«Интеллектуально-речевое развитие личности ребенка дошкольного возраста посредством английского языка»
методическая разработка (старшая группа)

Приказчикова Татьяна Сергеевна

Актуальный теоретический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интеллектуально-речевое развитие личности ребенка дошкольного возраста посредством английского языка»

        Как известно, родители стремятся обеспечить своим детям разностороннее обучение и развитие. Помимо детского сада, современные дошкольники посещают кружки дополнительного образования, где учатся рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, говорить на иностранном языке. Чаще всего они выбирают английский язык как наиболее популярный, распространенный, используемый в самых разных сферах. Ведь это язык компьютера и спорта, международных встреч и колоритной англо-американской культуры. Кроме того, он очень нравится детям. Озорство английских потешек, считалок, дразнилок, волшебство фольклорных сюжетов, живая палитра специфических английских звукосочетаний и звукоподражаний – все это не может оставить равнодушным дошколят.

      Раннее обучение иностранным языкам – это такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу.

      Обучение иностранным языкам как отрасль методической науки начало зарождаться в 19 веке. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам детей, как в России. В России в 19 веке можно было встретить ребенка, свободно говорящего на трех иностранных языках: французском, английском, немецком.

      Вопросы раннего обучения иностранным языкам всегда были в фокусе внимания педагогической печати и широко обсуждались как на страницах русских журналов, так и в педагогической, психологической, методической литературе. Выдающиеся русские педагоги  К.Д. Ушинский, Е. Водовозова, Е.И. Тихеева работали над методикой раннего обучения детей иностранным языкам. Современные авторы программ по обучению дошкольников иностранному языку опираются на их многочисленные труды.

      Как в отечественной, так и в зарубежной психологии есть данные о том, что ребенок овладевает иностранными языками легче, чем взрослый. Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга». Ребенок до 9 лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям.

     Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов языка». Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.

     Есть еще одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. Чем младше ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.

       В психологии обучения иностранному языку выделяют в качестве психологических принципов следующие аспекты:

  • мотивация (личная значимость предмета общения);
  • отношение человека к языку;
  •  установка на иноязычную речь;
  • самоактуализация и самоутверждение посредством языка;
  • активная личностная позиция, творческое начало, самостоятельность;
  • рефлексивность обучаемого (произвольное управление).

Для раннего этапа обучения, который понимается нами как процесс формирования основ языковой и минимальной коммуникативной компетенции, как начальный этап (подготовка к обучению в школе) дальнейшего изучения иностранного языка, это трансформируется в коммуникативную направленность процесса обучения, стимулирование познавательной (сознательной) мотивации и формирование положительного отношения к изучаемому языку и иноязычной культуре, что выступает целью и средством обучения.

              И.Л. Шолпо считает, что говорить о некоторых специфических способностях к языку, возможно, таким образом, она выделяет следующие основные параметры, по которым можно судить о большей или меньшей одаренности человека в области изучения иностранных языков:

  • Речевой слух, предполагающий чуткость к фонетической, ритмической и интонационной сторонам речи.
  • Языковая память, позволяющая быстро пополнить словарный запас, овладевать новыми формами и грамматическими конструкциями, переводить слова из пассивного словаря в активный.
  • Лексическое чутье, позволяющее связывать значение слова и его форму, проводить параллели с другими языками, чувствовать значение отдельных словообразующих суффиксов и приставок, определять оттенки значений при выборе необходимого слова из синонимического ряда и т.п.
  • Грамматическое (конструктивное) чутье, дающее возможность создавать стройное целое из разрозненных элементов, чувствовать общность грамматических конструкций, вычленять грамматический стержень, определять способы формообразования и согласования слов в предложении.
  • Эмоционально-образное восприятие языка, включающее в себя субъективную оценку слова, ощущение "вкуса", своеобразия данного языка, его красоты, обеспечивающее связь слова и понятия, наполняющее жизнью словесную абстракцию.
  • Функционально-стилистическое восприятие языка, предполагающее различение его стилевых пластов и умение оценить с этой точки зрения конкретную речевую ситуацию.

              И.Л. Шолпо предлагает свой вариант классификации обучающих игр, которые можно использовать на занятиях иностранным языком с дошкольниками.

Автор     подразделяет     обучающие     игры     на     ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.

К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу.

К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом.

Ритмомузыкальные игры - это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка.

Художественные, или творческие, игры - это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации, изобразительные игры и словесно-творческие.

На границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций находится такой вид деятельности, как импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде. Например, игра в "Репку" или "Теремок", в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения новой лексики, появляются новые персонажи и реплики.

       Сказка на иностранном языке обладает огромными воспитательными возможностями. Сказка - это всегда ненавязчивое воспитание. В лучших своих образах она открывает ребенку мир, суть человеческих отношений, человеческих чувств - доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания, и тем самым несет в себе богатый нравственный потенциал. Сказка дает детям яркий, многообразный образ мира, развивая кругозор ребенка.

     Сказка эффективно используется при решении задач учебного аспекта. Обучение говорению на основе сказки формирует у детей представление об иностранном языке как о средстве общения. Сказка является прекрасным средством для овладения различными умениями и навыками общения на изучаемом языке.

     При использовании сказки процесс формирования навыков говорения направлен на развитие готовности к общению, на использование иностранного языка как средства общения. Сказка способствует включению детей в процесс общения. На содержательной основе сказки могут быть построены различные ситуации игрового ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, диалоги. Таким образом, сказка является подходящим материалом для использования ее в качестве содержательной основы обучения в дошкольном возрасте.

Таким образом, обучающая игра - это ориентированная на зону ближайшего развития игра, совмещающая педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности. Образовательная деятельность по обучению детей английскому языку с использованием лингвострановедческого материала предъявляет ребенку требования, адекватные его возможностям и в определенной степени дает ребенку установку опережающего развития, являясь условием для полноценного гармоничного всестороннего развития личности ребенка.

      «Игра» - ключевое слово в системе занятий с дошкольниками. Она является и формой организации, и методом проведения занятий, на которых дети накапливают определенный запас английской лексики, разучивают много стихов, песенок, считалок, получают достаточный страноведческий материал, а также методом контроля усвоения знаний, а главное, игра – проверенный способ сделать занятие разнообразным, интересным и совсем неутомительным. Дети не всегда могут понять, что они занимаются английским языком: так ненавязчиво это происходит. Чем может быть образовательная деятельность по английскому языку в детском саду, если не калейдоскопом игр?

    В своей работе мы используем различные виды игр:

- игры на понимание речи, где дети, еще ничего не произнося, начинают привыкать к сочетаниям незнакомых звуков, учатся слушать и слышать, реагировать на речь преподавателя;

-  если предлагаем детям роль ведущего, то игры на понимание речи превращаются в игры на запоминание слов и конструкций, для успешного проведения которых важно вызвать в воображении детей яркий образ (с помощью картинок, игрушек, вкусовых и тактильных ощущений);

- игры с рифмовками, которые служат не столько для расширения лексического запаса, сколько для тренировки произношения (н-р, традиционные английские игры, т.к. в народных играх речь часто используется как фон);

- игры с песнями и движениями, т.к. это самый легкий и веселый способ отработать произношение и обогатить словарный запас, ведь совместное пение и движение создают атмосферу праздника;

- игры на отработку звуков.

      Игровые занятия создают условия не только для обучения детей английскому языку, но и предусматривают закрепление элементарных математических представлений, развитие речи, формирование навыков логического мышления, знакомят малышей с окружающим миром, расширяют их кругозор. Ведь только игра научит детей действовать поочередно, справедливо проигрывать, работать в команде, чувствовать принадлежность к группе, сопереживать и многому другому. При этом мы стараемся, чтобы каждый элемент занятия был нужен для решения его общей задачи или задач, чтобы движения или игра не становились самоцелью.

Вы помните стихи и песенки, выученные в детстве? Неважно, на каком они были языке, родном или иностранном, стоит вспомнить одну строчку - и все стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы «впечатывать» его в память. Но это происходит только в том случае, когда ему интересно. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в дошкольном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Поэтому свою деятельность по обучению детей английскому языку  я строю так, чтобы атмосфера игры царила  с первой и до последней минуты. Чем больше мы погружаем детей в атмосферу игры с непредсказуемым результатом, но по четким правилам, тем успешнее будет проходить обучение. Не нужно бояться того, что «слишком много» играющие дети не научаться серьезности и ответственности. Ребенок прекрасно умеет отличать вымышленный мир от мира реального и переносит умения, полученные в игре, на реально значимую деятельность.

                                                                                           

                                                                                                        Т.С. Приказчикова,

воспитатель высшей категории,

                                                                 руководитель  кружка по изучению   английского языка,

МБДОУ №19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".

В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы...

Использование сказки в развитии личности ребенка дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ре...

Консультация для родителей «Развитие личности детей дошкольного возраста посредствам этнокультурного воспитания».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился....

Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.

laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...

Консультация для родителей «Развитие личности детей дошкольного возраста посредствам этнокультурного воспитания».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился....