Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"
план-конспект занятия по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Волшебный сундучок домовенка: Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников.
Форма НОД: Доминантное занятие. Открытый показ с детьми подготовительной группы.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное.
Цель: развитие чувства ритма через различные виды деятельности детей.
Задачи:
1. Формировать ощущение метрической пульсации.
2. Развивать полифонический и ритмический слух, внимание и координацию.
3. Воспитывать навыки совместной деятельности.
Оборудование и атрибуты: деревянные палочки и бубны по количеству детей, карточки с заданиями, сундучок, колокольчик.
Ход НОД: Дети заходят в зал, встают врассыпную.
Муз.руководитель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (выполняется музыкальное приветствие)
Вводная часть:
Муз.руководитель: Ребята, по-моему, в нашем детском саду живет домовенок. Правда, его никто не видит. Но когда в саду становится очень тихо, то можно услышать, как он где-то рядом шуршит или скрипит, или стучит. Слышите? По-моему, он с нами здоровается (простучать незаметно от детей ритмический рисунок). Давайте, мы с ним так же поздороваемся, только будем не стучать, а хлопать в ладошки. Но наш домовенок очень добрый и хочет поиграть с вами, и потому приготовил для вас волшебный сундучок с вопросами, загадками, заданиями, картинками, играми. Если вы, ребята, будете правильно отвечать на вопросы, точно выполнять различные задания, дружно и весело играть в игры, то домовенок будет звенеть в колокольчик (Маленький колокольчик спрятан от детей. Педагог незаметно звенит в него после каждого правильно выполненного задания).
Основная часть: Дети сначала ищут сундучок, затем по очереди достают из него задания.
1-е задание. Ребенок достает из сундучка картинку, на которой нарисованы ладошки.
Муз.руководитель: Ладошки?! Что это значит? Что домовой хочет узнать? (Он хочет, чтобы мы похлопали в ладоши).
Муз.руководитель: Тогда давайте для домового покажем, как здорово мы умеем хлопать в ладоши. И не просто так хлопать, а выполнять упражнение «Часы».
Упражнение «ЧАСЫ».
Цель: Развивать образно-ассоциативное мышление, формировать метроритмическое чувство.
Слова И.Лешкевич
На стене часы висят, День и ночь они стучат: Тик-так, тик-так, Тик-тик-так, тик-тик-так. Мы немного подождем, Бой часов наполнит дом: Бом-бом, бом-бом, Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Только кончился завод, Стрелка больше не идет. Где бом? Где бом? Где тик-так? Где тик-так? Мы пружину заведем, И придет к нам снова в дом Тик-так, бом-бом, Тик-тик-так, бом-бом-бом! | Дети рассказывают стихотворение и сопровождают его звучащими жестами: на слова ТИК-ТАК хлопают в ладоши, на слова БОМ-БОМ шлепают ладошками по коленям. |
Муз.руководитель: Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? Понравилось наше стихотворение домовому? (Звенит колокольчик.) Домовенок говорит вам, что вы все справились с заданием.
2-е задание. Ребенок достает из сундучка карточку, на которой нарисованы ноги.
Муз.рук.: Как вы думаете, что изображено на картинке? (Это ноги). Что придумал домовенок, как вы считаете? (Хочет, чтобы мы потопали). Тогда у меня есть для вас загадка:
Нужно столько мне сапожек,
Что порой бросает в жар.
В день ненастный,
В день погожий -
Надеваю двадцать пар. (Сороконожка)
Речедвигательное упражнение «СОРОКОНОЖКА».
Цель: Развивать музыкальные и коммуникативные способности, координацию движений, внимание, ориентирование в пространстве. Стимулировать речевое развитие.
Дети выстраиваются в две колонны. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Шла сороконожка По сухой дорожке Вдруг закапал дождик: кап! -Ой промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен, Обойду я лужи! Грязи в дом не принесу, Каждой лапкой потрясу И потопаю потом. Ой, какой от лапок гром! | Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня. На слово «кап» останавливаются и слегка приседают. На сильную долю поднимаются на носочки. Идут, высоко поднимая колени, будто шагая через лужи. Останавливаются. Трясут одной ногой. Трясут другой ногой. Дети топают ногами. |
Муз.руководитель: Ребята, у вас получились замечательные, веселые сороконожки. Вы отлично справились с заданием. Понравилось наша игра домовому? (Звенит колокольчик.) Домовенку тоже все понравилось.
3-е задание. Ребенок достает из сундучка карточку, на которой нарисованы палочки.
Муз.рук.: Как вы думаете, что изображено на картинке? (Это палочки).
Зачем они нужны? (Чтобы стучать ими, играть на барабане).
Молодцы, правильно. Мы будем играть с нашими палочками. (раздать палочки) С какого же упражнения начнем? Предлагаю отгадать загадку:
Удивительная птица:
Острый длинный клюв, как спица.
Важная, носатая,
То стоит как статуя,
То гуляет в камышах-
Ищет шустрых лягушат. (цапля)
Ритмическая игра «ЦАПЛЯ».
Цель: Развивать внимание, ритмический слух, координацию движений. Формировать образно-ассоциативное мышление.
Атрибуты: палочки
Слова В.Фишкина
На одной ноге стоит, Стоит и не качается. Почему же у меня Так не получается? | Поставить палочку на палочку. Поменять палочки местами. Качать палочками вправо-влево, поставив их на пол. Отпустить палочки, чтобы они свободно упали. |
Повторить игру с ритмическими движениями.
(Звенит колокольчик.)
Муз.руководитель: Вы правильно выполнили задание, домовенку все понравилось. А у меня есть еще одна загадка.
У нее четыре ножки
Тонких. Остренькие рожки!
Может злиться и бодаться.
Может - нежиться, ласкаться!
Молочко ее полезно,
Лечит многие болезни.
Ест соломку и травинку,
Листик свеклы без заминки...
Вкусна даже ей лоза
И зовут ее... ( Коза. )
Ритмическая игра «ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ».
Цель: Развивать образно-ассоциативное мышление, формировать метроритмическое чувство. Стимулировать речевое развитие.
Атрибуты: палочки
Слова рус.нар.
Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах! В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах! По дорожке: цок-цок-цок, Чок, чок, чок, чок. Поломала каблучок. Ох! Вот коза на одной ножке Прыг-скок, прыг-скок, Поскакала по дорожке, Прыг-скок, прыг-скок. Зацепилась за сучок, Чок, чок, чок, чок. Вновь сломала каблучок. Ох! Вот коза сняла сапожки Так-так, так-так. Побежала по дорожке Так-так, так-так. Стала прыгать высоко Их-вох! Их-вох! Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох! | Стучат палочками по полу на каждую четверть Сучат на каждую восьмую Стукнуть палочкой о палочку Стучать на каждую четверть одной палочкой Стучать на каждую четверть другой палочкой Стучать палочкой о палочку скользящими движениями Стукнуть палочкой о палочку Стучать двумя палочками по полу одновременно Положить перед собой одну палочку, потом другую Шлепать руками по коленкам на каждую восьмую Двумя руками взмахнуть вверх-вниз, вверх-вниз |
Муз.руководитель: Интересно, что нам скажет домовой? (звенит колокольчик) Домовенку понравилась наша игра. Теперь можно взять другой вопрос в сундучке.
4-е задание. Следующий ребенок достает из сундучка картинку, на которой нарисован бубен.
Муз.руководитель: Ребята, о чем хочет нас попросить домовенок? (Он хочет, чтобы мы поиграли на бубнах).
Игра «ТЫ БЕГИ ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН»
Цель: Формировать метроритмическое чувство. Развивать коммуникативные навыки.
Атрибуты: 4 бубна
Ты беги, веселый бубен, Быстро-быстро по рукам. У кого веселый бубен, Тот сейчас станцует нам. | Четыре бубна одновременно передаются по кругу. Те, кто остается с бубном в руках, выходят танцевать. |
(Звенит колокольчик.)
Муз.руководитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как мы можем играть на бубне? (дети отвечают) Правильно, мы можем стучать по нему пальчиками или ударять ладошкой, а еще можем трясти. Давайте поиграем с бубнами в еще одну интересную игру.
Игра «БУБЕН ВЕСЕЛО ЗВЕНИТ»
Цель: Развивать координацию движений, ритмический слух и умение действовать согласованно.
Атрибуты: бубны по количеству детей
Бубен весело звенит. Дили-дили-дон, дили-дили-дон. Ребятишек веселит. Дили-дили-дон, дили-дили-дон. Бубен, спой еще разок. Дили-дили-дон, дили-дили-дон. Твой чудесен голосок, Дили-дили-дон, дили-дили-дон. | Дети ритмично ударяют в бубны на каждую долю. На слова «дили-дили» ритмично трясут бубном. Можно усложнить: чередовать удары в бубен с передачей бубна соседу справа. |
(Звенит колокольчик.)
Муз.руководитель: Сундучок пуст. Домовенок получил ответы на все свои вопросы. А вам, ребята, пора возвращаться в группу.
Рефлексия: С каким настроением, дети, вы пойдете сейчас в группу? Почему? Какая игра вам больше всего понравилась? На каком инструменте вам понравилось играть? Давайте попрощаемся с нашим домовенком. (дети повторяют ритмическую формулу за педагогом). А теперь попрощаемся с гостями (дети пропевают «до свидания»).
Дети возвращаются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....
Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»
Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...
Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...
Презентация "Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
презентация...
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Использование дидактических игр на музыкальных занятиях....
«Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деяте...