Логико-математические игры "Алыптаах хаамыска"("Волшебные камешки") на основе якутских национальных игр "Хаамыска", "Хабылык"
методическая разработка

Рахматова Людмила Николаевна

Использование якутских националных игр "Хабылык", "Хаамыска" в проведении логико-математических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon haamyska_2.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

Использование якутских национальных игр «Хабылык», Хаамыска» в проведении логико-математических игр с детьми дошкольного возраста.

Игра является ведущим видом

деятельности детей дошкольного возраста. Это самый действенный метод познавательной деятельности, так как создаёт положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность протекает и развивается активно. Игры различаются по видам, целям, содержанием и другими особенностями. При этом игра имеет такое качество, как гибкость к варьированию и комбинированию. И сегодня у каждого педагога есть возможность разнообразить, преобразить игровой процесс, внести свои коррективы и дополнения.

Настольные игры народа саха Хаамыска и Хабылык имеют глубокие корни. Они были широко распространены ещё с XVI-XVII веков. В XX веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты. С переменой сфер нашей жизни, в связи с перестройкой, настольные игры получили второе рождение  как часть культуры народа. В 90-х годах появился интерес к ним. Началась работе по пропаганде игры в общеобразовательных школах и других культурных учреждениях.

Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня  настольные игры наших предков получили большую популярность. Во многих детских садах и школах идёт популяризация этих игр. В нашем детском саду вот уже несколько лет учим детей этим играм. Дети с большим интересом играют в эти игры, и мы решили как-то разнообразить   ход этих игр. Мы придумали несколько логико-математических игр, которые можно провести с помощью   5-ти «хаамыска» (камешки) и «хабылык» (лучинки).  При этом каждый камешек, как главный элемент отдельной игры, имеет свои функции в виде заданий.  В итоге у нас получается целый набор игр, основанный на якутских настольных играх «Хаамыска», «Хабылык».

 Логико-математический игровой набор «Алыптаах хаамыска» (Волшебные камешки)

Игровой набор интересен тем, что он многоуровневый и может быть использован в проведении игр во всех возрастных группах детского сада. Уже с начала этого учебного года проводим игры у себя в группе с детьми второй младшей группы. Дети с большим интересом и увлечением начали играть в эти настольные логико-математические игры. Дети нашей группы постепенно начали переходить на 3-й уровень игры «Соотнеси число и количество». В старших группах будут переходить на следующие уровни. И это не предел, в этот игровой набор можно придумать и добавить ещё игры-задания, расширяя и усложняя уровни, тем самым,  каждый раз обновляя и совершенствуя сам игровой набор.

  1. «Найди  предмет такой формы»

Цель игры: закрепление знаний о геометрических фигурах, учить сравнивать геометрическую фигуру с предметом, правильно называть геометрическую фигуру и форму предмета.

Игра проводится с помощью первой «камешки», с изображением 6-ти геометрических фигур на гранях (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб)  и 24 карточек с изображением предметов, соответствующих по форме к этим геометрическим фигурам.  Играют  индивидуально или в подгруппе дети от 3 лет, в зависимости от индивидуального развития  ребёнка, возрастной ценз может колебаться.  Дети по очереди подкидывают «камешек». После этого, игрок должен назвать выпавшую фигуру и выбрать из карточек ту, предмет которой соответствует  по форме выпавшей геометрической фигуре, и назвать форму предмета. В процессе игры,  если дети затрудняются, необходима помощь и поправка взрослого. Со временем если дети будут играть увереннее, можно провести игру в соревновательной форме. Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной карточки. В конце игры выигрывает тот игрок, который собрал больше всех карточек. Тот, кто неправильно назовёт фигуру или выберет несоответствующую картинку, карточку не берёт. Игру можно усложнить, скомбинировав с игрой  №2 «Найди по цвету».

     

  1. Игра «Найди по цвету»

   

Цель: Закрепить знание основных цветов. Учить различать и находить предметы по цвету.

Для проведения этой игры, понадобится второй «камешек»  с разноцветными гранями  (красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый,  фиолетовый).  Игру можно проводить индивидуально или в подгруппе с детьми от 3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей развития, возрастной ценз может колебаться. Игроки по очереди подкидывают  «камешек» на стол, называют цвет грани, которая выпала, затем должны выбрать 1 карточку с предметом такого же цвета. Игра проводится до тех пор, пока на столе не останется ни одной карточки. В конце игры выигрывает тот игрок, у которого окажется больше карточек, чем у остальных. Игру можно усложнить,  комбинируя  с игрой №1 «Найди похожий предмет». А также можно комбинировать все три игры, №1, 2, 3 , например, с детьми более старшего возраста.

  1. Игра «Соотнеси число и количество»

Цели: Закрепить знание единичных чисел, развивать умение правильно соотносить число и количество предмета, образуя пары.

Игра проводится индивидуально или в подгруппе с детьми от 5 лет. Игроки по очереди подкидывают «камешек» с числами на гранях (от 1до 6). Исходя от того, какое число выпадет, игрок  должен выбрать карточку с изображением соответствующего количества предметов. В игре можно также использовать «камешек» с точками, выбрав грань с нужным количеством  точек к выпавшему числу на «камешке» с числами.

  1. Игра «Бери столько, сколько выпадет»

Цель: Упражнять в количественном счёте.

В этой игре используются «хаамыска» с точками и палочки «хабылык». Играют дети в возрасте от 4 лет в подгруппе до 6 игроков. Дети по очереди подкидывают «камешек» и сколько точек выпадет, столько палочек передвигают с центра стола к себе. Игра продолжается до тех пор, пока в центре стола не останется ни одной палочки. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры окажется больше палочек, чем у остальных.

  1. Игра «Добавь - убавь»

 Цель: Способствовать формированию навыков сложения и вычитания.

Игра проводится с помощью «камешки» со знаками сложения (+) и вычитания (-) и набора палочек «Хабылык»  в группе детей от 5 лет. Количество игроков до 6. В центре стола выкладываются палочки. У каждого участника в начале игры должны быть 2 палочки. Игроки поочерёдно подкидывают «камешек» на стол. Если выпадет знак  «-», то убирают из своих палочек одну в центр стола, а если выпадет знак «+», то с центра стола забирают себе одну палочку. У кого не останется ни одной палочки, тот покидает игру. Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной палочки. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры окажется больше по количеству палочек, чем у остальных. Игру можно усложнить, используя «камешек» с числами. В этом случае, игроки подкидывают сразу 2  

«камешки». Выпадают одновременно какое-нибудь число до 6  и знаки «+» или «-». Соответственно, если выпадут знак «+»  и число 3, то игрок добавляет к своим палочкам 3 палочки из центра стола. В усложнённом варианте число игроков сокращается до 3, при этом в начале игры у каждого игрока должно быть не менее палочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг оценки уровня проявления ребенка 3-4 лет в логико-математической деятельности (на основе наблюдения) (исходная диагностика сентябрь-октябрь)

Мониторинг оценки уровня проявления ребенка 3-4 лет в логико-математической деятельности(на основе наблюдения) (исходная диагностика  сентябрь-октябрь)...

Развитие интегративных качеств личности детей в современном образовании на основе логико-математических игр

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие ...

Консультации для воспитателей. «Основы развития логико-математических представлений у дошкольников».

Математическое развитие детей в конкретном образователь­ном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополни­тельного образования, прогимназия и т. д.) проектируется на ос­нове кон...

Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)

Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....

Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича

Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников через настольные игры: опыт использования национальных игр хабылык и хаамыска"

Статья описывает опыт использования настольных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников, с особенным упором на национальные игры хабылык и хаамыска. Рассмотрены психологические, педагогическ...