Методическая разработка: Экологическая тропа. Экологический паспорт (приложение)
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка: «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Представлен материал из опыта работы МБДОУ детский сад "Рябинушка" по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ekologicheskaya_tropa.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Экологическая тропа»
Паспорт экологической тропы
МБДОУ детский сад «Рябинушка»
городского поселения Игрим, Березовского района,
Ханты- Мансийского автономного округа, Тюменской области
Место нахождения: | г.п. Игрим, ул. Дружбы, 13 | ||
Назначение экологической тропы: | Взаимодействие детей дошкольного возраста с природой |
Краткое описание маршрута: Выход на экологическую тропу с центральной части детского сада на ул. Дружба (дикорастущие и огородные растения) по южной стороне, переход через дорогу на ул. Астраханцева (деревья и кустарники) к школе №2 (сосновый бор и пустырь), выход на ул. Собянина (речка)
Объекты на маршруте: речка, сосновый бор, овраги, поляна, пустырь, деревья, кустарники, дикорастущие и огородные растения.
Режим пользования: Осень, зима, весна, лето
Охрану детей во время маршрута
осуществляют: Воспитатели старшей и
подготовительной группы,
младшие воспитатели
Маршрут разработан: Воспитатель Г.А. Серго, зам. Зав. М.В. Саттарова, старшая медсестра О. С. Мельник, заведующая МБДОУ Н.Я Михова.
Приложение: Собрание методических и наглядно-демонстрационных материалов, учебное оборудование и инвентарь
Стоянка 1. «Лес».
Ученым, кто изучает, леса пришлось немало потрудиться, прежде чем они смогли объяснить, что такое лес. Оказалось, что лес характеризуется своими признаками. Для ознакомления с некоторыми из них сравним два дерева одного возраста, одно из которых растет в лесу, а другое — на открытом месте. Давно замечено, что дерево, растущее в лесу, в тени, среди себе подобных соседей, по сравнению со свободно растущим деревом (на поляне, опушке) в борьбе за свет вынуждено тянуться кверху изо всех сил. Конечно же, в одинаковых условиях деревья одинаково получают силу роста. Кроме того, чем благоприятнее зоны питания дерева, тем оно растет быстрее, и наоборот, хотя и выросли из семян оба в одно время.
Попав в плохие жизненные условия, отстающие, в росте деревья постепенно ослабевают, и впоследствии гибнут. Так в лесу происходит естественный (отбор) деревьев, лесной площади, выживает лишь несколько экземпляров. Лесничими установлено, что самая большая конкуренция за существование наблюдается у деревьев ещё, когда они не большого роста, а к старости она ослабевает.
У дерева, растущего на свободе, нет соседей-конкурентов и поэтому нет надобности, бороться за свет, влагу и пищу. Если почва достаточно благоприятна, и дереву хватает витаминов, ему незачем тянуться в высоту. Стволы у таких деревьев короткие, конусообразные, а не длинные, как у выросших в лесу. Кроны шатровидные, низко опущенные.
Деревья в лесу начинают плодоносить на 10—20 лет позднее, чем на открытом месте. Созревшие в плодах семена падают на землю, и те, которые попадают в благоприятные условия, прорастают. Так появляется молодое поколение леса, идущее на смену старому. Но условия для выживания здесь очень суровые, и поэтому из-за недостатка, света и пищи деревья выглядят довольно жалкими, и угнетенными. Деревья достигают 15—20-метровой высоты. С помощью человека ускоряется процесс роста и развития нового леса, который достигается путем ухаживания и заботы о растениях.
Большое значение в жизни леса имеют низкорослые породы деревьев и кустарников (рябина, ольха, верба, смородина, шиповник, малина, и другие). Они играют положительную роль в повышении плодородия почвы за счет опадающих листьев и веток, а дикие животные и полезные лесу птицы находят здесь приют и пищу.
Вот таков из себя лес, являющийся одним из важнейших компонентов биосферы, вырабатывающий органические вещества. Теперь многие поняли, что жить по-прежнему — «выгодно сегодня, а там хоть трава не расти» — нельзя, надо думать о завтрашнем дне и жить по принципу: пользуйся, бери, но так, чтобы лес не исчезал с лица земли. Иначе наши потомки не скажут нам спасибо, как мы не можем сказать его тем, кто помог березе, осине, ольхе заменить сосну, ель, кедр.
В будущем леса приобретут еще более важное значение в жизни человека. Лес помогает решать проблемы. Недаром местная народная пословица гласит: «В лесу жить — голодом не быть». Поэтому охранять лес — долг каждого. Но чтобы сознательно и умело его охранять и разумно им пользоваться, надо знать все стороны его жизни, все его слабости и достоинства.
Деревья наши очень древнего происхождения. Их жизни проходили в тяжёлой борьбе за выживание, с вредными насекомыми и стихией. Деревья научились всему и существуют до сих пор. Но сегодня у них появился очень серьезный противник, вооруженный всеми средствами науки и техники, — человек.
«Земля – наш общий дом».
Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Беседа «Значение леса».
Есть вещи, которые кажутся нам настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними. Например:
Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, — богатство, всей планеты.
Откуда берётся чистый воздух? Люди давно, должны были израсходовать его, отравиться углекислым газом, который выделяется при дыхании.
Но воздух по-прежнему чист, особенно в лесу, вполне пригоден для дыхания. Почему? Потому что зеленое вещество в листьях растений планеты — хлорофилл — на свету поглощает из воздуха избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот чудодейственный процесс называется фотосинтезом. И основная роль в этом огромном процессе принадлежит лесу — деревьям, кустарникам, травам и мхам.
В наше время, когда на планете многие города и посёлки отравляют себя вредными газами, пылью и углекислотой, только леса и парки в состоянии оздоровить их. Лес всю жизнь встречает человека, щедро одаривая его своими милостями.
Давайте заглянем в прошлое. Лес всегда бескорыстно служил человеку. Началось это очень давно. Человек всегда пользовался услугами деревьев. Он спасался от хищных животных, ночевал в густых кронах, если не было подходящей пещеры. Потом человек научился добывать из дерева огонь, соорудил себе дом – и, наконец, смог сварить себе мясо, которое оказалось вкуснее сырого. А в ненастную погоду согревался у огня.
Лес для наших предков — это первая игрушка-волчок и первая «лапотная азбука», банный веник в качестве лекарства и звонкая балалайка, первая свирель и лучина, даровые грибы и орехи, плоды, ягоды; охотничья удача и душистая ветка черемухи.
Из древесины наши деды строили избы и роскошные хоромы, выделывали всякую домашнюю утварь, предметы культуры, орудия труда, охоты и защиты от врагов. И сейчас для нас лес — кладовая всевозможных богатств, источник народного процветания, символ достатка и могущества русской природы. Прошло немало времени, прежде чем люди научились добывать и сжигать каменный уголь, нефть, также имеющие растительное происхождение. Открытие металлов не вытеснило дерево из жизни людей. И сегодня дерево! На каждом шагу дерево! Оно легко обрабатывается, прочно, удобно, красиво, безвредно, дешево. Изделия и продукты, полученные из него, окружают нас со всех сторон. И, несмотря на довольно успешные попытки заменить древесину другими материалами, потребность в ней из года в год все увеличивается.
Каждый из нас с первых и до последних дней своей жизни связан с лесом. Стоит лишь оглянуться вокруг: дома, мебель, тетради, карандаши, спички — таков современный дар леса человеку.
Лес издавна кормил, обувал, одевал русского человека.
Лес — это красота земли нашей, любимая русским человеком и великолепная во все времена года, вечность природы.
Лес развивает в нас умение видеть и понимать прекрасное. Он служит источником творческого вдохновения, безграничной темой народной музыки.
Лучший отдых на природе — в лесу. Лес дает человеку заряд бодрости, доброго настроения, запас свежих сил и впечатлений.
Лес — хранитель и регулятор влаги в почве и воздухе.
А кому не приходилось ходить в лес за ягодами и грибами? Или на охоту? Грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения находят там нормальную среду для своего произрастания, а дикие животные и птицы — приют и пищу.
О значении лесов в жизни планеты можно говорить много.
Охранять лес — наш долг, но, чтобы правильно охранять его и не приносить вред вместо пользы, надо знать, что охраняешь.
Стоянка 2. «Сосновый бор»
Жители северных лесов всегда понимали разницу в лесных сообществах. Они умели отличить их друг от друга и давать меткие названия. Это от них пошло слово «бор». Когда говорят «бор», то сразу возникают перед глазами сосны, мхи и лишайники, боровая птица, белые грибы, маслята.
Под сосною у дорожки
Я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы.
(Гриб)
Почва в борах обычно песчаная.
В первую очередь обратим внимание на красивую выразительность соснового бора.
Первое впечатление — исключительная синева и аромат воздуха. Именно лес, в том числе и сосновый — это зеленое чудо, и дает нам самое главное — кислород. Чудные медно ствольные вековые великаны сосны стоят неподвижно, и где-то высоко маячат их кроны. Очень хорошо чувствовал красоту соснового бора знаменитый художник И.И. Шишкин. Японцы считают растущую сосну символом долголетия, а покрытую снегом — олицетворением счастливой старости.
В благоприятных условиях сосны достигают 45 метров высоты. Старушкой сосна становится, когда ей станет 300 лет. Плоды на сосне начинают появляться с 10 – 15 лет. У сосны: рыжий ствол, раскидистые, высоко прикрепленные темно-зеленые кроны, немного взлохмаченные, спиралью хвоинки, зеленовато-серые снаружи и темно-коричневые внутри сравнительно небольшие шишки. Но сколько еще неизвестного и загадочного в ней!
Вдыхайте, наслаждайтесь хвойным воздухом, этим эликсиром жизни, ведь хвойные леса выделяют вещества — фитонциды, убивающие болезнетворных микробов. В сосновых борах строят: санатории и дома отдыха. В сосновых почках содержатся очень полезные для организма вещества, дающие человеку долголетие.
Хвоя сосны — главный корм для глухаря, семена шишек — корм для белки, клеста, бурундука, дятла. Сосна — это и строительный материал, древесину — применяют в различных отраслях народного хозяйства.
Для соснового леса характерен свой состав птиц: пеночки, синицы, кукушки, зяблики, дрозды, глухари, тетерева и другие.
А каких только ягод нет под сосной,
И разнотравье парит здесь весной;
Здесь седмичник белым глазом
Смотрит весело на нас,
То черника, то брусника
Нас зовут к себе подчас,
И с грустинкой смотрит черный
Вороний ядовитый глаз.
Все растения в сосновом лесу взаимосвязаны между собой. Растения здесь располагается ярусами: первый — древесный, второй — кустарниковый, третий — травяно-кустарниковый и четвертый — лишайниково-моховой. Огромную роль для всех растений играет лесная подстилка — питательных веществ.
Стоянка 3. «Пихта-сибирячка»
Из всех хвойных пород самой, красивой является пихта. По внешнему виду ее легко спутать с елью, но стоит пальцами потрогать пихтовую ветку, как легко убедиться, что это не ель. Иголки у пихты мягкие, а при смятии источают приятный душистый запах пихтового масла.
Как и у сосны, березы и других древесных пород, у пихты существует много видов, сильно отличающихся друг от друга. Наша пихта, сибирская, по высоте, достигает 30 метров. Живёт пихта около 150 лет.
Хвоя, мягкая и меняется раз в 10-12 лет. В этом и есть секрет долголетия среди хвойных деревьев. Плодоносить пихта начинает в солидном возрасте, чем другие древесные породы, — в 60—70 лет. Концы ее нежных веток укореняются при соприкосновении с почвой, и рядом вырастают новые деревья.
Порода эта холодостойкая, переносит суровые морозы Сибири и в то же время страдает от холода. Не переносит хвоя весенних поздних заморозков.
Древесина у пихты мягкая, непрочная и легко загнивает, поэтому большого значения не имеет. Но из смолы, содержащейся в коре, добывают пихтовый бальзам, а из хвои — целебное пихтовое масло.
Пихта, наверное, единственное дерево из хвойных пород, которое может размножаться самостоятельно.
Наша сибирская пихта находит широкое применение в медицине. Пихтовое масло — при бронхитах. Пихта сибирская широко используется в озеленении при входе на территории жилых застроек, перед фасадами зданий и памятниками.
Стоянка 4. «Ель-сибирячка»
Не меньшей популярностью, чем сосна, у нас пользуется ель. Она является важнейшей породой и пользой для человека. В благоприятных условиях ель достигает 45 метров в высоту. Живет она 300—400 и даже 500 лет.
По сравнению с сосной ель очень нежная. Она более требовательна к почве, боится заморозков, когда маленькая, особенно поздних весенних. Корни ее обычно растут поверхностно. И влагу она любит больше, чем сосна, поэтому не может расти на сухих песчаных почвах, где сосна чувствует себя прекрасно. Из-за чувствительности к заморозкам и медленного роста ель, уступает место березе и осине.
У нее много недостатков. Древесина у неё очень хорошего качества, ее широко используют для получения строительных материалов, бумаги, музыкальных инструментов. Ель широко используется и в медицине. А какую радость приносит людям новогодняя елка!
Ель нам очень нужна, ее надо умеренно вырубать и восстанавливать путем сохранения молодых саженцев, посева семян, охранять от пожаров и браконьерства. Ель широко используется в озеленении, в посадках живых изгородей. Несмотря на некоторую «боязливость» характер у ели решительный, и она успешно может конкурировать с другими древесными породами, среди которых поселяется сначала в качестве подроста и подлеска, например, под соснами, березами, осинами и старыми елями.
Подрост у ели, как у пихты и кедра, самый теневыносливый. Хвоинки ели сохраняются по 5—7 лет, а у сосны 2—3 года. Плодоносить ель начинает с 20—30 лет в лесу и с 15 лет — на опушке («границе леса»). Как и у каждого живого организма, у ели есть свои враги вредные насекомые: короеды, усачи, бабочки-шелкопряды (гусеницы, объедающие хвою). Они нападают, когда ель находится в ослабленном состоянии, например, при обрыве корней от раскачивания ветром. Ель очень страдает от пожаров, поэтому нуждается в охране.
Стоянка 5. «Береза — русская красавица»
Березу всегда любил наш народ, да и теперь она не утратила этой любви. Наши предки считали березу особенным деревом. Крестьянские девушки заплетали березовые ветки. Кроме того, верили, что береза, если ее уважать, передаст свою большую силу и рост хлебному полю. Писатели и поэты посвятили березе много сказок, былин, стихов, композиторы сочинили прекрасную музыку.
Крошку-деревце береза
Охраняла от мороза,
А как выросла та кроха,
Няньке стало очень плохо.
Высота березы около 30 метров. Береза наша очень светолюбивое дерево, очень неприхотливое к влаге. Живет она везде: на сухих и влажных, на бедных и богатых почвах, песчаных даже на моховых болотах, не боится заморозков. Семян у березы огромное количество, их разносит ветром на большие расстояния. И на возраст она пожаловаться не может — живёт она 150 лет, а некоторые деревья — до 300 лет.
Береза широко используется при озеленении, фанерной, мебельной работы (паркет). Из березы получают древесный спирт, уксус, активированный уголь, березовый сок, из бересты — деготь.
В медицинских целях используют настои и отвары почек, и листья.
Иногда среди берез можно встретиться грибом-трутовиком (грибом-паразитом). Он питается соками дерева, приводя к его гибели. Любители березового сока во время его сбора оставляют на стволе дерева раны, в которые попадают споры гриба-паразита.
Любовь к родному краю воспитатель воспитывает через любовь к русской березке, и в сознании юных экологов формируется бережливость к природе. Важно, чтобы на экскурсии ребята почувствовали боль и гордость за родное, прекрасное, за березу и березовую рощу. Этому помогает использование и анализ художественных произведений местных и национальных поэтов, сказки-малышки, составленные воспитателями. Вот и теперь, говоря об охране березы и лесов в целом, можно начать с четверостишия поэта Н. Жеголева:
Под тихий пляс волны раздолья
Дымится желтовато-серый плес,
Березка вышла в полдень знойный
Из лесу на крутой откос.
И далее продолжить содержанием сказки «Березонька»:
«На крутом склоне речной террасы, возле дороги росла березка. Она была нежна и беззащитна, радовала своей нарядной белизной всех, кто около нее проходил.
Но вот однажды:
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы,
И капли сока, точно слезы.
Текли прозрачною струей.
(Из стихотворения Ф. Сологуба).
Этот плохой мальчишка разрезал безжалостно кору березки и начал пить сок. Напился до отвала и ушел. А березка потом долго плакала. Ей было очень больно, и плакала она горько.
Проходили мимо туристы-экологи, услышали плач березки, увидели ее поникшие ветви и поспешили на помощь. В одном рюкзаке у них оказался пластилин и медицинский бинт.
Стоянка 6. «Лесной овраг»
Ребята, это лесной геологический объект. Овраг образовался в результате эрозионной деятельности. Травы, кустарники и деревья препятствуют росту оврага. Затем воспитатель рассказывает детям, какой вред природе наносят текущие воды, образующие овраги. Особенно большой вред они причиняют сельскому хозяйству и чаще из-за неправильного пользования сельских работников.
Стоянка 7. «Ядовитые растения»
Среди огромного разнообразия населяющих Землю растений около 10 тысяч видов ядовитых, опасных для человека и животных. Они могут вызвать отравление организма человека и привести к неприятностям.
В Ханты - Мансийском округе в пригородных зонах их насчитывается несколько десятков. У таких растений могут быть ядовиты отдельные органы, а также плоды и подземные части. Дети, не зная растений, часто страдают от отравлений, собирая букеты из ярких цветов, пробуя на вкус неизвестные плоды, семена или сочные листья, стебли, луковицы, клубни. Перед экскурсией в природу воспитатель обязан провести беседу по технике безопасности и до начала лета еще раз напомнить ребятам, какие растения в данной местности ядовиты и как следует обращаться с незнакомыми растениями.
Больше всего ядовитых растений в семействе лютиковых: адонис весенний, сибирский, борец северный, восьмилистник малый и простой и др. Из семейства лилейных: вороний глаз, гусиный лук и др. Из других семейств ядовиты багульник, молочай, белена, чемерица и другие. Яд, например, борца северного легко проникает через кожу, а 9—10 ягод вороньего глаза могут привести к отравлению. Очень ядовиты ягоды ландыша, которые часто разводят в цветниках. Детям нельзя даже дотрагиваться до них. В природе во время экскурсий не всегда встретишь ядовитые растения, поэтому надо иметь их гербарий в садике.
Стоянка 8. «Охраняем растения»
Ребята, много сотен миллионов лет назад, в третичном периоде здесь произрастали широколиственные леса. Но наступило оледенение, и на смену им пришли хвойные леса и мелколиственные, которые мы видим сегодня. От прошлого остались лишь некоторые травянистые растения. Эти растения дожили до наших дней. В список Ханты – Мансийского округа попали особо охраняемые и редкие растения, среди них три занесены в Красную книгу.
На территории округа уже очень редко встречаются некоторые виды растений. За красоту, изящество и целебные свойства растения жестоко расплачиваются. Такая же участь постигла и растение, о котором говорится в загадке: «У болота позолота: там, у травки венец — золотой бубенец» (купальница).
Ранние растения, являясь первыми вестниками пробуждения природы, вызывают приподнятое настроение, радость. Велико желание сорвать их, принести домой, но остановитесь! Все первоцветы охраняются. Их становится все меньше и меньше. А растения из семейства лютиковых (сон-трава, или прострел) уже стали редкостью. Такая же участь ждет и другие «подснежники»: хохлатку, ветреницу, чистяк, медуницу, купальницу, калужницу болотную, если будем продолжать рвать их для букетов. Цветущее растение — источник наслаждения для людей. Однако красота обернулась бедой для диких растений. В пригородных лесах количество их катастрофически падает.
Ребята, помните, что цветок — это завтрашний день растения. Не лишайте его этого завтра! Не собирайте охраняемые и редкие растения! Они хороши в лесу, а не в увядшем букете.
В результате вмешательства человека исчезают растения, животные, представляющие огромное значение для жизни людей и для науки.
Далее вместе с детьми нужно обсудить способы охраны и восстановления охраняемых растений (например, ограждение купальницы, медуницы, установка предупреждающих щитов и т.д.).
Берегите эту землю, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко.
Комплексные экскурсии в лес для старших дошкольников.
Цель: дать детям представление о лесе как о многоярусном «многоэтажном доме», ярусы которого создаются разными видами растительности в результате их приспособленности к условиям обитания. Подвести детей к пониманию, что животные живут на разных ярусах не просто так, а в зависимости от питания и способов защиты от врагов. Научить видеть красоту природы, воспитывать желание ее беречь.
Подготовка к экскурсии. Накануне экскурсии воспитатель обращается к детям: «Ребята, завтра вас ожидает необыкновенное путешествие — интересный познавательный турпоход, а куда именно, вы узнаете, отгадав загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
зимой согревает. (Лес).
Конечно же, вы все догадались, что эта загадка о лесе. Все путешественники очень наблюдательные люди, поэтому в лесу нужно ко всему приглядываться и прислушиваться, чтобы узнать много интересного. Вернувшись из леса, мы с вами сделаем «Лесную газету», в которую поместим ваши рисунки и рассказы о лесе. Из леса можно привезти грибы, ягоды, насобирать шишки и сухие ветки для поделок, растения для гербария. Поэтому возьмите с собой из дома небольшую корзинку или лучше полиэтиленовый пакет».
Воспитатель предлагает вспомнить правила поведения в лесу: «Ребята, в лесу мы гости и должны правильно вести себя. Назовите правила, которые вы знаете. (В лесу нельзя громко разговаривать и кричать, чтобы не распугать его жителей. В лесу нужно осторожно ходить по тропинкам, чтобы не повредить растения. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых. В лесу (нельзя разрушать муравейники и птичьи гнезда, нельзя мусорить и разводить костры)».
Перед выходом в лес возле детского сада (воспитатель) предлагает: «Ребята, давайте вдохнем поглубже поселковый воздух, запомним, какой он, и сравним его с лесным, когда придем в лес».
Ход экскурсии.
Подойдя к опушке леса, воспитатель обращается к детям: «Ребята, посмотрите, как красив лес, будто разукрашен яркими красками. А какого цвета больше? Ребята, в лесу ходите друг за другом, чтобы не повредить растения, не погубить насекомых и не наступить на гнезда птиц».
Дети по экологической тропе идут вглубь леса. Выйдя на небольшую полянку, воспитатель собирает всех детей вокруг себя: «Ребята, какие травы, кустарники и деревья вы увидели и узнали? (Помогает перечислить: кислицу, мох, бруснику, чернику, черемуху, осину, березу, ель, кедр, сосну). А сейчас осторожно раздвиньте траву и понаблюдайте за насекомыми. Кто найдет необычного жука, принесите ко мне на листочке. Я посажу его в банку, чтобы показать всем ребятам».
Затем воспитатель привлекает внимание детей к большому дереву с низко расположенным дуплом. «Посмотрите, ребята, какое большое дупло. А кто его сделал?».
Ребята отвечают. Долго же пришлось потрудиться дятлу! Да и от земли оно невысоко. Кто, интересно, может в нем жить?
(Помогает перечислить: сова, куница, белка, птицы, а может, и сам дятел). Наверное, здесь может жить куница. Она тяжелее белки, поэтому не может жить высоко на деревьях, где тонкие ветки не выдержат ее — поломаются. А белка легкая, может прыгать, бегать по тонким ветвям, где куница ее не достанет и не съест. Да и дупло белочка выбирает поменьше, чтобы в зимний период сохранялось в нем тепло.
Ребята, живет ли еще кто-нибудь на деревьях, кроме белок? (Помогает: птицы вьют гнезда, летают и ползают разные насекомые — бабочки и их гусеницы, жуки). Правильно, на деревьях птицы вьют гнезда — свои жилища. Но птицы живут и в траве, и в кустарнике и там могут свить свое гнездо.
А знаете ли вы, какие еще звери живут в наших северных лесах? (Помогает перечислить: лось, заяц, лиса, волк, медведь, рысь). А почему же мы их не видим? (Помогает: звери осторожные, боятся людей и машин, уходят глубже в лес, где им никто не мешает).
Воспитатель дополняет ответы детей: «А еще все звери живут на земле, потому что одни из них питаются травой, корешками, тонкой и молодой корой деревьев и веток, а другие звери — хищники — охотятся на травоядных зверьков. Все растения и животные занимают свою экологическую нишу — дом, и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение одних животных или растений ведет к гибели других. Вот поэтому их надо беречь (приводит примеры...)".
«А сейчас давайте выйдем на лесную поляну, сядем и отдохнем немного». Усадив детей, воспитатель продолжает: «Ребята, а на что похож лес вместе со всеми своими обитателями? (Дети затрудняются дать ответ).
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно: видите, высокие деревья, а рядом с ними деревья пониже, затем кустарники, травы и, наконец, мхи. Мне кажется, что лес похож на многоэтажный дом. Мох — это самый нижний этаж. Кто живет на этом этаже? (Помогает: звери, насекомые, змеи, лягушки и другие животные). Различные травы — следующий этаж. Обитают на этом этаже разнообразные насекомые: кузнечики, мухи, пчелы, шмели, бабочки и другие, некоторые птицы, а многие 'из семейства куриных гнездятся среди трав и мхов: глухарь, тетерев, рябчик, куропатка. Кустарники — это третий этаж. Кто же здесь живет? (Помогает: другие насекомые, мелкие птицы).
Деревья в лесу разной высоты и также образуют этажи. Назовите самые высокие деревья: сосны, ели, кедры. Однако, в этом лесу имеются и более низкие сосны, ели, кедры. Это молодые деревья, которые еще не выросли до высоты своих родителей, и они называются подростом. Так кто живет в верхнем этаже леса, в кронах деревьев? (Помогает: птицы, насекомые, белки). Верно, там живет много птиц. А почему? Небольшие птицы ловят здесь насекомых, им легче найти здесь место для гнезд и спрятать их среди листьев и хвои. К ним относятся синицы, поползни, пищухи и другие. Многие птицы приспособились ловить насекомых над лесом высоко в воздухе.
Гнездятся на ветвях деревьев и крупные птицы: дикие голуби, ястребы, кукушки, вороны и другие. Здесь же, на верхнем этаже, в дуплах живут белки. Они спасаются от своего злейшего врага — куницы. Вот такой интересный дом получается! А подвал (подполье) у этого дома есть? И кто же в нем живет? (Помогает: в земле живут черви, лесные мыши, кроты, хомяки, жуки и другие насекомые, в землянках-норах разводят потомство лисы, зимой в берлогах спят медведи).
Вот видите, ребята, как интересно устроен лес — этажами. Их называют ярусами леса. Мы уже теперь знаем, что каждый этаж заселяют свои жители. Переселиться с одного этажа на другой они не могут. Птицы, которые приспособились ловить насекомых в воздухе, не могут найти их на земле. Белку на земле не могут поймать лиса, волк, сова, да и пищу, белка находит на деревьях (семена, орехи). Теперь мы убедились, что лес — это многоэтажный дом. Даже в подвале живут животные.
Ученые говорят, что эти живые организмы нужны друг другу. Правда ли это? Зачем лесу комар? Ведь он такой надоедливый и кусается. Представьте, что в каком-то лесу исчезли все комары. Что будет? (Помогает: многим птицам, жабам, лягушкам, ящерицам, стрекозам нечего будет, есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведется тогда очень много вредных насекомых и их гусениц, они съедят все листья и хвою на деревьях, кустарниках, травах, и останутся голодными зайцы, лоси, олени. Лес погибнет).
А человек нужен лесу? (Нет, лес может жить без человека). Может ли человек прожить без леса? Что дает лес людям? Без леса человеку трудно прожить. Он дает чистый свежий воздух, защищает поля и луга от сухих и холодных ветров, дает древесину для строительства, дрова для топлива, ягоды, грибы, орехи для пищи, лекарственные растения для лечения от болезней и так далее. Так что лес — это огромнейшее богатство страны. И его надо беречь.
А сейчас, ребята, погуляйте по лесу, можно поискать грибы, ягоды, набрать шишек, красивых опавших листьев, сухих веток, кусочков коры для различных поделок».
Прежде чем выйти из леса, воспитатель предлагает детям посмотреть, не остался ли на поляне мусор, напоминает, что они в гостях, что надо запомнить самое красивое и интересное, чтобы, сделать рисунки для «Лесной газеты». Дети прощаются с лесом, делают глубокий вдох лесного воздуха. Далее воспитатель напоминает детям, что дома надо рассказать о походе в лес и нарисовать рисунки для «Лесной газеты». А в последующие дни записываются рассказы детей, самые интересные помещаются в газете.
С целью активного обучения и воспитания следует использовать сказки экологического содержания, лучше сочиненные самими детьми. Сказочная фантазия, добавленная к теме изучения родного края, дает возможность придать, целенаправленность всей познавательной деятельности детей на экскурсии эмоционально воздействует, на психологию ребёнка.
«Желтые глазки с белыми ресничками».
«Жили-были в солнечном царстве, в Ханты - Мансийском государстве очень скромные и прекрасные ромашки. Росли они на солнечной лесной поляне, около которой всегда журчал ручеек. Все вокруг называли их «Желтыми глазками с белыми ресничками». Ромашки были очень добрыми и полезными для всех живущих в окружении, а для человека в особенности. Они радовали его и лечили от многих болезней.
Однажды пошел дождь, и причудливые цветы, как всегда, спрятали свои головки в футлярчики. Побежали прятаться от дождя жучки, паучки, полетели бабочки. Ромашки, увидев их, позвали к себе и укрыли под свои реснички, а потом еще и вкусной крупяной кашей угостили.
Выглянуло солнышко, ромашки снова распустились, распрямили реснички и выпустили спрятавшихся насекомых на волю. А те ромашкам большое спасибо сказали, да и для питья по капельке росы принесли.
Но вот в один прекрасный солнечный дней на ту полянку пришел мальчик-хулиган и начал по головам ромашек палкой хлестать, а те ромашки, что покрупнее, собрал в пучок, подержал в руках и бросил на траву. Больно избитым и сорванным ромашкам, плачут они, а из желтых глазок слезы льются ручьями, да так сильно, что почти все они повяли и погибли.
Пришла осень, зима, наступила весна, и снова все вокруг ожило. Бежит еж по поляне и видит — нет прежних красавиц желтоглазок, лишь по краям поляны редкие ромашки пробиваются. Прибежал еж в лес и рассказал всем его обитателям о том, что на том месте, где ромашки слезы проливали, появились такие же «Жёлтые глазки с белыми ресничками». Это ромашки – дочки выросли, да только теперь их на той поляне очень мало, а поляна и лес без них потускнели и не так красиво смотрятся.
Пришли на эту поляну юные экологи. Стали переживать и думать, как помочь «желтоглазкам», и решили их охранять, а в сухую погоду поливать водой из ручья.
В это время появился опять мальчик-хулиган и предложил ребятам сорвать цветы и унести домой, но ребята сказали: «Нет! Мы рвать не будем и тебе не позволим! Пусть все цветы растут и украшают поляну. Придут, другие люди и тоже будут, любоваться ими. Если все будут рвать цветы, то не будет семян, и они исчезнут с поляны совсем».
Беседа в группе о правилах поведения в лесу
Все дети очень любят лес. Как легко и приятно в нем дышится! Как чист и свеж лесной воздух! А как красив лес осенью, будто художник, нарисовал его красками. Поэту Бунину осенний лес подсказал замечательные стихи.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Любят-то лес все ребята, а вот хорошо ли знают правила поведения в нем? Давайте вспомним эти правила поведения, а с некоторыми познакомимся вновь. Для этого мы отправимся в лес, но не по-настоящему, а как в сказке. Чтобы попасть в лес, надо закрыть глаза и сосчитать до десяти. Положите руки на стол, а головы на руки. Закройте глаза и все вместе начинайте считать...
И вот мы на лесной поляне. Как много здесь цветов! И какие они красивые, а особенно привлекательны ромашки — «желтоглазки с белыми ресничками». Что же с ними будем делать? Сорвем или полюбуемся? И почему же не будем рвать их? А вот почему.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Цветы, выросшие на поляне, находятся у себя дома. К ним прилетают бабочки, пчелы, шмели, которые питаются нектаром и опыляют растения. После цветения появятся семена, попадут на землю, из них вырастут новые растения и зацветут. Можем ли мы сорвать цветок только для того, чтобы полюбоваться им? Конечно же, нет! Для букетов люди специально выращивают садовые цветы.
Постояли мы на поляне, полюбовались красотой цветов и дальше пошли. Вдруг под березкой увидели мухомор — ядовитый гриб. Как поступить: пройти мимо или сбить ногой, растоптать? Почему же нельзя сбивать в лесу несъедобные грибы? А потому, что они служат для животных лекарством и пищей, украшают лес. Тот же мухомор заготавливает на зиму белка.
Проходим мимо мухомора, идем дальше и видим на земле у старых елок чей-то домик из еловых иголок. Что это за домик, и кто в нем живет? Ну, конечно же, муравьи. Интересно посмотреть, что они делают в своем муравейнике? Рядом с муравейником валяется палка. Может быть, взять ее и разворошить муравейник? Нет! Обойдем его, чтобы не разрушить, и подумаем, для чего нужны муравьи в лесу? Почему муравьев называют санитарами леса? Да потому, что они не дают сильно размножаться вредным насекомым, которые губят лес. Муравьи питаются насекомыми — вредителями леса.
Мы идем дальше по тропинке, слушаем пение птиц. Вот на ветках дерева увидели птичье гнездо. Оно совсем низко, даже видны птичьи яйца в нем. Давайте побежим к гнезду. Может быть, возьмем яйца? Они красивые, голубенькие, в крапинку. А вот еще гнездо, в нем голые птенцы. Подержим в руках, погреем и обратно положим. Можно ли так поступить? Нет, нельзя даже близко подходить к гнездам. Птицы-родители не бросили птенцов, они испугались нас и летают где-то поблизости. Как только мы уйдем, они подлетят к гнезду, согреют и накормят птенцов. Вот послушайте стихотворение, где говорится, как в этом случае вести себя в лесу:
Гнездо на ветке — птичий дом.
Вчера птенцы родились в нем,
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.
Идем дальше и только по тропинке. А можно ли в лесу ходить и бегать по траве? Нет, нельзя. А почему? Потому что в траве живет много насекомых, мы их можем раздавить. Некоторые птицы делают гнезда на земле и в высокой траве, мы можем наступить на гнездо. Да и траву, и цветы нельзя топтать, иначе они погибнут.
Вот на цветок села бабочка. Давайте поймаем ее и рассмотрим, какие у нее красивые крылья. У кого сачок, ловите скорей! А можно ли так поступать? Для чего в лесу нужны для птиц, лягушек, жаб, ежей. Так что не нужно приходить в лес с сачком и не нужно ловить насекомых.
Идем дальше по тропинке. Вдруг около нее видим паутину. Это паук натянул сети между кустами. Может быть, уберем ее, нужен ли паук лесу? Да, нужен, и не надо рвать паутину. А почему? Да потому, что пауки полезные. Они уничтожают тлей — вредителей леса, мух, комаров. Так что не будем сбивать паутину, пусть паук подкарауливает свою добычу.
Вот кто-то зашуршал в траве. Отгадайте о нем загадку.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ~ ни одной!
Да, это красивый, симпатичный ежик. Давайте возьмем его к себе домой. Но будет ли ему хорошо у нас? В лесу же ежик у себя дома. Он нужен лесу, он приносит ему пользу, уничтожает мышей, вредных насекомых. Тогда не будем брать ежа, пусть живет у себя дома. И вообще, никаких лесных животных не нужно уносить домой.
Идем по лесной тропинке дальше. Становится жарко. Все больше и больше беспокоят комары, мошки, оводы. Кто-то из ребят предлагает развести костер, тогда дымом можно разогнать весь гнус. Но можно ли жарким летом разводить костер? Ну, конечно же, нет. В это время года костер для леса — злейший враг. От него может воспламениться сухая трава, хворост, ветки, сухие кустарники и деревья, и возникнет лесной пожар, который уничтожит на своем пути все живое и неживое. Так что разводить костер не будем, а лучше используем против гнуса анти-комариновую мазь.
Ребята, а зачем нужно знать правила поведения в лесу? И что случится, если люди не будут выполнять эти правила? А случится тогда ужасное. Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся звери. Лес будет скучным, унылым и некрасивым. Так что, ребята, вы уже большие и должны выполнять эти правила, рассказывать о них своим друзьям, малышам и взрослым.
Правила поведения детей на природе.
Правило 1.
В лесу, в парке ходи по тропинкам и дорожкам.
Помни: в траве много маленьких животных, они очень незаметны и их можно нечаянно, раздавить.
Правило 2.
Не шуми в лесу, в парке.
Не приноси с собой магнитофон, транзистор.
Помни: крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои дома.
Правило 3.
Не рви цветы в лесу, на лугу, а любуйся их красотой.
Помни: сорванные растения быстро гибнут и не дают семян.
Не будет семян – не будет и цветущих растений.
Правило 4.
Не лови бабочек.
Они украшают природу и опыляют растения.
Помни: бабочку погубить легко.
Достаточно подержать в руке, и с её крылышек опадут чешуйки, она не сможет больше летать.
Правило 5.
Не разрушай муравейник.
Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом.
Помни: любой труд надо уважать.
Муравьи - санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым, которые губят лес.
Правило 6.
Не сбивай несъедобные грибы.
Помни: эти грибы тоже очень нужны лесу.
Животные едят их и лечатся ими.
Правило 7.
Не трогай птичьи гнёзда.
Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти.
Помни: примятая трава, сломанная ветка могут испугать птицу, и она бросит гнездо.
Тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию.
- Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе).
2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том ка их беречь).
- Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах, которые растут в наших лесах, рассказать какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана).
- Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить).
- Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу).
- Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений).
Подвижная игра «Ловля рыб».
Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга.
Одна группа - рыболовы (их меньше), другая - рыбы. Сначала между ними происходит разговор.
Рыбы. Что вы вяжете?
Рыболовы. Невод.
Рыбы. Что вы будете ловить?
Рыболовы. Рыбу.
Рыбы. Какую?
Рыболовы. Щуку.
Рыбы. Ловите!
Рыболовы догоняют рыбу.
Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба.
Занятие по экологии «Кто такие рыбы».
Стихи о насекомых.
Муравейник.
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые тёмные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и брёвна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встаёт на рассвете
Работящий лесной муравей.
Пчела.
Пчёлка золотая над цветком порхает,
Сок душистый пьёт, собирает мёд.
Шмель.
В лесу цветок растёт,
Шмелей к себе зовёт:
«Прилетайте, шмели,
Поклонюсь до земли.
Гуще мёда нету,
Чем с лесного цвета!»
Стрекоза.
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод.
Мы – быстрые стрекозы
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
Мотылёк.
Я – беззаботный мотылёк.
Хоть я живу всего денёк,
Но не грущу напрасно –
Ведь жизнь моя прекрасна.
В небесном голубом просторе
Купаюсь я, как будто в море.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Ромашками белеет луг,
Порхают бабочки вокруг.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Подарит мне живой цветок
Медовый золотистый сок.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Муха.
Муха, муха – надоеда
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит,
Хлеб нарезан – можно есть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали!»
(Кто такие насекомые?)
Вода.
Повсюду, где бежит вода,
Цветёт земля, цветёт страна…
Живые существа общего дома планеты – Земля.
Загадки.
Я – капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(земляника)
Под сосною у дорожки
Я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы.
(Гриб)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
(Ёж)
На луговой клеверок
Опустился вертолёт.
Золотистые глаза.
Отгадайте, кто я?
(Стрекоза)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок –
И остался стебелёк.
(Одуванчик)
Вильну хвостом туда – сюда,
И нет меня, и нет следа.
(Рыба)
Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.
(Божья коровка)
У меня четыре лапки,
Лапки цап – царапки,
Пара чутких ушей,
Я – гроза для мышей.
(Кошка)
Днём спит, ночью летает
И прохожих пугает. (Летучая мышь)
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
(Вот сколько замечательных соседей живёт с нами на Земле!)
О ГЛОБУСЕ.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком – Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.
Я шагаю по лужайке –
Великан в трусах и майке,
Сверху ясно мне видна
Вся зелёная страна.
Вот улитка – добрый гномик,
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нём.
Вот цветок ромашка,
В нём живут букашки.
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган, налечу,
Все дома я могу разломать,
Всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу…
Только я не хочу!
Я – добрый Великан.
(памятка поведения в природе)
(Вместе оформить коллективный стенд «Мы сбережём тебя, планета Земля!»)
Экологическая Викторина.
- Какие животные живут в наших лесах? (медведь,рыси.)
- Кто пол года живёт без обеда? (медведь, барсук, ёж)
- Вспомните названия русских народных сказок, одним из героев, которых был заяц?
- Какие есть поговорки, пословицы о лесе. (Много леса – не губи, нет леса - посади;
- Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.)
- Пропеть один куплет песни, в которой поётся о птицах?
- Какие звери летают? (белка, летучие мыши.)
- Что за трава, которую и слепые знают? (крапива)
- Загадать загадку о птицах?
- Что означает этот знак? (подготовить знаки безопасности в природе)
- Фотозагадка: Какое время года изображено на картине.
- Что не правильно нарисовал художник на картине о лете? ( На фоне летнего леса, белый заяц)
- С какого дерева лист?
- С какого дерева шишка?
- Кто сидит в коробке? (животное живёт в лесу, прыгает по деревьям, запасает на зиму грибы, орехи)
- Какое животное изображено на картине? (Лось)
- Дерево символ нашей Родины? (берёза)
- Почему деревья сбрасываю на зиму листву?
- Какие цветы у нас расцветают первыми? (Подснежники)
- Какие лекарственные травы лечат простуду? (Мать – и – мачеха, подорожник, мята)
- Что будет, если исчезнут все растения?
- Где ночуют птицы? (вороны, галки – на деревьях; воробьи, голуби на крышах)
- Почему снегирю дано такое имя? (прилетает с первым снегом)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
- С прилётом, каких птиц считаем мы начало весны?
- Назовите загадки о животных?
- Кто из животных меняет шубу 2 раза в год? (лиса, белка, заяц, куница)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- Животное наших лесов похожее на кошку? (Рысь)
- Что означает выражение «Волка ноги кормят»?
- Родилась в воде, живёт на земле? (Лягушка)
- Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят землю)
- Голубой аэропланчик сел на жёлтый одуванчик?
- Каких бабочек вы знаете?
- Блиц – вопросы:
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Разноцветные грибы? (сыроежки)
- У кого каждый день растут зубы? (У зайца, у бобра)
- Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
- Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождём)
- Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
- Последняя ягода в нашем лесу? (Клюква)
- Название, какого растения говорит, где оно живёт? (подорожник)
- Кровожадный хищник наших лесов? (волк)
Педагогическая задача:
Гуляя в лесу, вы нашли в траве птенца. Как вы с ним поступите? И почему?
- Положите в гнездо.
- Унесёте с собой.
- оставите там, где лежал.
Ответ: Оставить там, где лежал так, как выпавшего птенца, птица не бросит, а если положить в гнездо, то посторонние запахи могут птицу отпугнуть, и она улетит из гнезда.
А теперь давайте с вами послушаем и посмотрим, какие же вы у нас знатоки природы.
- - Дикорастущие растения, употребляемые в пищу человеком. (Щавель, крапива, одуванчик, ягоды, грибы).
- - Какое растение может служить волшебной повязкой. (Подорожник).
- - Какие грибы названы именем тех деревьев, под которыми растут? (Подосиновик, подберёзовик.)
- - Какое животное почти всё время проводит под землёй? (Крот).
- - У какого дерева осенью листья красные? (осина, клён).
- – У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина).
- – Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерев и рябчик).
- – Самая большая птица? (Страус).
- – Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон. (Змеи вылезают из старой кожи, протискиваются между камнями, между корнями растений. К этому моменту у неё появляется блестящая, новая кожица.)
- – Какой хищный зверь падок до малины?
- – Жирными или тощими ложатся медведи в берлогу? (Жирный, жир греет и питает спящего медведя.)
Стихи о временах года и о явлениях природы:
Первый снег.
Утром глянул я чуть свет:
Двор по – зимнему одет
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не верю
Эй! Смотрите, чудеса –
Опустились небеса!
Было облако над нами
Оказалось под ногами!
Лето.
В поле – красная гвоздика
Красный клевер погляди-ка,
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом
Видно, не напрасно
Называют лето красным!
Деревья.
Берёза.
Если б дали берёзе расчёску
Изменила бы берёза причёску
В речку, как в зеркало, глядя
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Дуб.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться
Ведь по поздней осени
Он стоит зелёный
Значит, он выносливый
Значит, закалённый.
Осинка.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мёрзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо погреться
Бедной осинке.
Ель.
Ни листочка, ни травинки
Тихий стал наш сад
И берёзки и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена
Видно ей мороз не страшен,
Видно смелая она!
Если бы я был деревом.
Экологические игры.
Я – Дерево-мама!
Эта игра помогает закрепить знания о распространении семян ветром.
Воспитатель изображает дерево, дети - летающие семена. Сначала дети-семена растут на дереве – стоят рядом с воспитателем. Налетает ветер (звучит соответствующая музыка или аудиозапись шума ветра), семена падают, летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны.
Следующий этап – летающие семена падают на землю – ребята приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель), приходит весна, светит солнышко, идёт дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками.
Педагог комментирует происходящее. Для этой цели можно использовать стихотворение.
Взрослый:
Я – дерево-мама, а вы – мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Дети:
На дереве-маме мы долго висели,
Вдруг ветер подул, и мы все полетели.
Умчаться от мамы подальше хотим,
Нас ветер подхватит, и мы улетим!
Нам лёгкие крылья летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадём,
Земля нас накормит, земля - это дом.
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастём мы зелёным ростком
И маме помашем зелёным листком.
Нам дерево-мама помашет в ответ.
- Как стать нам большими, не дашь ли совет?
И дерево-мама, качаясь, шумит,
Советы давая, листвой шелестит.
Дерево – это…
Эта игра развивает мышление, актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения.
Ведущий предлагает детям определить, какое значение имеет то или иное дерево для жизни разных животных, людей и т.п.
Например: «Для птицы дерево – это...» (варианты ответов ребят: столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т. п.). « Для жука наш дуб – это…» (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу). « Для художника дерево – это…» (объект для картины, источник вдохновения). «Для усталого путника раскидистое дерево – это…» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть…). «Дерево для мебельщика – это» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов). «Дерево для зайца – это…» (пища – кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина – это…» (чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха и т.п.). Слово «дерево» можно заменять конкретными названиями различных пород, в частности, тех, за которыми дети наблюдают.
Что будет, если…
Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится с деревом, если… (исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчёлы; человек повредит кору и т.п.).
Что такое хорошо и что такое плохо?
Разделите ребят на две команды. Участники первой команды будут называть всё, что для дерева «хорошо», второй – всё, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.
Предъявите билет.
Эта игра помогает закрепить знания о листьях. Для её проведения приготовьте наборы разных листьев из плотной бумаги, например: липы, клёна, дуба. Прежде всего, нужно изготовить листья растений, которые растут на вашей территории, в вашем населённом пункте.
Предложите детям построить поезд из стульев, крупных кубов или модулей (один вагон – это ряд стульев или кубов, к спинкам или граням, на которых прикреплены разные листья). Каждый ребёнок получает один листок. Все участники ждут поезд, который по пути следования проезжает станции, названные «в честь» разных деревьев: «Дубки», «Липовая аллея», «Кленовая аллея», «Ельник» и т. п. Поезд отправляется по команде ребёнка-машиниста. По пути ребёнок-проводник объявляет остановки и проверяет билеты (листья) у входящих. Когда состав прибывает на станцию «Липовая аллея», пассажирами становятся только дети с листьями липы. На станции «Ясенево» входят ребята с листьями ясеня и т. п. Кондуктор проверяет правильность определения растений. Затем ребёнок- пассажир ищет стулья (кубы), на которых прикреплены такие же листочки, и занимает своё место.
Чтобы усложнить задание, можно сделать листья одного и того же дерева разными по величине, окраске и т. п. В этом случае участник игры будет выбирать стул с закреплённым листом, точно соответствующим его билету.
Ещё вариант: наибольший лист прикрепляется к самому большому кубу, наименьший к самому маленькому.
На прогулке, на экскурсии можно играть в более простой вариант: дети берут по одному листу и становятся друг за другом. Проводник, как и в предыдущем варианте, объявляет остановки, на которых выходят пассажиры с определённым типом листьев.
Раз, два, три – к дереву беги!
Игра закрепляет знания о разных видах растений, развивает быстроту реакции.
Ведущий, называет деревья. Услышав название растения, дети бегут к нужным растениям.
Найди своё дерево.
Игра помогает активизировать сенсорную «память».
Ведущий: (для младших детей им будет взрослый, ребята же старшего возраста могут выполнять эту роль по очереди) предлагает участнику игры закрыть глаза, берёт его под руку и по очереди подводит к разным деревьям, в том числе и к «своему».
Задача ребёнка – потрогать, понюхать кору, листья и, вспоминая результаты исследований, определить дерево, за которым велись наблюдения.
Горячая пора.
У дедушки Мороза
Здоровье, хоть куда.
Его не испугают
Любые холода.
Пускай повсюду стужа,
А вовсе не жара –
У дедушки Мороза
Горячая пора.
У дедушки Мороза
Серьёзные дела.
Нужны для снежной бабы
Морковка и метла.
И новая ушанка
Из старого ведра –
У дедушки Мороза
Горячая пора.
У дедушки Мороза
Работа по душе.
Он нужен в каждом доме,
На каждом этаже.
Отличные подарки
Получит детвора –
У дедушки Мороза
Горячая пора.
Кто это?
«Согласись со мной, соседка:
Я прекрасная наседка!
Целый день детей кормлю,
Хлопочу, ночей не сплю.
Их теплом я согреваю,
Выходных совсем не знаю.
Дети все как на картине.
Не найдёшь таких ты ныне.
Ими все любуются», -
Хвастается… (курица).
Загадка.
Не спеша, она ползёт,
Травку медленно жуёт.
Хоть прочна её рубаха
Прячет голову от страха
Очень славная милашка.
Кто же это? (Черепашка.)
Загадка.
Эта кроха-вертолёт
Никогда не устаёт.
Всё летает и летает,
Быстро в воздухе мелькает.
Крылья будто слюдяные,
Очень лёгкие, большие.
Это что за егоза?
Догадались?
(Стрекоза.)
Загадка.
Мягкий, тёпленький комочек
Словно жёлтенький клубочек.
«Пи-пи-пи» - сказал он маме.
Кто он? Вы скажите сами.
(Цыплёнок.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Педагогическая технология «Экологическая тропа» Системное знакомство ребенка дошкольника с миром природы Рекомендации для педагогов ФГОС ДО: Новые формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Экскурсии в рамках проекта "Экологическая тропа" в зимний период...
С-21.12.2015года-Методическая разработка - Фрагмент сборника "Экологический паспорт"
Предлагаю вашему вниманию фрагмент сборника для образца (не более 3 ГБ). По аналогу вы могли бы создать свой - дополнив, доработав и обогатив содержание. На самом деле объектов гараздо б...
Методическая разработка "Экскурсия по экологической тропе с дошкольниками"
Данная методическая разработка является опорным конспектом к НОД по экологическому воспитанию дошкольников. Содержит информацию о растениях, игры, наблюдения....
Методическая разработка «Путешествие по экологической тропе»
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство...
Методическая разработка. Метеостанция на экологической тропе в ДОУ
На участке детского сада мы выбрали специальный участок, на котором решили создать площадку «Метеостанция». Детская метеостанция будет выполнена компактно...
Методическая разработка к проекту "Экологическая тропа"
Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников....
Методическая разработка «Прогулки по экологической тропинке»
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты....