«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
консультация
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
В дошкольном детстве закладываются основы духовного развития, эстетического сознания, художественной культуры. Вот почему особое значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение. Материал, предлагаемый детям, должен будить их фантазию и воображение, вызывать эмоциональный отклик и побуждать к творческой активности. Таким материалом для дошкольников может быть фольклор.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Использование фольклора позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях, поэтому фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в доброту, красоту нашего мира.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребенок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал.
Детский музыкальный фольклор - это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей.
Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
С музыкальным фольклором дети знакомятся в повседневной жизни, на музыкальных и других занятиях, развлечениях, утренниках и народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги –словом, обеспечивает эмоционально –психическое благополучие.
Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня одно из ярких произведений музыкального фольклора входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Песни призваны помочь интересней преподнести детям сказку, ярче иллюстрировать действия ее героев, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту и творческой активности. Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально.
С народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока –сорока» и т. д. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.
Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях.
Знакомя детей с жанром колыбельной песни, мы вовлекаем ребенка в игру, связанную с убаюкиванием любимой куклы, но одновременно с этим стремимся к достижению напевности при исполнении песни, поощряем песнетворчество дошкольников. Колыбельные песни несут в себе народную мудрость и красоту – это частица фольклора.
Работая с малышами над музыкально – ритмическими движениями мы постоянно обращаемся к народным мелодиям: «Из – под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты , береза», «Коробейники» и т.д. Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.
Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.
В работе с детьми средней, старшей и подготовительной групп, мы часто используем другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где – то напевают, а поют обрядовые песни целиком.
Решая проблему развития творческой активности каждого ребенка, следует учитывать, что она на всех этапах его развития в процессе освоения музыкально – фольклорного творчества выражается в трех формах: подражание; исполнение по просьбе взрослых необходимых действий; самостоятельные действия. Они предполагают сформированность определенных знаний, умений и навыков.
Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей учреждения дошкольного образования.
При обращении к истокам русской культуры неизбежно затрагивается земледельческий календарный фольклор и календарные обрядовые праздники. Фольклорные праздники, с которыми знакомятся дети, - это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, скороговорками, закличками, считалками, столь близкими детскому восприятию.
Благодаря вовлечению ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.
Таким образом, когда дети поют песни, участвуют в народных танцах, водят хороводы, играют на народных музыкальных инструментах, играют в народные игры - у них формируется исполнительская и творческая активность.
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский фольклор как средство развития творческих способностей детей младшего возраста
Детский фольклор – обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-478191-1410805689.jpg)
«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте" Платон Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками -...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-596119-1576081807.jpg)
«Использование детских музыкальных инструментов в оод - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.»
laquo;Использование детских музыкальных инструментов в оод - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002112-1516966766.jpg)
Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...
МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Статья Шапкина И.И. (ноябрь 2018)
в статье рассматриваются методы и приемы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка заня...