Методическая разработка "Экскурсия по экологической тропе с дошкольниками"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Данная методическая разработка является опорным конспектом к НОД по экологическому воспитанию дошкольников. Содержит информацию о растениях, игры, наблюдения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_dlya_publikatsii.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа
Задачи: Закреплять знания о растениях на экологической тропе; учить замечать изменения, происходящие в природе ; развивать наблюдательность; активизировать память и внимание детей.
Объекты: калина бульдонеж, береза кучерявая, лиродендрон, дуб пробковый, вейгелла , айва японская, жасмин месни (знакомство).
Видовые точки: 1. Лаборатория
2. «Березовая роща»
3. «Растения весеннего цветения»
Ход:
1. «Лаборатория».
Беседа.
В:Какое сейчас время года?
В:Какой месяц?
В: Какие изменения происходят в конце зимы?
В: Что характерно для нашего климата в конце февраля?
В: Ребята, а нам письмо! Ясногорик обращается с просьбой украсить экологическую тропу с помощью калины бульдонеж.
В: Как же мы это сделаем?(Ответы детей).
Воспитатель направляет детей к этому растению.
В:Давайте вспомним, друзья, как цветет это растение?(ответы детей: Цветет калина белоснежными шарами недолго, всего 2-3 недели (конец мая – первая половина июня), изящно свисающими на ветках, изогнутых под их тяжестью).
В: Почему назвали так это растение?(ответы детей: когда бутоны раскрываются полностью – шары становятся снежно-белыми, как снежки).
Она хорошо растёт на сухих почвах, но требует достаточного полива, поэтому лучше её выращивать на влажных почвах.
В: Ребята, а как же мы можем помочь Ясногорику, нам ведь нужно, чтоб калины бульдонеж стало много?(ответы детей)
В: Оказывается, калина бульденеж хорошо размножается : отводками, делением куста, зелеными летними черенками.
В:Мои юные помощники. Давайте обратимся к схеме, которая нам поможет правильно рассадить растение. Отводками размножают весной: в лунку глубиной 10-12 см пригибают и пришпиливают побег, засыпают его перегноем, уплотняют, почву содержат влажной. Побеги укореняются к осени, правда, корешки получаются более слабые, чем у черенков, а через 2 года их отделяют от основного куста.
Практическая деятельность воспитателя и детей.
Воспитатель следит за правильностью и. аккуратностью ее выполнения.
По окончанию работы воспитатель спрашивает: «Чему вы сегодня научились? Отводки какого растения вы посадили? Когда на ваших отводках появятся новые листочки, вы увидите, что они прижились.
Ребята фиксируют в дневниках наблюдения дату рассадки растений с целью дальнейших наблюдений.
2. « Березовая роща».
Наблюдение за березой.
Цель: продолжать знакомить с деревом , ставшим символом Росссии; рассказать о том, какую пользу приносит береза людям.
Береза кудрявая дерево до 15 м высотой, с чисто-белым стволом, не образующим в основании темную грубую корку, за что получила еще одно название – береза белоствольная. Крона березы кудрявой широковетвистая, яйцевидная. Ветви направлены вверх. Кора молодых ветвей гладкая, красновато-бурая, позже чисто-белая. Листья такой березы блестящие, яйцевидные или ромбические, до 6 см, после распускания клейкие и душистые.
Береза кудрявая предпочитает более сырые почвы и влажный климат.
Примерные вопросы:
В: Ребята, обратите внимание на стволы берез в нашей Березовой роще
В: Какой ствол самый широкий?(ответы детей: Внизу у самой земли. Самый узкий наверху, самая вершина.)
В:А хотите посмотреть, что происходит с насекомыми под корой?(Ребята рассматривают кору и берут один слой бересты. Под лупой рассматривают дырочки, трещинки в коре, есть ли насекомые, спят ли они или уже проснулись после зимы.)
В:Ребята. знаете ли вы строение(части) дерева? (Опираясь на схему, ребята рассказывают.)
Дидактическая игра «Путешествие»
Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.
Ход игры: Воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.
Приметы: если февраль будет дождливый, то такими же можно ожидать весну и лето; если февраль будет дождливый, то предвещает засуху.
Лириодендрон.
Загадка
Тюльпановое дерево с бороздчатой корой
А листья формы необычной
Отгадайте, что это ? (Лириодендрон)
В: А как же узнать лириодендрон по форме крон?( Ответы детей: верхние ветви изгибаются в одном направлении).
Деревья, особенно американский вид, часто возвышаются над кронами других лиственных деревьев, таких как клёны и дубы.
Лириодендрон легко узнать по форме кроны, где верхние ветви изгибаются в одном направлении.
Дуб пробковый.
Загадка
Кудрявой кроною большой
шумит в лесах он день-деньской.
Он - царь деревьев на Руси!
(Кого угодно ты спроси!)
Его обходит лесоруб -
ведь слишком твёрд и крепок ... (ДУБ).
В: Ребята, сравните, пожалуйста лириодендрон и дуб.В чем их сходства, а в чем различия?
Ребята производят сравнение.
Сходства | Различия |
3. «Растения весеннего цветения».
Подвижная игра. «Мяч передавай-слово называй»(дети называют первоцветы)
Цель: развивать фонематические представления, быстроту реакции.
Ход игры: играющие выстраиваются в колонны. У первых игроков по мячу(диаметр 25-30см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Наблюдение за цветением вейгеллы, айвы японской.
Примерные вопросы:
В: Ребята, оказывается садоводы называют вейгелу "вестником тепла". Как только это растение зацветет, так это означает, что холода и заморозки на почве уже не вернутся.
В: А знаете ли вы сколько раз в году цветет вейгелла?(Ответы детей.В течение года Вейгела цветет дважды: весной, а потом в конце лета. В эти периоды куст покрывается множеством цветков-колокольчиков, они могут иметь белый, розовый, красный или желтый окрас.)
В: Как выглядят соцветия вейгеллы? (Ответы детей. В первые дни цветения они довольно бледны, но со временем становятся более красочными.)
Примерные вопросы:
В: Ребята, вам интересно, как цветет айва японская? (Ответы детей.)Воспитатель подходит с детьми к айве японской.
В: Какие цветы у айвы?(Ответы детей.Весной айва ярко цветет алыми цветами, похожими на яблоневые)
В:Какая особенность цветения айвы японской существует?(Ответы детей.Цветение начинается, когда листочков еще практически нет)
В: Мои друзья, как выглядят ветви и побеги?( Ветви и побеги растения дугообразные, густо покрыты темно-зелеными, блестящими листьями)
Сообщение новых знаний.
А знаете ли вы, что настоящими зимнецветковыми жасминами являются жасмин Месне, первоцветный .Изящные, трубчатые, почти без запаха цветки жасмина голоцветкового без устали распускаются на прутьевидных безлистных побегах с января и до конца апреля, а пик цветения наступает в феврале, когда кусты сплошь становятся желтыми.
Жасмин — вечнозелёный кустарник вырастает до 1,8-3 м в высоту
Отличия растения от других:
- это прямостоячие или вьющиеся кустарники с тонким и гладким стеблем, который покрыт простыми, темно-зелеными, листьями. Завершается стебель крупными цветами правильной формы.
- Цветы жасмина собраны в щитки, которые в зависимости от вида растения бывают боковыми или верхушечными.
- Аромат жасмина очень приятный и нежный, но в условиях маленького помещения (к примеру, дома) запах может стать сильно концентрированным и приводить к головным болям.
В: Ребята, обратите внимание: время цветения этого растения: в конце зимы и ранней весной.
Первые упоминания о душистом жасмине найдены в древнеегипетских папирусах. Легенда о жасмине рассказывает что Эллины верили, что жасмин подарила людям богиня мудрости Афина. Во Франции из его стволов изготавливали дудки и флейты. В Китае его добавляли в чай, им промывали глаза, из него делали удивительный сироп от кашля. Считалось, что он очищает кровь. В Индии жасмин называли «лунным светом любви», девушки украшали им свои волосы и использовали в косметике.
Польза: Цветы жасмина медоносны, а молодые листья - хорошая приправа к салатам. Ученые заметили, что жасминовый запах тонизирует и возбуждает функции головного мозга, стимулирует творчество, рождение оригинальных идей. Также он укрепляет чувство собственного достоинства, ощущение благополучия, помогает адаптироваться к незнакомой обстановке.
4. Итог экологической тропы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание экологической тропинки на территории ДОУ"
В данной разработке раскрывается способы и этапы построения экологической тропинки на террритории сада....
Методические рекомендации "Организация экологической тропы в ДОУ"
экологическая тропа...
Методические рекомендации "Организация экологической тропы в ДОУ"
интересные факты!!!...
Экскурсия по экологической тропе для дошкольников (5-7лет)
Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию по экологической тропе. Но чтобы мы не сбились с пути, мы будем пользоваться картой. Давайте ее рассмотрим (рассматриваем карту и отправляемся в путь).Перва...
Методический материал (к экологической тропе)
Методический материал(к экологической тропе)...
Методическая разработка "Весенняя экологическая тропа. Приглашение синички".
Данный терренкур рассчитан на детей в возрасте 4-5 лет. Он объединяет в себе различные виды деятельности. А именно: наблюдение, составление рассказов, подвижные игры, трудовую деятельность. Все это, б...