Обучение и воспитание на родном языке - путь к интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка
материал

Гимазетдинова Гузель Юнусовна

Педагогами МБДОУ Детский сад №47 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уделяется большое внимание знакомству с историей, бытом, культурой народов Башкортостана  через обучение  детей татарскому языку.

Приоритетной задачей дошкольного учреждения является обучение детей татарскому языку и развитие у детей первоначальных умений и навыков татарской речи в устной форме, приобщение детей к национальной культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_psiholog.doc645.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №47 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Тема:  «Обучение и воспитание на родном языке - путь к интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка»

Родной язык – святой язык,

отца и матери язык,

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоем богатстве я постиг!

 Г.Тукай.

C:\Users\админ\Desktop\2015г-47\фото\ФОТО 2014г\ГЮ\IMG_7008.tif

                                                                                                 Помощь в осознании важности истории                             родного края, изучения родного языка

 являются важным в воспитании

 ребенка  и влияют на его дальнейшее  развитие.

Педагогами МБДОУ Детский сад №47 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уделяется большое внимание знакомству с историей, бытом, культурой народов Башкортостана  через обучение  детей татарскому языку.

 Родной язык – основа развития интеллекта, формирование эмоциональной сферы ребёнка, его морального облика, становления творческой личности, способной создавать национальные и культурные ценности. Это наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитание любви и уважения к родному народу, чувство гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру. В современных условиях подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-этнологических условиях. Дети, подростки, молодёжь большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома. Ослабляются, разрываются связи с родителями, с семьёй, родом, культурой, что наносит непоправимый урон нравственному  становлению ребёнка.

Именно поэтому педагоги нашего учреждения активно работают над решением данной проблемы. Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение  Детский сад № 47  городского округа город Уфа Республики Башкортостан расположен в самой старинной части нашего города – это Ленинский район. Здесь исторически проживает татаро-башкирская диаспора.

ДОО ориентировано на изучение национального языка.

Приоритетной задачей дошкольного учреждения является обучение детей татарскому языку и развитие у детей первоначальных умений и навыков татарской речи в устной форме, приобщение детей к национальной культуре.

В практике работа по обучению родному языку началась с выявления национального состава, языка общения в семье, социального положения, где  основная роль отводится родителям. В ДОО созданы уголки башкирской татарской культуры, для национального возрождения  народных традиций, оснащены уголки предметами быта куклами в национальных костюмах, образцами национальных предметов, в уголках художественно-продуктивной деятельности имеются дидактические игры, образцы национальной посуды, трафареты и шаблоны народного-прикладного искусства, атрибуты для нетрадиционной техники рисования.

Основными задачами являются:

1.Формирование и развитие у детей первоначальных умений и навыков овладения татарской речью в устной форме.

2.Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку, совершенствование их коммуникативных и интеллектуальных и духовных возможностей, достижение такого уровня владения речью, который необходим для обучения в школе.

3.Овладение ребенком - дошкольником к концу дошкольного детства, способностью осмысленно говорить на родном языке и стремиться изучать иностранные языки.

4.Совершенствовать интеллектуальное и духовное развитие в процессе обучения и воспитания детей на родном языке.

НАПРАВЛЕНИЯ

1.Поиск приемлемых форм диагностики для осознания эффективности педагогического процесса.

2.Рост профессионального и творческого уровня воспитателей.

3.Поиск нетрадиционных форм роботы для большого развития самостоятельности, свободы, индивидуальности каждого ребенка.

4.Стремление к гуманизации педагогического процесса.

5.Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательный процесс.

6.Психолого-педагогическое обеспечение формирования национальных отношений между детьми.

7.Безопасность детей в окружающем мире и социальная адаптация детей к жизни.

ПРИНЦИПЫ

1.Реализация права обучения и воспитания на родном языке детей дошкольного возраста.

2.Создание условий для приобщения детей к богатствам народной культуры, духовным и нравственным ценностям народа.

3.Гуманистический характер воспитания и образования, обеспечивающий свободное и полное развитие личности

4.Уважение к достоинству и свободе каждого ребенка, независимо от национальной принадлежности языка общения.

5.Создание языковой развивающей среды в условиях двуязычия для развития интереса к овладению  языками приоритета воспитания общечеловеческих ценностей.

6.Единство семьи и детского сада в развитии интереса и потребности в изучении татарского языка и уважении обычаев, культурных традиций народа.

КРЕДО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №47

 «Воспитывать ребенка-значит учить обходиться без нас»Л.Фортен

-укрепление духовной силы ребенка, энергетического и эмоционального баланса как противостояние болезням;

-творческое объединение детского сада, семьи и школы по вопросу социальной адаптации детей к жизни;

-обогащение педагогического процесса во взаимодействии:

ребенок-ребенок;

ребенок-взрослый;

ребенок-природа;

ребенок-социум;

-знакомство с историей, бытом, культурой народов родного края, через театрально - музыкальную и художественно-речевую деятельность.

ПЕРСПЕКТИВЫ

1.Организация функциональной интеграции детского учреждения с другими организациями культурно- социального значения :детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, разнообразия занятий в детских кружках по интересам;

2.Создание развивающей среды с пространственной трансформацией, со сменой композиций, составляемых самими детьми;

3.Поиск приемлемых  форм диагностики для осознания эффективности педагогического процесса;

4.Рост профессионального и творческого уровня воспитателей;

5.Поиск нетрадиционных форм работы для большего развития самостоятельности, свободы, индивидуальности каждого ребенка;

6.Стремление к гуманизации педагогического процесса;

7.Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;

8.Психолого-педагогическое обеспечение формирования национальных отношений между детьми;

9.Безопасность детей в окружающем мире и социальная адаптация детей к жизни.

В практике работа по обучению детей родному языку и привития любви к  родному краю началась с выявления национального состава, языка общения в семье, социального положения семьи, где основная роль отводится родителям. Необходимо довести до сознания родителей о значении изучения родного языка с детьми. Преподносить больше информации о необходимости изучения родного языка и возрождений традиций и обычаев народов, населяющих республику.

С целью воспитывать у детей любовь к своей Родине, Республике   проводятся различные мероприятия. Такие как: посещение этнографических и национальных музеев, встречи с известными людьми города. Организуются творческие вечера совместно с родителями. Воспитанники ДОО  узнают о зарождении праздников, о ритуале его проведения.

В группах проходят недели татарских башкирских и русских сказок, особое внимание уделяется проведению музыкально-фольклорных праздников, которые проводятся совместно с библиотекой и школой «Сабантуй»,   «Навруз», «Корга буткасы» которые воспитывают в детях уважение к старшим и любовь к родному краю. Организовываются дни национальной кухни. Тематические выставки и  праздники,  посвященные памятным датам и выдающимся деятелям    М.Кариму,Г.Тукаю,Д.Булгаковой,С.Алибаеву,для расширения знаний приглашаются артисты филармонии, драматического и кукольного театра.

Важной частью педагогической  деятельности является установление доверительного и делового контакта между родителями и воспитанниками. Проводятся совместные мероприятия: « Шежерэ»,   «Мама папа я - дружная семья», « Аулак», круглый стол «Моя семья», « Отец - опора семьи» проводятся заседания клуба «Молодые родители».

 В день пожилых людей приглашаются ветераны труда, старожилы. Организовываются чаепития, где дети с большим удовольствием показывают свои умения - танцы, песни на татарском языке, дарятся подарки сделанные руками детей.

ДОО ведет тесную связь с Городской Детской Библиотекой №18. Каждый год проводятся праздники для жителей микрорайона «Праздник улицы»,  «День города» где дети узнают историю микрорайона о жителях ветеранах. Тщательно подбирается  детский репертуар, народные танцы, игры.

Развивая у детей певческие навыки, дошкольное учреждение   постоянно принимает участие в районных городских и республиканских конкурсах.

Занятия по обучению татарскому языку проводятся два раза в неделю и закрепляются постоянно в режимных моментах при постоянном общении детей.

Педагоги используют в работе «Программа по обучению детей татарскому языку» -авторы Ф Юсупова и Р.Бурханова, «Эткэм-энкэмнен теле» -Т.Закирова.С.Гафарва «Я учу татарский », «Мой первы татарский словарь» и др. В ДОО  накоплен определенный опыт по созданию условий для обучения детей татарскому языку. Но самое главное – мы видим результаты своего труда.

Дошкольное учреждение  работает в тесной связи с МБОУ ЦО №25 с обучением детей татарскому языку.

Наши выпускники заметно отличаются от сверстников богатым словарным запасом, хорошим знанием культуры народов населяющих республику Башкортостан, национальных традиций и учатся на отлично.

ДОО имеет дипломы благодарственные письма, почетные грамоты от Администрации района, города, республики.

С полной уверенностью можно сказать, что нашему детскому саду удалось создать все условия для полноценного  и всестороннего развития каждого ребенка. Педагогический коллектив ДОУ  считает выбранное направление работы правильным и полон желания совершенствовать свою работу.

        Педагог-психолог Гимазетдинова Гузель Юнусовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".

В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы...

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процес...

«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»

Основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация,  правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В обра...

Консультация для родителей «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии личности ребенка в современном мире»

МБДОУ №16 «Нэфсэт»     Консультация для родителей«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии личности ребенка в современном мире»...

Консультация для родителей на тему: «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»

laquo;Родной язык – святой язык, отца и матери язык,Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,А сказки бабушки потом я научился пони...