Методическая разработка занятия по художественно - эстетическому равитию Тема:«В гостях у соседей»
методическая разработка
Ребенок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства (изобразительную деятельность).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_sosedey.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Методическая разработка занятия
по художественно - эстетическому равитию
Тема:«В гостях у соседей»
Разработала: Воспитатель МБДОУ« Детский сад №10«Сказка» города Новочебоксарска Чувашской Республики Комарова Августа Владимировна |
Новочебоксарск – 2017
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.
Цель: Закреплять знания детей о нашей стране. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о чувашском орнаменте. Познакомить с марийским орнаментом, с его цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.
Задачи:
Образовательные: Учить созерцать красоту окружающего мира. Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (одежде).
Учить ритмично располагать узор.
Развивающие: Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Развивать эстетическое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родной стране, малой Родине, соседних республик. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность в работе.
Планируемые результаты:
Ребенок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства (изобразительную деятельность).
Материал к занятию:
Электронное письмо, материал для дидактической игры «Цветик - многоцветик», презентация «Марийская вышивка», презентация «Достопримечательности города Йошкар – Олы», листы в форме народной одежды: женские платья и мужские рубашки.
Оборудование:
- Технические средства (ноутбук, экран, проектор, колонка);
- Аудиозапись народной песни М. Пекцоркина «Кырык сирем», Е. Железновой «Приветствие»;
- Гуашевые краски;
- Кисти;
- Салфетки;
- Подставки для кисточек.
Предварительная работа:
1. Беседа на тему: «Моя Родина».
2.Изучение государственной символики (герб, гимн, флаг РФ, Чувашской республики).
3. Просмотр презентации «Чувашская вышивка»: (изучение чувашского орнамента).
4. Роспись национальной чувашской одежды.
5. Чтение марийских сказок.
Методы и приемы:
1. Ритуальный момент - Е.Железнова «Приветствие».
2. Игровая мотивация «Электронное письмо».
3. Чтение стихотворения Т.Боковой «Необъятная страна».
4. Поездка в Йошкар - Олу на автобусе.
5. Дидактическая игра «Цветик - многоцветик».
6. Беседа «Герои марийских сказок».
7. Физкультминутка «Леший».
8. Роспись одежды марийским орнаментом.
9. Выставка работ. Подведение итогов занятия.
10. Возвращение в детский сад.
Показатели успешности проведения занятий
1. Правильный выбор содержания занятия;
2. Дидактически правильное построение занятия и выбор приемов обучения;
3. Учет возрастных особенностей детей в ходе занятия;
4. Тщательная подготовка воспитателя к занятиям.
«В гостях у соседей»
Ход занятия:
Дети встают в круг. Звучит музыка Е. Железновой «Приветствие».
Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо. Сейчас мы его откроем. (Педагог читает стихотворение Т. Боковой).
Необъятная страна.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это стихотворение о Родине. Что такое Родина?
Дети: Это место, где мы родились, где мы живем, растем, ходим в садик.
Воспитатель: Как называется наш город? Республика?
Ответы детей.
Воспитатель: Наша страна огромная. В ней очень много городов, деревень, сел. Я предлагаю вам отправится в путешествие в город Йошкар - Олу на автобусе, и побывать в гостях у наших марийских соседей.
Дети садятся на стульчики - автобус.
Воспитатель: Вот мы и прибыли на автовокзал города Йошкар - Олы.
На экране компьютера появляется картинка автовокзала (Приложение 1, слайд 2).
Воспитатель: А вот и наши друзья. (На экране появляется картинка с изображением мальчика и девочки в национальном марийском костюме: приложение 1, слайд 3)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими соседями на чувашском языке: «Ыра ир пултар». «Пуры ирок!»- отвечают нам наши друзья. Они приглашают нас посетить интересные места города Йошкар - Олы. Занимайте, пожалуйста, свои места в автобусе.
Воспитатель объявляет первую остановку: Ботанический сад - институт. (Приложение 1, слайд 3)
Воспитатель: Ботанический сад - самое красивое место в этом городе. Наши друзья предлагают нам немного поиграть.
Игра «Цветик – многоцветик»
Цель: Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, воображение. Формировать стремление преобразовывать окружающую среду, вносить в нее элементы красоты, созданной своими руками.
Воспитатель: На клумбах ботанического сада, как вы видите, большое разнообразие цветов. А мы с вами сейчас посадим свои необычные цветы. Перед вами шесть лепестков. Назовите их цвета.
Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали все цвета. Разложите, пожалуйста, сначала три лепестка красного, желтого и синего цвета. А затем между красным и желтым мы положим оранжевый лепесток; между синим и желтым - зеленый; между красным и синим - фиолетовый лепесток.
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Давайте взглянем, какие чудесные цветы расцвели на клумбе ботанического сада - института! А мы отправляемся дальше.
Воспитатель: Следующая остановка - Театр юного зрителя.
На экране появляется изображение Театра юного зрителя города Йошкар - Олы. (Приложение 1, слайд 5)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно посмотреть в театре юного зрителя?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, здесь показывают спектакли и сказки маленьким зрителям.
Воспитатель: А каких героев марийских сказок и легенд мы с вами знаем?
Ответы детей.
Воспитатель: Героями марийских сказок являются легендарные богатыри: Онар, Чоткар - патыр, Кокша, Акпарс. Они охраняли марийскую землю от врагов. А прекрасных девушек - героинь звали Салика, Орина, Оксина, Унави, Юлавий.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, наши марийские друзья предлагают нам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Леший»
По тропинке леший шел,
На полянке гриб нашел.
(Ходьба)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
(Приседания)
Леший охает, устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся,
А потом назад прогнулся.
А потом вперед прогнулся.
И до пола дотянулся.
А потом вперед пошел
И опять грибок нашел
Воспитатель: Хорошо мы с вами поиграли. Пора отправляться дальше. Присаживайтесь, пожалуйста, в автобус.
Воспитатель: Следующая остановка - Этнографический музей.
На экране появляется картинка Этнографического музея. (Приложение 1, слайд 6)
Здесь хранятся старинные предметы народа мари: орудие труда, быта, старинная национальная одежда, украшения.(Приложение 1, слайд 7, 8, 9, 10)
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, обратите внимание на марийские национальные костюмы - женское платье и мужские рубашки. У нашего чувашского народа тоже есть национальные костюмы. Давайте вспомним какой орнамент преобладает в чувашской вышивке?
Дети: Геометрический, растительный, зооморфный орнамент.
Воспитатель: А какие цвета присутствуют в чувашской вышивке?
Дети: Красный, синий, желтый, зеленый цвета.
Воспитатель: Правильно... А теперь мы с вами посмотрим какие цвета в марийской вышивке и какой орнамент преобладает в костюмах народов мари. (Приложение 2, слайд 2,3,4,5,6,7,8,9,10)
Воспитатель: Наши друзья подготовили для нас задание. Мы с вами сейчас превратимся в искусных мастериц и мастеров и раскрасим национальные марийские костюмы. Мальчики будут раскрашивать низ и рукава мужских рубашек для героев - богатырей. А девочки будут раскрашивать низ и рукава платьев для марийских красавиц.
Самостоятельная работа детей: Роспись одежды марийским орнаментом. Во время рисования звучит марийская мелодия «Кырык сирем».
Выставка и анализ работ.
Воспитатель: Ну что ж, дорогие мои, наше путешествие подошло к концу. Чем нас порадовали наши соседи, чему нас научили?
Ответы детей.
Воспитатель: Пора возвращаться в наш любимый город Новочебоксарск. Попрощаемся с нашими замечательными марийскими друзьями:
«Тавтапуç ,Чипер юлăр». «Цеверын, тангвла» - отвечают нам.
Использованная литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд. - М: Мозаика-СИНТЕЗ,2014.
2. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.
4. Копцева Т.А. Природа и художник. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Интернет - источники:
1. http://detsadd.narod.ru/index_2_7_346.html
2.igri-po-nravstvennopatrioticheskomu…
3.mega - igr.ru
4.velesmagazin.ru
5. ns.portal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Область: «Художественно – эстетическое развитие» рисование.
Тема: «Маша в гостях у детей» Цель: дать полное представление детям младшей группы о Правилах дорожного движения....
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию во II младшей группе на тему «Дед Мороз пришел к нам в гости».
Учить детей создавать выразительный образ снеговичка из предметов круглой формы посредством увлекательной истории....
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Методическая разработка НОД (художественно-эстетическое направление, тема "Улитка")
Вид непосредственной образовательной деятельности: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельностиТема: «Улитки»Направлен...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию. На тему: "Осень разноцветная" для младшего возраста
Сценарий осеннего праздника для детей младшего возраста...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Путешествие в мир прекрасного»
Данная методическая разработка представляет собой три занятия направленные на развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребнос...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию "В гостях у сказки"
quot;В гостях у сказки"...