Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Путешествие в прошлое лампочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить детей с историей электрической лампочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_lampochki_starshaya_gruppa.docx14.61 КБ
Файл risunki.docx403.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект - занятия

«Путешествие в прошлое лампочки» (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный настрой, интерес к прошлому этого предмета.

Материалы оборудования: Лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, различные светильники (или картинки с их изображениями).

 Логика НОД.

1.Воспитатель начинает беседу с вопросов: «Ребята вы любите путешествовать? Хотите сегодня отправиться в интересное путешествие?» Для того чтобы узнать, куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадки:

2. Загадки:

1. Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем не спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

2. Весит груша –

 нельзя скушать.

4. Чудеса на потолке –

Повисло солнце на шнурке.

5. Висит оно без дела днем,

А ночью освещает дом.

Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же – электрическая лампочка. А сейчас ребята закройте глаза, а я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки. Раз, два, три – мы пришли! Что за предметы на столе?

Дети  перечисляют предметы, лежащие на столе: лучина, свеча, керосиновая  лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники.

Воспитатель спрашивает: «Что общего у  этих предметов? (Ответы детей).

Сейчас мы поговорим о том, как человек придумал свет.  Но сначала скажите, всегда ли существовала электрическая лампочка?  (Ответы детей) Конечно, нет. Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? (Ответы детей)  Он разжигал в пещере очаг, и от огня становилось светлее.

А как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью? ( Ответы детей) Почему? ( Ответы детей) Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы детей)  Нет,  фонари  появились,  позже, а давным-давно  люди придумали факелы. Вы знаете, что такое факел? (Ответы детей) Обычно это палка с намотанной на конце просмоленной паклей. С факелами не только ходили по улицам, но  и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещение. Затем придумали лучину. Что  это такое? Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли в подставке, а другой зажигали. Лучину нужно правильно расположить, чтобы она лучше светила. Воспитатель предлагает детям провести опыт эксперимент.

3.. Опыт эксперимент.

Воспитатель зажигает лучину; все наблюдают, как она горит. Обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Спрашивай: «Такое освещение удобно? Почему?(ответы детей) Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала».

Воспитатель показывает свечу, обращает внимания детей на то, что внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток; зажигает свечу. Говорит: «Как вы думаете, чем  неудобна свеча?(ответы детей). Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и научились делать из нефти керосин и придумали керосиновые лампы».  

Показывает детям керосиновые лампы, объясняет принцип действия.

Воспитатель спрашивает: «Удобная была керосиновая лампа? Почему? (ответы детей). Прошло много лет. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Тогда появилось электричество, Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. Теперь в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы и др.»

Далее воспитатель предлагает детям с помощью алгоритма описания предмета рассказать об электрической лампочке:  К какому миру относиться рукотворному или природному,  размер, цвет, форма, вес, материал, из каких частей состоит; функция; назначение.

4. Д/Игра «Подбери предметы с одним назначением».

Цель: Побуждать детей сравнивать предметы по назначению и функциям; подводить к пониманию многообразия предметов с одинаковыми назначениями и функциями; развивать ретроспективный взгляд на предметы.

Материалы оборудования: наборы парных картинок с изображением предметов с одинаковыми функциями (пылесос, веник, калькулятор, счеты, настольная лампа, свеча и т.п.); большие карточки с расположенными в два ряда ячейками для выкладывания парных картинок.

Ход игры:  каждый ребенок берет набор парных картинок и одну большую карточку, выкладывает все маленькие картинки перед собой, просматривает их и определяет те, которые подходят друг к другу.  Затем  выкладывает пары одну - на верхнюю ячейку большой карты, другую – на нижнюю. Выигрывает тот, кто быстрее всех правильно подобрал пары картинок.

Возможен вариант взаимного контроля – участники игры проверяют карточку друг друга и при желании могут спросить: «Почему ты думаешь, что эти картинки пара?».

5.Подведение итога.



Предварительный просмотр:

C:\Users\USER\Desktop\Путешествие в прошлое лампочки» (старшая группа)\эл. лампочка.png

C:\Users\USER\Desktop\Путешествие в прошлое лампочки» (старшая группа)\очаг.jpg

http://www.novosaratovka.org/UserFiles/Image/fakel.gif

http://f4.mylove.ru/N_nw2gTOe1zgGDKS.jpg

C:\Users\USER\Desktop\Путешествие в прошлое лампочки» (старшая группа)\свечка.jpg

C:\Users\USER\Desktop\Путешествие в прошлое лампочки» (старшая группа)\керосиновая лампа.jpg

http://www.supercoloring.com/sites/default/files/styles/how_to_draw_medium/public/htd/2015/07/chandelier-0-how-to-draw.png

http://kak-narisovat.com/wp-content/uploads/2015/12/how-to-draw-a-lamp-step-5_1_000000004320_5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружениемв подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Знатоки»

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.   Данное занятие представлено с целью  обогатить...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Что такое оберег"

Занятие предназначено для детей старшей группы. Помогает познакомить детей с народными традициями, праздниками, оберегами. Значение оберега, какую силу им приписывал народ. Содержит региональный компо...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.Провела Седова О. А. 05.04.2021. Литература. О. В. Дыбина. Ознак...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Путешествие в прошлое лампочки»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему:  «Путешествие в прошлое лампочки»ЦЕЛЬ: Познакомить с историей электрической лампочки.ЗАДАЧИ:обучающ...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет. Тема: Путешествие в прошлое одежды

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.Тема: Путешествие в прошлое одежды...