обобщающий опыт по самообразованию : «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ирина Витальевна Комарова

ТЕМА ОПЫТА: «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

 

ИДЕЯ    ОПЫТА: создание   педагогических    условий    для    

 патриотического   воспитания   дошкольников   посредством 

включения   краеведческого материала в образовательную

деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Базовая модель

обобщенного педагогического опыта воспитателя

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Вневский центр образования №1 имени И.И. Мусатова»

Структурного подразделения «Детский сад №5»

Комаровой

Ирины Витальевны

ТЕМА ОПЫТА: «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

ИДЕЯ    ОПЫТА: создание   педагогических    условий    для    

 патриотического   воспитания   дошкольников   посредством  

включения   краеведческого материала в образовательную

деятельность.

2024 год

Список ИПМ

ИПМ 1. Сведения об авторе

ИПМ 2. Условия формирования опыта

ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта

           3.1. Актуальность опыта

          3.2. Теоретическая база опыта

          3.3. Новизна опыта

     3.4. Трудоемкость опыта

     3.5. Литература

ИПМ 4. Технология опыта

ИПМ 5. Результативность        

ИПМ 1. Сведения об авторе

Ф.И.О.  Комарова Ирина Витальевна

Дата рождения: 24.04.1963 г.

Образование: высшее

Название ВУЗа: Современная гуманитарная академия.

Специальность: юриспруденция

Окончила: курсы профессиональной переподготовки по программе дополнительного профессионального образования «Дошкольная педагогика.  Воспитание и развитие детей в ДОО».

Педагогический стаж: 22 года

Место работы: МОУ «Вёневский центр образования № 1 имени И.И. Мусатова» Структурное подразделение детский сад №5

Должность: воспитатель

Имею категорию (разряд): первую квалификационную категорию

ИПМ 2. Условия формирования опыта

       Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей через знакомство с родным краем.

       Опыт работы по правовому воспитанию дошкольника нарабатывался

в МОУ «Веневский центр образования №1 структурное подразделение «Детский сад №5»

       На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

- изучение опыта коллег в процессе посещения непосредственно  

  образовательной деятельности, мероприятий, проводимых воспитателями  

  детского сада;

- педагогические наблюдения за детьми дошкольного возраста;

- посещение открытых занятий, мероприятий;

 - работа с детьми.

- изучение научно - методической литературы.

ИПМ 3: Теоретическая интерпретация опыта

  1. Актуальность опыта

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы педагогов с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Воспитание у детей любви к своему отечеству - это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество.

       В настоящее время, государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

      Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине, родным местам и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Поэтому на сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей стала чрезвычайно актуальна. Основополагающим фактором становится региональный компонент.

3.2. Теоретическая база опыта

        В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.).

       Современные исследования, посвящённые проблемам патриотического воспитания  и приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознание ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

       В.И. Луговинов совершенно справедливо заметил, что «решая проблему патриотического воспитания подрастающего поколения, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине».  

     Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

      Одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае является краеведение. Оно раскрывает связи родного города с Родиной, расширяет возможности распространения знаний о родном края, об особенностях его современной жизни. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.

       Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих в свою очередь, потребность, желание узнавать, как можно больше нового о своей малой Родине, т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

  1. Новизна опыта

       Новизна опыта заключается в создании организационно-педагогических условий патриотического воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала через соответствующее программно-методическое, дидактическое, диагностическое обеспечение. А также в создании системы работы детского сада по патриотическому воспитанию со всеми участниками образовательного процесса – педагогами, детьми и родителями – нацеленной на формирование у детей дошкольного возраста умения взаимодействовать с взрослыми и сверстниками на основе усвоенных ими норм и ценностей, принятых в обществе.

3.4. Трудоёмкость опыта

       Объединить усилия всех заинтересованных структур по патриотическому воспитанию дошкольников.

       Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста воспитателя:

- составление календарно – тематического плана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- разработка серий конспектов;

 - разработка презентаций, видеороликов;

 - подбор наглядного материала;

 - подбор диагностических анкет;

 - подбор соответствующих возрасту дидактических игр и упражнений;

 - подбор упражнений для физкультминуток.

3.5. Литература

1.Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  

   действительностью» Москва 2008г.

2. Алябьева Е.А. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками»    

    Москва 2003г.
3. Алексеева, О. Задания для маленьких патриотов  «Ребенок в детском

    саду». 2010г.

3.Баранникова, О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском  

   саду» М.: Аркти, 2010. – 203 с.

4. Буйлова,         Л.Н.         «Актуальные         направления         организации

   патриотического воспитания в системе дополнительного образования

   детей» 2013. - № 6.  

5. Воронова, Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры:

    метод. пособие 2008.  

6. Воротынцева, О. «Как научить детей любить Родину» 2009.  

7. Гогоберидзе, А. «Маленькие граждане большой страны».  Ребенок в

    детском саду. – 2009.

8. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. // Г.Н.    

    Данилина Москва Аркти, 2004г.

9. Денисова Р. «Патриоты дошкольного образования, обогащающие  

    личностное развитие». Дошкольное воспитание №12  2004г.

10. Денисова Р. «Патриоты дошкольного образования, обогащающие  

    личностное развитие». Дошкольное воспитание №12  2004г

11.Ишимова А.Н. История России в рассказах для детей. // А.Н. Ишимова -  

     М., 1998г.

12. Земскова Л.Н.-Названова «Люби и знай родной свой край» Москва  

     2007г.

13. Князева О.А., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской  

      народной культуры». Программа. Учебно – методическое пособие. 2

      издание 2004 г.

14. Князева О.А., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской

      народной культуры». Программа. Учебно – методическое пособие. 2

      издание 2004 г.

15. Мехель Д.А. Венёв. Путеводитель по городу. -Тула: 2022.

16. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод

      с польского). – М.: “Прогресс”, 1989.

17. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – ТЦ “Сфера”,

      2007.

ИМП 4: Технология опыта.

       С помощью наблюдений, опроса, бесед, игр, решение проблемных ситуаций было выявлено, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

       На основании сделанных выводов мною было принято решение о взятии темы «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников».

       Известно, что патриотические чувства могут быть сформированы у ребёнка уже в детском саду, при условии, если ведется целенаправленная и систематизированная воспитательная деятельность, направленная на патриотизм.

       Для определения первоначального уровня патриотизма с дошкольниками средней группы была проведена диагностика.

Диагностика проводилась по методике (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова,Н. В. Микляева.) .        

       Результаты диагностики первоначального уровня развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста показали, что: детей с высоким уровнем составляет 0%, средним 44%, низким 56%.

         Проанализировав результаты диагностики, я выявила, что знания по теме «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников» недостаточны.

Поэтому я поставила перед собой цель:

Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность.

      Для достижения цели поставила задачи, которые усложняются с возрастом детей:

- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

- формирование чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства;

- знакомство детей с географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми;

-  вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по

  изучению истории России, родного края, ориентировать родителей на

  патриотическое воспитание детей в семье;  

- через совместные виды детской деятельности развивать умения детей

  заботится об окружающей природе, близких, оказывать помощь

  окружающим людям, проявлять дружелюбие, считаться с интересами

  товарищей, договариваться со сверстниками, анализировать свои и чужие

  поступки.

      Изучила методическую и педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомление с родным городом наиболее близки.

        При отборе материала я учитывала возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствовало эффективному познанию окружающего мира. Учитывала то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями.

      По результатам анализа знаний детей был составлен перспективный план по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность.

       Работа над опытом охватывала период с 2020 года по 2023 год.

2020 – 2021 г. средняя группа Диагностика на начало и конец учебного года. Перспективное планирование (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

2021 – 2022 г. старшая группа Диагностика на начало и конец учебного года. Перспективное планирование (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

2022 - 2023 г. подготовительная группа. Диагностика на начало и конец учебного года. Перспективное планирование (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

         Для успешного решения поставленных задач я   использовала инновационные образовательные технологии, которые помогли мне достичь положительного результата.

     Это такие инновационные технологии как:

- Технология информационного обучения. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ: компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, различного рода мультимедиа. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

- Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения обеспечивает реализацию задач социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок» (активное обучение), «ребенок-другой ребенок» (интерактивное обучение) на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучению.

- Технология игрового обучения. Игровая мотивация присутствует в образовательной деятельности: это путешествия («Путешествие в страну «Здоровье», «Экскурсия по России», «Экскурсия в редакцию газеты «Красное знамя»), викторины «Калейдоскоп сказок». Для развития коммуникативных умений и навыков, эмоциональной сферы, эмпатии использую игры-упражнения.

- Здоровьесберегающие образовательные технологии. Это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры дошкольников. Целью этих технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи.

   В своей работе я придерживалась принципа «Не навреди!», соблюдая санитарно-гигиенические нормы, использовала следующие здоровьесберегающие компоненты:

  - физкультминутки: «Строим дом», «По родному краю», «Переменка», «Мой город», «Это я» и др.;

- пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Дружба», «Дом и ворота», «Помощники», «Прогулка»;

  - гимнастика для глаз «Моргание», «Вращение», «Поворот глаз».

    Итогом работы стало мероприятие «Мой любимый край».

     Система работы осуществлялась в 4 направлениях:

- работа с детьми;

- работа со специалистами;

- работа с учреждениями социума;

- работа с родителями.

      При организации совместной деятельности педагога с детьми уделялось огромное внимание:

  • экскурсиям: музей, библиотеку, к памятникам (аллеи славы, неизвестному солдату);

         -   тематическим неделям; развлечениям; праздникам;

  • развивающим играм (словесным, дидактическим, подвижным, настольно-печатным, народным);
  • -проектная деятельность;
  • индивидуальной работе с каждым конкретным ребенком, исходя из трудностей, замеченных воспитателем;
  • деятельности детей по их собственной инициативе.

При организации педагогического процесса по патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления с краеведческими материалами использовался широкий спектр самых разнообразных материалов: географические карты, глобус, народные игрушки, иллюстрации с изображением народных костюмов, предметные сюжетные картинки, иллюстрации, репродукции произведений изобразительного искусства, ярко иллюстрирующие самобытность народной культуры, стихи, загадки, потешки, пословицы, поговорки, презентации, 

видеоролики.

       Дети ежегодно принимали участие:

- в акциях: «Подарок пожилому человеку», «Добрые крышечки», «С заботой

  о зимующих птицах»;

- участвовали в проекте «Эколята – дошколята»;

- региональном экомарафоне для дошкольников «Зеленые истории»;

- изготовляли подарки для участников СВО, которые были переданы бойцам.

Параллельно проводилась работа с родителями.

        Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями

       Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого родителя и следование рекомендациям педагогов – обязательное требование и условие успешности этой работы.

       Для меня было важно установить доверительные отношения с семьями детей, убедить их в нашей искренней заинтересованности в установлении отношений взаимопонимания. И постепенно  родители стали   мне  доверять, прислушиваться к моим советам и мнениям, сами высказывали свои пожелания, просили о помощи в установлении взаимоотношений с детьми, стали  с удовольствием принимать участие во многих мероприятиях проходящих в детском саду.

       Формы сотрудничества с семьями воспитанников: анкетирование, родительские собрания, консультации, индивидуальные консультации, рекомендации, оформление стендовой информации, совместные праздники, совместные акции, реализация совместных проектов.

        Родители стали единомышленниками в проблеме приобщения детей к родному краю. Для этого была организована разнообразная совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

       Родители приглашались на все мероприятия, которые проходили в детском саду. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях группы и учреждения.  На протяжении учебного года детям и родителям была представлена возможность поучаствовать в разнообразных конкурсах и мероприятиях.

Родители принимали участие (всей семьей):

-в шествии и возложении цветов к обелиску неизвестного солдата, Аллеи  

  Славы;

- принимали участие в праздновании Дня города, где они имели возможность  

   окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Придя в детский сад дети с

   восторгом рассказывали об увиденном;

- городских спортивных соревнованиях, где получили призовые места;

-выполняли домашние задания для совместного творчества детей и

  родителей;

 учили пословицы, поговорки, стихи, делали свою родословную;

- анкетирование родителей: «Что я знаю о родном крае».

         Вместе с детьми и родителями были оформлены альбомы: «Моя семья», «Наш город», «Времена года», «Мой округ», «Природа родного края», «Моя Родина -Россия». Расширили уголок природы, в который внесли различные игры экологического содержания: «Чей малыш», «Найди ягодку», «Животные нашего края» и др. Внесли разнообразие в уголок ручного труда за счёт природного материала (высушенные листья, семена, перья, шишки, веточки, мох и т.д.). Подобрали специальную научно-познавательную и художественную литературу в книжном уголке о семье, о родном крае, стране; наборы открыток; фотографии о городе, вырезки из газет. Для поддержания познавательного интереса и расширения знаний о малой Родине в группе оформили патриотический уголок.

Содействовали в создании презентации «Моё любимое место родного края».

Принимали участие по благоустройству территории детского сада.

       Консультация для родителей: «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?», «Воспитание маленького гражданина», «Воспитываем, играя», «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста». «Как научить ребёнка любить и охранять родную природу», «Как воспитать маленького патриота», «Основы патриотического воспитания старших дошкольников», «Самостоятельность ребёнка. Её границы», «Авторитет — основа воспитания», «Эколята – защитники природы!».

Работа с учреждениями социума.

        Большое значение на формирование социальной компетентности оказывает связь с социумом.

       Жизнь ребёнка в детском саду обогащается и за счёт непосредственного участия в ней общественности и социальных институтов.

Сотрудники библиотеки, музея проводили с детьми беседы, развлечения, конкурсы.

Специалисты пожарной охраны знакомили детей с профессией пожарника. Они проводили с детьми беседы; показывали, как пользоваться пожарным инвентарем и т.д.

Главный редактор газеты «Красное знамя» подготовила видеоролик «Экскурсия в редакцию газеты».

Работа с педагогами.

       Консультация для воспитателей на тему: «Природа родного края, как средство нравственно - патриотического воспитания», «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

      Консультации индивидуальные по запросу.

      Открытое занятие по познавательному развитию «Ознакомление с газетой родного края» в подготовительной группе.

     Мероприятие «Мой любимый край».

Выступление на педсовете по теме: обобщающий опыт работы по теме самообразования: «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников».

ИПМ 5. Результативность

         К концу проекта диагностируемые результаты по сравнению с началом проекта значительно улучшились. Так, количество детей с высоким уровнем стало – 75%; со средним – 25%, низким – 0 %.

                                         2021 г.                     2023 г.

уровень

Начало года %

Конец года%

высокий

--

12 чел                 75%

средний

7  чел          44%

4 чел                   25%

низкий

9 чел.           56%

---

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями.

1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого

3 балла - – ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

на     начало          промежуточный     на конец

 Высокий      

 Средний

 Низкий

    Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает, что значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты:

- дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;

- с удовольствием рассказывают о семье, национальных традициях;

- хорошо ориентируются в своем микрорайоне, с гордостью рассказывают о достопримечательностях города и своего родного края, о знаменитых земляках;

- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

        Опыт работы доказывает, что только при объединении усилий всех субъектов образовательного процесса, при творческом подходе к реализации представленной программы, возможен качественный рост уровня знаний детей.

        Ребёнок становится более     свободным, уважает себя и других людей, понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей.   

       Подводя итоги работы с родителями, отмечаю, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребёнок выступал как полноправная, полноценная личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом Совете «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Инновационный опыт на тему: " Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников"

Проблема патриотического  воспитания  дошкольников – это основа формирования будущего гражданина, относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для вос...

Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

               Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и регионал...

Деловая игра «Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Презентация для деловой игры «Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...

«Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа. ...

Отчет по самообразованию на тему: «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников» в подготовительной группе за 2022-2023г.

Отчет  о проделанной работе по самообразованию на тему:«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»в подготовительной группе...