Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Что такое оберег"
план-конспект занятия (старшая группа)

Терновенко Наталья Анатольевна

Занятие предназначено для детей старшей группы. Помогает познакомить детей с народными традициями, праздниками, оберегами. Значение оберега, какую силу им приписывал народ. Содержит региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_obereg.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель: Продолжать знакомить детей с  богатством русской народной культуры.

Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием русских народных традиций, оберегами, мифологией.
2.Воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству;

3.Научить делать один из оберегов «Птицу счастья»

                                       Ход занятия.

Воспитатель предварительно приносит в группу оберег «Домовёнка».

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что у нас в группе появилась новая необычная  игрушка.
Дети: Да
Воспитатель: А вы знаете, что это за игрушка?  Домовой это славянский мифологический дух дома. Его представляли в виде обросшего старика и считали добрым покровителем дома. Своим присутствием он охраняет дом от неприятностей, оберегает детей от страхов, изгоняет злых духов, приносит в дом удачу. Из уважения к нему, его называл и « Хозяином», «Дедушкой»- за добрые дела. Посмотрите что у него в руках. Крупа- вдоме еда, пшено- вдоме денег полно, колосок- урожай, мешок- богатство. Такие игрушки называют  «оберегами». Ребята на какое слово похоже слово  «оберег»? Что оно вам напоминает?
(Ответы детей)Оберег – оберегает от  недобрых сил.

Воспитатель: существует много видов  «оберегов». Некоторые «обереги» кольца, амулеты, серьги, ножи передавались в семьях из поколения в поколение. Клали под подушку, носили с собой, привязывали к рогам коровы. У казаков тоже были обереги  Первыми пеленками для ребенка были отцовские рубахи, они имели обереговое значение.

Зачем отцу казачонка на крестинах давали есть “горькую кашу”?

Отец ел кашу и не морщился, чтобы сыну или дочке меньше в жизни досталось горечи.

Место для строительства нового дома выбиралось при помощи коня. Каким образом?

Там, где более других конь ел траву или даже ложился отдохнуть, делали разметку и забивали колышки для дома.

Почему иногда у выстиранных рубашек на бельевой веревке завязаны рукава?

Завязывала рукава на рубахах мужа казачка , чтобы он больше никогда не поднимал на нее руку.

Давайте посмотрим слайды о разновидностях  «оберегов».

    «Последний слайд- «Птица счастья»

Вы обратили внимание на последний « оберег» ? Опишите эту птицу. Это «Птица счастья».

На Руси вообще очень любили птиц. Даже есть весенний праздник «Сорок сороков», посвящённый встрече птиц. Малышам рассказывали потешки о птицах ..Давайте вспомним.

                   Села птичка на окошко
                  Посиди у нас немножко,
                  Посиди не улетай.
                   Улетела «Ай-Ай-Ай!»

Есть песни о птицах, танцы.

Давайте покажем нашим гостям танец «Летели две птички!»

Хотите я вам расскажу легенду о «Птице счастья».

Посмотрите на карту какая огромная наша страна, покажите, пожалуйста, Россию. Так вот далеко на крайнем севере жил один охотник. А зима на севере долгая, холодная, солнышка не бывает несколько месяцев.И вот заболел у этого охотника сын. Не помогали ему лучшие доктора, знахари.
Больно было смотреть ему на бледного, обессиленного сына. И спросил охотник, чем я могу помочь тебе, сынок?
«Папа, я хочу увидеть солнышко!». Задумался охотник, сидя у костра, и увидел как поблёскивает пламя костра .Взял он полено и вырезал из него птицу, сделал ажурные крылышки, повесил охотник птицу у кровати сына. От потока воздуха стала крутиться птица, а веё ажурных крылышках поблёскивал огонёк костра, напоминая солнышко. Увидел это сын охотника и выздоровел.
С тех пор птицу счастья вешают в доме, как хранителя домашнего очага и благополучия. Вешают под потолком в прихожей. Чтобы каждый входящий прошёл под ней и оберег забрал все плохие мысли, а хорошие  пропускал в дом.

Ребята, а вы хотите сделать «Птицу счастья» своим родным.

Есть такая поговорка «Чем больше мы дарим счастья другим- тем больше его становится у нас!»

Приглашаю вас  к столам, где всё уже готово к работе.

Прежде чем вы приступите к работе послушайте правила по которым  делается оберег.
1. Оберег делается для кого-то, а не для себя.
2.Надо очень хотеть его сделать, только по доброй воле.
3.Самые сильные обереги, сделанные для родственников- мамы, папа.
4. Делая оберег, думайте об  этом человеке.

В заранее подготовленном шаблоне птицы прорези для хвоста и крыльев.
Делаем крылья из гофрированной бумаги, складывая её гармошкой, по бокам делаем надрезы, как вырезаем снежинку. Из такой же бумаги меньшего размера делаем хвост, аналогично. Вставляем хвост и крылья в прорези. Расправляем, скрепляем степлером.. Делаем дыроколом дырочку для ленточки.А теперь можно разукрасить птиц.

Ребята, пока краски высохнут, давайте поиграем в игру «Ворон».

                   Ой, ребята тара-ра,
                   На горе стоит гора
                   А на той горе дубок,
                   А на дубе воронок!
                    Ворон в красных сапогах,
                    В позолоченных  серьгах!
                    Чёрный ворон на дубу
                    Он играет во трубу!
                    Труба точеная, позолоченная,

                     
             

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития  ребёнка детский  сад  первой категории  «Колокольчик»

   

  Конспект занятия
по ознакомлению с предметным и социальным  
                         окружением
                для детей старшей группы

                        Воспитатель: Терновенко Н.А.
                         

                            ст Тацинская

                          февраль    2019г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружениемв подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Знатоки»

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.   Данное занятие представлено с целью  обогатить...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением.

Расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых; воспитывать у детей желание заботиться о насекомых, бережно относиться к насекомым....

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/ «Донские казаки»

Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с историей Донского края.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Казачка в дому, что оладушек в меду» /5-6 лет/

Цель: Создать условия для знакомства детей  дошкольного возраста с традициями воспитания девочек в  семьях Донских казаков.Интеграция образовательных областей: «Познавательное раз...