Опыт работы по региональному компоненту
статья (подготовительная группа)

Дорожко Светлана Алексеевна

В статье говорится о том как я строила свою работу по региональному компоненту, какую изучила литературу, как организовала развивающую среду, какие провела занятия, экскурсии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине.

Академик Д.С. Лихачев говорил: « Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах ,которые им принадлежали – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие – значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он,как правило равнодушен к своей стране».

Главной задачей дошкольного образования здесь выступает – не допустить такого безразличия среди наших детей. В наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с историей своей Родины, родного края, учить бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его. Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш Донской край. Наш край имеет свою историю, из которой складывается история нашей Родины. А чем лучше будет ребенок знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее.

Если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям города, области, применяя различные методические приемы, используя составленные тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества.

Поэтому мной была начата работа по использованию регионального компонента.

Целью своей работы определила следующее:

Создание условий для познавательного развития детей с речевыми нарушениями в процессе использования регионального компонента.

Исходя из цели, были определены задачи:

  1. Обогащать представления о прошлом и настоящем малой Родины и развивать познавательную активность через чтение художественной литературы, фольклор, познавательные занятия, художественное творчество, музыку, экскурсии, презентации, наблюдения.
  2. Ознакомление детей с традициями и обычаями нашего народа, посредством использования развивающей среды, создание мини-музея.
  3. Формирование интереса у родителей к родному краю, повышение их компетентности в вопросах семейного воспитания и привития у детей любви к малой Родине.

Для реализации поставленных задач работа проводилась в следующих направлениях.

Мною была изучена методическая и художественная литература по истории и культуре Донского края.

- Введение в Донскую историю В. А. Симоненко;

- « Мой край родной казачий» В.В. Шалыгин

- « Раз, два, три,четыре, пять, мы идем с тобой играть» М.Ю. Новицкая;

- Литература с этнокультурным казачьим содержанием;

- Люлешки « Казачьи песни, русские народные песни и игры» Н. А.Резчикова.

- « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева.

- Казачий костюм Т.А. Лыкова, А.Х.Сундукова.

Это помогло систематизировать работу и составить перспективный план ознакомления дошкольников с малой Родиной. При планировании своей дальнейшей деятельности обращала внимание на то, что главной задачей является развитие познавательных процессов, активизация речевой деятельности детей.

Были разработаны конспекты занятий: « В гости к деду Щукарю», « Как у нас на Тихом Дону», « Рождественские посиделки»,» В гостях у бабушки Аксиньи», КВН- « Мой любимый город» и др.

Первоначально провела диагностику уровня знаний детей, которая показала, какими знаниями дети владеют.

Для того, чтобы реализовать накопленный мною опыт была создана развивающая среда группы ,способствующая развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал . Был подобран различный материал: картинки, фотографии о Новочеркасске, иллюстрации, картинки о жизни казаков, казачья герардика, куклы в казачьей одежде, элементы казачьего костюма, макет казачьего куреня, казачья утварь и др.

Создав условия мною была проведена работа с детьми. Это  различные экскурсии. Так, знакомя детей с историческим прошлым нашего города, акцентировала внимание детей на архитектурных сооружениях, их значении в жизни людей. Знакомила воспитанников с достопримечательностями города, с историей появления и строительства Новочеркасска. На тематических занятиях по конструированию дети пробовали строить городские здания, рассказывали ,какое здание они построили, чем оно отличается от остальных. Просматривая  с детьми альбомы о Новочеркасске говорила детям о том, что главная цель архитектуры- это служение людям. Знакомила детей с памятниками города. Была проведена экскурсия к  памятнику Платова, целью которой являлось знакомство с основоположником города Новочеркасска, воспитание уважения, гордости, памяти к этому человеку.

Изучение жизни и быта казаков осуществлялось через просмотр презентаций, иллюстраций, рассказами и чтением художественной литературы, прослушиванием казачьих песен. Так как группа работает по лексическим темам, поэтому были разработаны конспекты интегрированных занятий:

« Конь- верный друг казака», « Путешествие по Новочеркасску», « Донской край- мой край» и др. Первоначально рассказала детям о том, кто же такие казаки, их характерные особенности (мужественные, трудолюбивые люди). Беседовала с детьми о людях, прославивших наш город: художники, писатели, спортсмены.

В процессе занятий знакомила детей со старинными казачьими обычаями(роль казачки в воспитании казака, рождение сына), с казачьими символами и знаками(флаг, герб). Обращала внимание детей на то,какими воинами были казаки и кто был верным другом казака в боевом походе. Была подготовлена презентация « Традиции, быт, обычаи казаков»

Знакомство детей с традициями казаков, их жизнью и обычаями позволило расширить представления детей, уточнить и активизировать словарь. Была проведена экскурсия в музей Донского казачества. Цель: Познакомить детей с историей своего родного города ,казачества, воспитывать интерес к прошлому и настоящему своего города, Донского края.

Знакомя детей с природой Донского края, старалась показать детям красоту окружающего нас мира, прививать любовь и желание сохранить природу. Для этого я знакомила детей со стихами о животных и растениях, загадками, народными приметами, что позволило обогатить и разнообразить речь детей. Проводилась экскурсия в городской парк, где дети наблюдали за насекомыми, птицами, растениями. Сравнивали с детьми растительный мир в разное время года. Рассматривали иллюстрации лекарственных растений нашей области, обращала внимание детей на их значимость в жизни человека. Проводила ознакомительные беседы о животных и птицах Дона, среде их обитания.

Большую роль в своей работе я отвожу фольклору. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и  преданности Родине. Разучивая, объясняя их, я  решала сразу несколько задач: обогащение словаря детей, формирование грамматического строя речи, развитие диалогической речи, воспитание нравственных качеств.

Знакомила детей с народными праздниками, показала детям презентацию

« Народные  праздники на Дону». На народном фольклоре были проведены

« Посиделки на завалинке», « Колядки».

На Дону  любили не только веселиться, но и вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. С этой целью провела с детьми занятие  «Гостеприимство на Дону», где дети делились, как у них в семьях встречают гостей, чем угощают.

Большую роль в своей работе отводила играм детей. Мною была подобрана картотека подвижных казачьих игр: « Каши», «Грыбаки»,» Казаки», « Игра в шапку» и многие другие. Дети с большим интересом играют в эти игры.

Родина начинается с семьи, поэтому положительных результатов в работе можно достичь при активном включении в эту работу членов семей воспитанников. Чтобы развить у родителей интерес к теме регионального компонента создала в группе клуб для родителей « Дончанка». Цель клуба: пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с региональным компонентом. Составила перспективный план с родителями по этой теме. Не все родители активно включились в работу. Но те родители, которые посещали клуб заинтересовались историей малой Родины, стали принимать активное участие в работе. Так по теме « Гостеприимство на Дону» родители рассказывали, как у них в семьях встречают гостей, как встречали гостей в прошлом их мамы, бабушки; подготовили блюда и рецепты казачьей кухни.

По теме « Казачьи семьи». Родители сделали подборку фотографий о старых казачьих семьях и своих семей сейчас, составили древо своей родословной. Интересно прошла дискуссия о том, какие были большие семьи раньше и какие стали сейчас. Родители принимали активное участие во всех народных праздниках: шили костюмы, разучивали с детьми народный фольклор, принимали активное участие в играх детей.

Проведенная работа с родителями группы способствовало пополнению развивающей среды по данному направлению, родители стали активней участвовать в жизни группы . Родители приняли участие в конкурсах:

«75 лет освобождения Новочеркасска от фашистов», «Как у нас на Тихом Дону». Совместно с родителями были проведены выставки « Природа и фантазия», « Зима на Дону», « Моя мама- мастерица».

Результат моей работы был виден при проведении мониторинга. У детей и их родителей появился интерес к истории Донского края, к его обычаям, традициям, к своей малой Родине, желание больше узнавать о прошлом и настоящем города, Донского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего (старшего) дошкольного возраста проведенный в рамках работы по региональному компоненту. Тема «Тула - мастеровая». Итоговое мероприятие.

Задачи приоритетной образовательной области: Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении;  закреплять навыки иг...

планирование работы по региональному компоненту.

Планирование работы по региональному компоненту для старшей группы детского сада....

План работы по региональному компоненту в подготовительной группе на 2015-2016 учебный год

план работы по региональному компоненту Республики Башкортостан....

Работа по региональному компоненту

Данный материал  будет способствовать  возможности построить работу с детьми по воспитанию любви к малой Родине...

Опыт работы "Внедрение регионального компонента музыкальное воспитание детей дошкольного учреждения"

В опыте представлена система работы по музыкальному воспитанию детей через внедрение программы "Наш дом - Южный Урал" (под редакцией Е.Бабуновой)...

обобщающий опыт по самообразованию : «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

ТЕМА ОПЫТА: «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников» ИДЕЯ    ОПЫТА: создание   педагогических    условий ...