместной деятельности.
Оборудование и атрибуты: деревянные палочки и бубны по количеству детей, карточки с заданиями, сундучок, колокольчик.

Ход НОД: Дети заходят в зал, встают врассыпную.

Муз.руководитель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (выполняется музыкальное приветствие)

Вводная часть:

Муз.руководитель: Ребята, по-моему, в нашем детском саду живет домовенок. Правда, его никто не видит. Но когда в саду становится очень тихо, то можно услышать, как он где-то рядом шуршит или скрипит, или стучит. Слышите? По-моему, он с нами здоровается (простучать незаметно от детей ритмический рисунок). Давайте, мы с ним так же поздороваемся, только будем не стучать, а хлопать в ладошки. Но наш домовенок очень добрый и хочет поиграть с вами, и потому приготовил для вас волшебный сундучок с вопросами, загадками, заданиями, картинками, играми. Если вы, ребята, будете правильно отвечать на вопросы, точно выполнять различные задания, дружно и весело играть в игры, то домовенок будет звенеть в колокольчик (Маленький колокольчик спрятан от детей. Педагог незаметно звенит в него после каждого правильно выполненного задания).

Основная часть: Дети сначала ищут сундучок, затем по очереди достают из него задания.
1-е задание. Ребенок достает из сундучка картинку, на которой нарисованы ладошки.
Муз.руководитель: Ладошки?! Что это значит? Что домовой хочет узнать? (Он хочет, чтобы мы похлопали в ладоши).

Муз.руководитель: Тогда давайте для домового покажем, как здорово мы умеем хлопать в ладоши. И не просто так хлопать,  а выполнять упражнение «Часы».

Упражнение «ЧАСЫ».

Цель: Развивать образно-ассоциативное мышление, формировать метроритмическое чувство.

Слова И.Лешкевич

На стене часы висят,

День и ночь они стучат:

Тик-так, тик-так,

Тик-тик-так, тик-тик-так.

Мы немного подождем,

Бой часов наполнит дом:

Бом-бом, бом-бом,

Бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Только кончился завод,

Стрелка больше не идет.

Где бом? Где бом?

Где тик-так? Где тик-так?

Мы пружину заведем,

И придет к нам снова в дом

Тик-так, бом-бом,

Тик-тик-так, бом-бом-бом!

Дети рассказывают стихотворение и сопровождают его звучащими жестами: на слова ТИК-ТАК хлопают в ладоши, на слова БОМ-БОМ шлепают ладошками по коленям.

Муз.руководитель: Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? Понравилось наше стихотворение домовому? (Звенит колокольчик.) Домовенок говорит вам, что вы все справились с заданием.

2-е задание. Ребенок достает из сундучка карточку, на которой нарисованы ноги.

Муз.рук.:  Как вы думаете, что изображено на картинке? (Это ноги). Что придумал домовенок, как вы считаете? (Хочет, чтобы мы потопали). Тогда у меня есть для вас загадка:

Нужно столько мне сапожек,

Что порой бросает в жар.

В день ненастный,

В день погожий -

Надеваю двадцать пар.                        (Сороконожка)

Речедвигательное упражнение «СОРОКОНОЖКА».

Цель: Развивать музыкальные и коммуникативные способности, координацию движений, внимание, ориентирование в пространстве. Стимулировать речевое развитие.

Дети выстраиваются в две колонны. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.

Шла сороконожка

По сухой дорожке

Вдруг закапал дождик: кап!

-Ой промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен,

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу,

Каждой лапкой потрясу

И потопаю потом.

Ой, какой от лапок гром!

Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня.

На слово «кап» останавливаются и слегка приседают.

На сильную долю поднимаются на носочки.

Идут, высоко поднимая колени, будто шагая через лужи.

Останавливаются. Трясут одной ногой.

Трясут другой ногой. 

Дети топают ногами.

Муз.руководитель: Ребята, у вас получились замечательные, веселые сороконожки. Вы отлично справились с заданием. Понравилось наша игра домовому? (Звенит колокольчик.) Домовенку тоже все понравилось.

3-е задание. Ребенок достает из сундучка карточку, на которой нарисованы палочки.

Муз.рук.:  Как вы думаете, что изображено на картинке? (Это палочки).

       Зачем они нужны? (Чтобы стучать ими, играть на барабане).
Молодцы, правильно. Мы будем играть с нашими палочками.
(раздать палочки) С какого же упражнения начнем? Предлагаю отгадать загадку:

Удивительная птица:

Острый длинный клюв, как спица.

Важная, носатая,

То стоит как статуя,

То гуляет в камышах-

Ищет шустрых лягушат.                 (цапля)

Ритмическая игра  «ЦАПЛЯ».

Цель: Развивать внимание, ритмический слух, координацию движений. Формировать образно-ассоциативное мышление.

Атрибуты: палочки

Слова В.Фишкина

На одной ноге стоит,

Стоит и не качается.

Почему же у меня

Так не получается?

Поставить палочку на палочку.

Поменять палочки местами.

Качать палочками вправо-влево, поставив их на пол.

Отпустить палочки, чтобы они свободно упали.

Повторить игру с ритмическими движениями.

(Звенит колокольчик.)

Муз.руководитель: Вы правильно выполнили задание, домовенку все понравилось. А у меня есть еще одна загадка.

У нее четыре ножки

Тонких. Остренькие рожки!

Может злиться и бодаться.

Может - нежиться, ласкаться!

Молочко ее полезно,

Лечит многие болезни.

Ест соломку и травинку,

Листик свеклы без заминки...

Вкусна даже ей лоза

И зовут ее...                                 ( Коза. )

Ритмическая игра «ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ».

Цель: Развивать образно-ассоциативное мышление, формировать метроритмическое чувство. Стимулировать речевое развитие.

Атрибуты: палочки

Слова рус.нар.

Шла коза на каблуках.

Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах.

Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок,

Чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок.

Ох!

Вот коза на одной ножке

Прыг-скок, прыг-скок,

Поскакала по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок,

Чок, чок, чок, чок.

Вновь сломала каблучок.

Ох!

Вот коза сняла сапожки

Так-так, так-так.

Побежала по дорожке

Так-так, так-так.

Стала прыгать высоко

Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко!

Их-вох! Их-вох!

Стучат палочками по полу на каждую четверть

Сучат на каждую восьмую

Стукнуть палочкой о палочку

Стучать на каждую четверть одной палочкой

Стучать на каждую четверть другой палочкой

Стучать палочкой о палочку скользящими движениями

Стукнуть палочкой о палочку

Стучать двумя палочками по полу одновременно

Положить перед собой одну палочку, потом другую

Шлепать руками по коленкам на каждую восьмую

Двумя руками взмахнуть вверх-вниз, вверх-вниз

Муз.руководитель: Интересно, что нам скажет домовой? (звенит колокольчик) Домовенку понравилась наша игра. Теперь можно взять другой вопрос в сундучке.

4-е задание. Следующий ребенок достает из сундучка картинку, на которой нарисован бубен.

Муз.руководитель: Ребята, о чем хочет нас попросить домовенок? (Он хочет, чтобы мы поиграли на бубнах).

Игра «ТЫ БЕГИ ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН»

Цель: Формировать метроритмическое чувство. Развивать коммуникативные навыки.

Атрибуты: 4 бубна

Ты беги, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот сейчас станцует нам.

Четыре бубна одновременно передаются по кругу. Те, кто остается с бубном в руках, выходят танцевать.

(Звенит колокольчик.)

Муз.руководитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как мы можем играть на бубне? (дети отвечают) Правильно, мы можем стучать по нему пальчиками или ударять ладошкой, а еще можем трясти. Давайте поиграем с бубнами в еще одну интересную игру.

Игра «БУБЕН ВЕСЕЛО ЗВЕНИТ»

Цель: Развивать координацию движений, ритмический слух и умение действовать согласованно.

Атрибуты: бубны по количеству детей

Бубен весело звенит.

Дили-дили-дон, дили-дили-дон.

Ребятишек веселит.

Дили-дили-дон, дили-дили-дон.

Бубен, спой еще разок.

Дили-дили-дон, дили-дили-дон.

Твой чудесен голосок,

Дили-дили-дон, дили-дили-дон.

Дети ритмично ударяют в бубны на каждую долю. На слова «дили-дили» ритмично трясут бубном. Можно усложнить: чередовать удары в бубен с передачей бубна соседу справа.

(Звенит колокольчик.)
Муз.руководитель: Сундучок пуст. Домовенок получил ответы на все свои вопросы. А вам, ребята, пора возвращаться в группу.

Рефлексия: С каким настроением, дети, вы пойдете сейчас в группу? Почему? Какая игра вам больше всего понравилась? На каком инструменте вам понравилось играть? Давайте попрощаемся с нашим домовенком. (дети повторяют ритмическую формулу за педагогом). А теперь попрощаемся с гостями (дети пропевают «до свидания»).

Дети возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...

«Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деяте...