Обучение и воспитание на родном языке - путь к интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка
материал
Педагогами МБДОУ Детский сад №47 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уделяется большое внимание знакомству с историей, бытом, культурой народов Башкортостана через обучение детей татарскому языку.
Приоритетной задачей дошкольного учреждения является обучение детей татарскому языку и развитие у детей первоначальных умений и навыков татарской речи в устной форме, приобщение детей к национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_psiholog.doc | 645.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №47 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Тема: «Обучение и воспитание на родном языке - путь к интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка»
Родной язык – святой язык,
отца и матери язык,
Как ты прекрасен!
Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Г.Тукай.
Помощь в осознании важности истории родного края, изучения родного языка
являются важным в воспитании
ребенка и влияют на его дальнейшее развитие.
Педагогами МБДОУ Детский сад №47 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уделяется большое внимание знакомству с историей, бытом, культурой народов Башкортостана через обучение детей татарскому языку.
Родной язык – основа развития интеллекта, формирование эмоциональной сферы ребёнка, его морального облика, становления творческой личности, способной создавать национальные и культурные ценности. Это наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитание любви и уважения к родному народу, чувство гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру. В современных условиях подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-этнологических условиях. Дети, подростки, молодёжь большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома. Ослабляются, разрываются связи с родителями, с семьёй, родом, культурой, что наносит непоправимый урон нравственному становлению ребёнка.
Именно поэтому педагоги нашего учреждения активно работают над решением данной проблемы. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 47 городского округа город Уфа Республики Башкортостан расположен в самой старинной части нашего города – это Ленинский район. Здесь исторически проживает татаро-башкирская диаспора.
ДОО ориентировано на изучение национального языка.
Приоритетной задачей дошкольного учреждения является обучение детей татарскому языку и развитие у детей первоначальных умений и навыков татарской речи в устной форме, приобщение детей к национальной культуре.
В практике работа по обучению родному языку началась с выявления национального состава, языка общения в семье, социального положения, где основная роль отводится родителям. В ДОО созданы уголки башкирской татарской культуры, для национального возрождения народных традиций, оснащены уголки предметами быта куклами в национальных костюмах, образцами национальных предметов, в уголках художественно-продуктивной деятельности имеются дидактические игры, образцы национальной посуды, трафареты и шаблоны народного-прикладного искусства, атрибуты для нетрадиционной техники рисования.
Основными задачами являются:
1.Формирование и развитие у детей первоначальных умений и навыков овладения татарской речью в устной форме.
2.Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку, совершенствование их коммуникативных и интеллектуальных и духовных возможностей, достижение такого уровня владения речью, который необходим для обучения в школе.
3.Овладение ребенком - дошкольником к концу дошкольного детства, способностью осмысленно говорить на родном языке и стремиться изучать иностранные языки.
4.Совершенствовать интеллектуальное и духовное развитие в процессе обучения и воспитания детей на родном языке.
НАПРАВЛЕНИЯ
1.Поиск приемлемых форм диагностики для осознания эффективности педагогического процесса.
2.Рост профессионального и творческого уровня воспитателей.
3.Поиск нетрадиционных форм роботы для большого развития самостоятельности, свободы, индивидуальности каждого ребенка.
4.Стремление к гуманизации педагогического процесса.
5.Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательный процесс.
6.Психолого-педагогическое обеспечение формирования национальных отношений между детьми.
7.Безопасность детей в окружающем мире и социальная адаптация детей к жизни.
ПРИНЦИПЫ
1.Реализация права обучения и воспитания на родном языке детей дошкольного возраста.
2.Создание условий для приобщения детей к богатствам народной культуры, духовным и нравственным ценностям народа.
3.Гуманистический характер воспитания и образования, обеспечивающий свободное и полное развитие личности
4.Уважение к достоинству и свободе каждого ребенка, независимо от национальной принадлежности языка общения.
5.Создание языковой развивающей среды в условиях двуязычия для развития интереса к овладению языками приоритета воспитания общечеловеческих ценностей.
6.Единство семьи и детского сада в развитии интереса и потребности в изучении татарского языка и уважении обычаев, культурных традиций народа.
КРЕДО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №47
«Воспитывать ребенка-значит учить обходиться без нас»Л.Фортен
-укрепление духовной силы ребенка, энергетического и эмоционального баланса как противостояние болезням;
-творческое объединение детского сада, семьи и школы по вопросу социальной адаптации детей к жизни;
-обогащение педагогического процесса во взаимодействии:
ребенок-ребенок;
ребенок-взрослый;
ребенок-природа;
ребенок-социум;
-знакомство с историей, бытом, культурой народов родного края, через театрально - музыкальную и художественно-речевую деятельность.
ПЕРСПЕКТИВЫ
1.Организация функциональной интеграции детского учреждения с другими организациями культурно- социального значения :детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, разнообразия занятий в детских кружках по интересам;
2.Создание развивающей среды с пространственной трансформацией, со сменой композиций, составляемых самими детьми;
3.Поиск приемлемых форм диагностики для осознания эффективности педагогического процесса;
4.Рост профессионального и творческого уровня воспитателей;
5.Поиск нетрадиционных форм работы для большего развития самостоятельности, свободы, индивидуальности каждого ребенка;
6.Стремление к гуманизации педагогического процесса;
7.Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
8.Психолого-педагогическое обеспечение формирования национальных отношений между детьми;
9.Безопасность детей в окружающем мире и социальная адаптация детей к жизни.
В практике работа по обучению детей родному языку и привития любви к родному краю началась с выявления национального состава, языка общения в семье, социального положения семьи, где основная роль отводится родителям. Необходимо довести до сознания родителей о значении изучения родного языка с детьми. Преподносить больше информации о необходимости изучения родного языка и возрождений традиций и обычаев народов, населяющих республику.
С целью воспитывать у детей любовь к своей Родине, Республике проводятся различные мероприятия. Такие как: посещение этнографических и национальных музеев, встречи с известными людьми города. Организуются творческие вечера совместно с родителями. Воспитанники ДОО узнают о зарождении праздников, о ритуале его проведения.
В группах проходят недели татарских башкирских и русских сказок, особое внимание уделяется проведению музыкально-фольклорных праздников, которые проводятся совместно с библиотекой и школой «Сабантуй», «Навруз», «Корга буткасы» которые воспитывают в детях уважение к старшим и любовь к родному краю. Организовываются дни национальной кухни. Тематические выставки и праздники, посвященные памятным датам и выдающимся деятелям М.Кариму,Г.Тукаю,Д.Булгаковой,С.Алибаеву,для расширения знаний приглашаются артисты филармонии, драматического и кукольного театра.
Важной частью педагогической деятельности является установление доверительного и делового контакта между родителями и воспитанниками. Проводятся совместные мероприятия: « Шежерэ», «Мама папа я - дружная семья», « Аулак», круглый стол «Моя семья», « Отец - опора семьи» проводятся заседания клуба «Молодые родители».
В день пожилых людей приглашаются ветераны труда, старожилы. Организовываются чаепития, где дети с большим удовольствием показывают свои умения - танцы, песни на татарском языке, дарятся подарки сделанные руками детей.
ДОО ведет тесную связь с Городской Детской Библиотекой №18. Каждый год проводятся праздники для жителей микрорайона «Праздник улицы», «День города» где дети узнают историю микрорайона о жителях ветеранах. Тщательно подбирается детский репертуар, народные танцы, игры.
Развивая у детей певческие навыки, дошкольное учреждение постоянно принимает участие в районных городских и республиканских конкурсах.
Занятия по обучению татарскому языку проводятся два раза в неделю и закрепляются постоянно в режимных моментах при постоянном общении детей.
Педагоги используют в работе «Программа по обучению детей татарскому языку» -авторы Ф Юсупова и Р.Бурханова, «Эткэм-энкэмнен теле» -Т.Закирова.С.Гафарва «Я учу татарский », «Мой первы татарский словарь» и др. В ДОО накоплен определенный опыт по созданию условий для обучения детей татарскому языку. Но самое главное – мы видим результаты своего труда.
Дошкольное учреждение работает в тесной связи с МБОУ ЦО №25 с обучением детей татарскому языку.
Наши выпускники заметно отличаются от сверстников богатым словарным запасом, хорошим знанием культуры народов населяющих республику Башкортостан, национальных традиций и учатся на отлично.
ДОО имеет дипломы благодарственные письма, почетные грамоты от Администрации района, города, республики.
С полной уверенностью можно сказать, что нашему детскому саду удалось создать все условия для полноценного и всестороннего развития каждого ребенка. Педагогический коллектив ДОУ считает выбранное направление работы правильным и полон желания совершенствовать свою работу.
Педагог-психолог Гимазетдинова Гузель Юнусовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".
В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается доминирующая составляющая моей воспитательной работы...
Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»
Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процес...
«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»
Основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация, правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В обра...
«Интеллектуально-речевое развитие личности ребенка дошкольного возраста посредством английского языка»
Актуальный теоретический материал...
Консультация для родителей «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии личности ребенка в современном мире»
МБДОУ №16 «Нэфсэт» Консультация для родителей«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии личности ребенка в современном мире»...
Музыкальное воспитание как основа нравственного и духовного развития личности ребенка. Отчет музыкального руководителя за год
Представлен отчет музыкального руководителя за год....
Консультация для родителей на тему: «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»
laquo;Родной язык – святой язык, отца и матери язык,Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,А сказки бабушки потом я научился пони...
- Мне нравится (1)